5 КЛАСС ИЗО

Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена в
соответствии с
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом
Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ СОШ с. Троицкого.
- Учебный план образовательной организации.
-Учебное пособие для образовательных организаций, реализующих АООП «Изобразительное
искусство. 5 класс». Авторы: М.Ю.Рау, М.А. Зыкова.- Москва «Просвещение» 2019 год.
Рабочая программа предусматривает обучение предмету «Изобразительное
искусство» в 5 классе 1 час в неделю, итого 34 часа в год.
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучаю
щегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),обучения умению видеть
прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном иску
сстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности, развитии
зрительного восприятия формы, величины, конструкции,цвета предмета, его положения в
пространстве.
Основные задачи изучения предмета:
- Воспитание интереса к изобразительному искусству.
- Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека.
Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира,
художественного вкуса.
- Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства
искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора;
- Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и
по образцу, по памяти, представлению и воображению.
- Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках
изобразительного искусства заключается в следующем:
―коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия форм
строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения
находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и
различие между предметами;
― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения
ориентироваться в задании, планировать художественные работы;
― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем
использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением
разнообразных технических приемов рисования.
― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления,
представления и воображения.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Изобразительное искусство».
Предметными результатами освоения предмета «Изобразительное искусство» являются:
Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств,
назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная
поверхность», пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки:
Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
следование при выполнении работы инструкциям учителя;
рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы;
осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и
корректировка хода практической работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации
(вырезание и наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной
формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с
темой;
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры
предмета;
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов
в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение
смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и
действий.
Достаточный уровень:
знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец,
Хохлома и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и
аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка»,
«линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); нахождение необходимой
для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других
информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности (красиво, некрасиво, аккуратно,
похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации; применение разных
способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и
свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку,
семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного
искусства;
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордо
сти за свою страну; гордиться школьными успехами;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к
людям труда и результатам их деятельности;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в
разных ситуациях социального взаимодействиями (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать
собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма

для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения
информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять
цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять поиск с
редств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решен
ия практических и учебных задач; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в
процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в
соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической
деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные,
доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Содержание программы строится по четырем направлениям :
1.Умение анализировать форму, строение объекта наблюдения, выделять в нем части, определять
пропорции и видеть объект целостно, а затем изображать его, передавая относительное сходство.
2. Восприятие цвета предметов и явлений окружающей природной среды и умение изображать
полученные при наблюдении впечатления красками (акварелью и гуашью) разными способами
(по сухой и по мокрой бумаге) и другими художественными материалами (цветными
карандашами, мелками, фломастерами).
3.Умение работать над композицией в практической деятельности (выделение центра композиции
способом центрального расположения главного объекта, выделения цветом).
4. Более углубленное восприятие некоторых произведений изобразительного искусства, а также
восприятие предметов декоративно-прикладного искусства, являющихся темой занятия (уметь их
рассматривать и рассказывать об их содержании)
Программой предусматриваются следующие виды работы:
рисование с натуры и по образцу (готовому изображению);
рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и
заданную тему; декоративное рисование.
проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с
картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения
народного и декоративно-прикладного искусства.
Обучение восприятию произведений искусства. Примерные темы бесед:
«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульп
торов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».
«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративноприкладное искусства, архитектура, дизайн.
Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного
искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение
жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы
используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа
декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек,
переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы
в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с
произведениями народных художественных промыслов в России с учетом
местных
условий. Произведения мастеров расписных промыслов
(хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.).

