8 КЛАСС ЧТЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной
программой образования «Приказ 1599» обучающихся с умственной отсталостью (I вариант
учебного плана).
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе
следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Минобразования РФ от 10.04. 2002 года №29/2065п «Об утверждении учебных планов
специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии" (с изменениями и дополнениями).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29
декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с
изменениями и дополнениями).
- Программы для 5 – 9 классов для детей с ограниченными возможностями здоровья (автор М.
И. Шишкова).
Адаптированная рабочая программа, согласно учебному плану, рассчитана на 136 часов (4 часа в
неделю).
При реализации адаптированной рабочей программы используется учебник: учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы / З. Ф. Малышева. 16-е изд. – М.: Просвещение, 2021. – 287 с
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения чтения в 8 классе обучающийся должен
знать/понять

знать наизусть 8 – 10 стихотворений (объем 12 строк);

биографии писателей и их творчество;

литературные жанры: стихотворение, былины, сказки, рассказы, устное народное творчество;
уметь

читать вслух правильно, бегло, целым словом трудные по структуре слова в соответствии с
нормами орфоэпического произношения;

читать про себя доступные по содержанию отрывки из произведений и пересказывать их;

определять черты характера главных героев и выражать свое отношение к ним (нравится – не
нравится, почему);

пересказывать прочитанный текст с опорой на план и выделенную авторскую лексику;

выделять незнакомые слова и давать им объяснение (с помощью словаря).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.Устное народное творчество(14ч.)
Русские народные бытовые песни, пословицы, сказки. Жанры сказок: волшебные. Бытовые,
сказки про животных. Нравственный смысл сказок: добро должно побеждать зло; хочешь счастья –
учись уму разуму, не нарушай данного слова. Законы построения сказки: присказка, зачин,
троекратное повторение событий, концовка.
Былины (в авторском переложении) как отражение исторического прошлого народа.
2. Произведения русских писателей XIX века(50ч.)
Примерный список авторов: А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. А. Крылов, Н. А. Некрасов,
Л. Н. Толстой, И. С. Никитин, Д. М. Мамин-Сибиряк, А. Бунин, А. И. Куприн и др.
Краткие биографические сведения и рассказ о том реальном случае, который явился основой
для создания, включенного в учебник произведения.

3. Произведения русских писателей 1-й половиныXX века (33ч.)
Примерный список авторов: В. Г. Короленко, А. П. Чехов, И., А. М. Горький, С. А. Есенин, А.
Н. Толстой, К. М. Симонов.
4. Произведения русских писателей 2-й половиныXX века(39ч.)
Примерный список авторов: К. Г. Паустовский, А. Т. Твардовский, В. М. Шукшин, Н. А.
Рыленков, Ю. Коваль, Р. П. Погодин, Р. М. Рождественский, В. П. Астафьев.
Краткие биографические сведения и рассказ о том реальном случае, который явился основой
для создания, включенного в учебник произведения.
Навыки чтения.
Дальнейшее совершенствование сознательного, правильного, выразительного и беглого
чтения в соответствии с нормами литературного произношения. Чтение целым словом и по слогам
(для школьников с трудностями в овладении навыком чтения). Самостоятельная подготовка к
выразительному чтению с последующей его оценкой классом. Чтение диалогов по ролям,
драматизация.
Работа с текстом. Совершенствование умения устанавливать смысловые связи событий,
поступков героев. Анализ (с помощью учителя) литературного произведения с точки зрения
отражения
в нем нравственных истин. Составление характеристики героев путем отбора
соответствующих мест текста для подтверждения определенных черт характера. Выделение
авторского отношения к изображаемым событиям и героям произведения (с помощью учителя).
Формирование умения размышлять над поступками героев с точки зрения современной жизни.
Нахождение в тексте фрагментов описательного и повествовательного характера, установление их
различий. Выделение частей текста. Определение основной мысли каждой части текста. Составление
плана. Отбор опорных слов в каждой части для пересказа. Пересказ прочитанного текста.
Составление пересказа от имени одного из героев. Развитие умения ставить вопросы к тексту и
задавать их классу, выступая в роли учителя. Умение различать сказку, рассказ, басню,
стихотворение.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет, журналов. Коллективное
обсуждение прочитанного. Ведение дневников внеклассного чтения (с помощью учителя).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

Кол-во
часов
Устное народное творчество (14ч.)
1. Инструктаж по ТБ на уроках чтения. Устное
1
народное творчество (сказки).
2.- Сказка – один из распространѐнных видов
4
5. устного творчества.
3
«Волшебное колечко» (русская народная сказка).
4
Сказка «Волшебное кольцо». Сюжет сказки.
Характеристика героев.
5
Сказка «Волшебное кольцо». Добрые поступки
Мартынки.
6. Пословицы и поговорки.
1
7. Баллады.
1
8. В.А.Жуковский «Перчатка».
1
9. И.З.Суриков «Нашла коса на камень».
1
10. Былины.
1
11.- Былина «Садко».
3
13.
12

Дата проведения
план

Былина «Садко»..Выборочное чтение. Чтение по
ролям.
13 Былина «Садко»..Выделение устаревшей лексики.
Работа с иллюстрацией. Ответы на вопросы.
14. Внеклассное чтение. Устное народное
1
творчество. Чтение по ролям отрывка из былины
«Добрыня и Змей»
Произведения русских писателей XIX века (50ч.)
15. Александр Сергеевич Пушкин.
1
16.- М.Я. Басина «Публичное испытание».
2
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

И.И. Пущин «Записки о Пушкине».
А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд…».
А.С. Пушкин «Зимнее утро».
А.С. Пушкин «И.И. Пущину».
А.С. Пушкин «19 октября 1827» и «Няне».
А.С. Пушкин «Сожженное письмо», «Я вас
любил:..».
24.- А.С. Пушкин «Сказка о попе т работнике его
26. Балде». Самостоятельное чтение. Чтение по
ролям.
А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его
Балде»
Беседа по содержанию. Устаревшая лексика в
сказке.
А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его
Балде». Образы героев в сказке.
27. Внеклассное чтение. Устный журнал «По
страницам книг А.С. Пушкина».
28. М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта».
29. М.Ю. Лермонтов «Родина».
30. М.Ю. Лермонтов «Парус».
31. М.Ю. Лермонтов «Сосна».

1
1
1
1
1
1
3

1
1
1
1

1

факт

32.
36.

37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.

48.
49.
50.
51.
52.
53.
61.
54
55
56
57
58
59

М.Ю. Лермонтов «Сказка про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и удалого
купца Калашникова».
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и удалого
купца Калашникова». Рассказ Алены
Дмитриевны мужу.
Чтение по ролям отрывка из «Песни про царя
Ивана Васильевича » М.Ю. Лермонтова.
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и удалого
купца Калашникова». Кулачный бой на Москвереке.
М.Ю. Лермонтов «Песня царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и удалого
купца Калашникова» (обобщающий урок)
Беседа по содержанию, определение авторского
отношения к героям песни. Сравнение зачина о
концовки.
Внеклассное чтение. Поэтический урок..
И.А. Крылов.
И.А. Крылов «Волк на псарне».
И.А. Крылов «Осѐл и соловей».
И.А. Крылов «Муха и пчела».
Внеклассное чтение. «Счастливый случай».
Н.А. Некрасов «Размышления у парадного
подъезда».
Н.А. Некрасов «В полном разгаре страда…».
Н.А. Некрасов «Мороз, красный нос».
Н.А. Некрасов «Русские женщины». Рассказ о
декабристах, их жизни в сибирской каторге.
Составление плана. Словесное рисование.
Н.А.Некрасов «Русские женщины».
Деление текста стихотворения на части.
Выборочное чтение.
Выразительное чтение стихотворения
Внеклассное чтение. Произведения Н.А.
Некрасова.
И.С. Никитин.
И.С. Никитин «Русь».
И.С. Никитин «Утро на берегу озера».
И.С. Тургенев.
И.С. Тургенев «Муму». Приезд Герасима в город.
И.С. Тургенев «Муму». Необыкновенное
происшествие.
И.С. Тургенев «Муму». Муму в барских покоях.
И.С. Тургенев «Муму». Переживания Герасима.
И.С. Тургенев «Муму». Переполох в доме.
И.С. Тургенев «Муму». Решение Герасима.
И.С. Тургенев «Муму». Твѐрдость слова и сила
воли Герасима.

5

1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

1
1
1
1
1
9

60
61
62.
64.
63
64
65.
66.
67.

68.
69.
80.
70
71
72
73
74
75

76

77
78
79
80
81.

82.
83.
84
85.
86
87.
88.

Р. р. Сочинение по повести И.С. Тургенева
«Муму».
Краткий пересказ рассказа И.С. Тургенева
«Муму»
Л.Н. Толстой «После бала».

3

Л.Н.Толстой «После бала». Выборочный
пересказ.
Выборочный пересказ «На балу» по опорным
словам.
А.П. Чехов.
А.П. Чехов «Лошадиная фамилия».

1
2

А.П.Чехов «Лошадиная фамилия».
Характеристика отношения автор, а к героям.
В.Г. Короленко.
В.Г. Короленко «Слепой музыкант».

1
9

В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Знакомство
детей.
В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Жизнь в
усадьбе.
В.Г. Короленко «Слепой музыкант». В обществе
молодѐжи.
В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Объяснение
Эвелины и Петра.
В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Гордое
сознание своей силы.
Работа с иллюстрацией. Выявление авторского
отношения к героям повести.
Краткий пересказ повести по плану.
Работа с иллюстрацией. Выявление авторского
отношения к героям повести.
Краткий пересказ повести по плану.
Внеклассное чтение
М. Горький.
М. Горький «Макар Чудра».
А.М.Горький «Макар Чудра». Главные герои.
А.М.Горький «Макар Чудра».
Работа с иллюстрациями. Составление плана
пересказа. Опорные слова. Пересказ по плану.
Словесный портрет Лойко и Радды по опорным
словам.
С.А. Есенин. Биография поэта.
С.А. Есенин «Спит ковыль». Работа над
образными словами и выражениями. Словесное
рисование
С.А. Есенин «Пороша». Работа над образными
словами и выражениями. Словесное рисование
С.А. Есенин «Отговорила роща золотая».

1
3

1
1

1

1

89.
90.
91.
92.

93.
94.
96.

97.
98.
99.
10
0.
10
1.
10
2.
103.
108.
104

Внеклассное чтение. Поэтический урок.
А.П. Платонов.
А.П. Платонов «Разноцветная бабочка».

1
1
2

Беседа по творчеству писателя, содержанию
сказки. Признаки сказки. Составление плана
А.Н. Толстой.
А.Н. Толстой «Русский характер».

1
3

. Произведение А.Н. Толстого «Русский
характер». Егор Дрѐмов на войне.
А.Н.Толстой. «Русский характер». Егор Дремов в
родительском доме.
Н.А. Заболоцкий «Некрасивая девчонка».
1
Произведения русских писателей 2-й половины XX века (39 ч)
К.Г.Паустовский .
1
К.Г. Паустовский «Телеграмма». Одиночество
2
Екатерины Петровны.
К. Паустовский «Телеграмма Раскаяние Насти.
Внеклассное чтение. «Путешествие в живую
природу».
Р.И. Фраерман.

1

Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть
о первой любви. Печаль и радость.

6

Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть
о первой любви». В школе.
105 Новогодний праздник. Катя и Филька. Первые
слезы.
106 Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть
о первой любви». Пурга. Катя и Коля.
107 Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть
о первой любви». Прощание.
108 Р.р. Сочинение по повести Р.И. Фраермана «Что
значит истинная дружба?»
109. Л.А. Кассиль.
110. Л.А. Кассиль «Пекины бутсы».
112.
111 Л. А. Кассиль «Пекины бутсы». Личностные
качества Пеки.
112 Л. А. Кассиль «Пекины бутсы». Смешное и
грустное в рассказе.
113. А.Т. Твардовский.
114. А.Т. Твардовский «Василий Теркин».
118.
115 А.Т. Твардовский «Василий Тѐркин». Гармонь.
116 А.Т. Твардовский «Василий Тѐркин». «Кто

1

1
3

1
5

стрелял?», «В наступлении»
117 Описание В. Тѐркина по данному плану и
опорным словам. Словесное рисование.
118 Контрольный тест
119. Внеклассное чтение. «В гостях у Василия
Теркина».
120. В.М. Шукшин.
121. В.М. Шукшин «Гринька Малюгин». Оценка
главного героя. Пожар в бензохранилище.
123.
122 В.М. Шукшин «Гринька Малюгин». Понятие о
красоте человека.
123 Р.р. Что такое красота?
124. В.П. Астафьев.
125. В.П. Астафьев «Далекая и близкая сказка».
«Далѐкая и близкая сказка». Роль музыки в жизни
126. человека.
127. Р. П. Погодин.
128. Р. П. Погодин «Алфред». Дед Улан. Занятия
ребят.
132.
129 Р.П. Погодин «Алфред». Появление Алфреда в
деревне.
130 Р.П. Погодин «Алфред». Помощь ребят колхозу.
Случай в саду у деда Улана.
131 Сравнительная характеристика Стѐпки и Алфреда
по плану.
132 А.А. Сурков «Родина».
133. А.А. Сурков «Родина». Выразительное чтение.
134. Внеклассное чтение. Читаем летом.
135. Урок – путешествия «По страницам учебника».
136.

1
1
3

1
2

1
5

1
1
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».