Критерии и нормы оценки знаний, обучающихся
по изобразительному искусству
На уроках изобразительного искусства оценивается как уровень восприятия учащимися
произведений искусства и явлений культуры, так и уровень выполнения практических заданий.
Причем решающую роль при выставлении отметки играет оценивание художественно-творческой
деятельности в силу практического характера занятий по изобразительному искусству. Отметка по
изобразительному искусству должна быть стимулирующей, поддерживающей интерес к изучению
предмета
Задачей оценки является анализ результата или хода деятельности. Конечный момент
оценки — определение путей совершенствования творчества учащихся. Оценка детских рисунков
как работ творческого характера требует особого педагогического такта. При оценке детского
рисунка следует учитывать индивидуальность ученика. Начинать оценку следует с положительной
характеристики работы. Оценка может иметь место на различных этапах урока в начале занятия, в
ходе самостоятельной работы детей, в конце урока. Творчество как один из факторов,
учитываемых при оценке, складывается из: возрастных особенностей деятельности ученика,
качеств его личности, элементов творчества в рисунке.
С учетом современных требований оценочной деятельности в начальной и общей школе
учитель использует словесную оценку (оценочное суждение) и цифровую оценку
(отметку). Словесная оценка — это краткая характеристика результатов работы ученика на уроке
изобразительного искусства. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником
результаты его деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью
словесной оценки является ее содержательность, анализ работы
школьника (правильно ли, аккуратно ли, красиво ли), четкая фиксация (прежде всего!) успешных
результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личных
характеристик учащихся («не внимателен», «не старался», «поленился»).
Анализ учебных и творческих работ учащихся на уроках ИЗО:
Правильное понимание поставленных задач при выполнении учебных и творческих работ.
Раскрытие темы:
-осмысление темы и достижение образной точности;
импровизация и использование собственных впечатлений при выполнении работы;
-оригинальность замысла.
Композиция
-знание, понимание и применение на практике основных законов композиции;
-органичность и целостность композиционного решения.
Рисунок
-владение основами изобразительной грамоты (умение последовательного выполнения работы в
заданном формате, передачи пропорций и характера изображаемого объекта, выявление
конструктивных и пластических особенностей формы и объема посредством светотеневой
проработки и расположения в пространстве, передачи тональных отношений при сохранении
цельности изображения).
В зависимости от поставленных задач:
-степень сходства изображения с предметами реальной действительности (реалистический
рисунок);
-умение решать задачи, основанные на ассоциативном восприятии окружающего мира через
трансформацию природных и искусственных форм.
Цветовое решение
-знание ключевых понятий цветоведения из области физических основ цвета и основ его
зрительного восприятия;
-умение использовать типы колорита для создания цветовой гармонии.
Техника исполнения
-умение использовать основные изобразительные средства выражения замысла: точка, штрих,
линия, пятно, цвет, тон, фактура;
-владение различными техниками и приемами в области изобразительного искусства;
-использование современных материалов;

-наличие культуры исполнительского мастерства.
Контроль за выполнением рабочей программы осуществляется по следующим параметрам
качества:
1) степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий;
2) характер деятельности (репродуктивная, творческая);
3) качество выполняемых работ и итогового рисунка.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы.
При оценке выполнения практических заданий учитель руководствуется следующими
критериями:
-качество выполнения изучаемых на уроке приемов рисования и работы в целом;
-степень самостоятельности;
-уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный).
-Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его
творческим находкам.
Практические задания (индивидуальное задание):
Отметка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в разработке
композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны
между собой, верно переданы пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные
знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяются приемы
и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с
соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.
Отметка «4» — уровень выполнения требований хороший, но допущены незначительные ошибки
в разработке композиции, есть нарушения в передаче пропорций и размеров; обучающийся
допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой
подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.
Отметка «3» — уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены ошибки
в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из различных
разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка;
понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не
выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности;
Отметка «2» — ученик не знает основных элементов процесса рисования, не умеет пользоваться
дополнительным материалом, не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями
и навыками, определенными в образовательном стандарте.
Устный ответ:
Отметка «5» — учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими
словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно
отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «4» — учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные
ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на
дополнительные вопросы.
Отметка «3» — учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает
значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ
конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «2» — учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его
своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные
вопросы учителя.
Оценка за теоретические знания (тест, термины, понятия, даты.)
5 — «отлично» — ученик ответил на вопросы, что составило 100% - 80%;
4 — «хорошо» — ученик ответил на вопросы, что составило 79% - 51%;
3 — «удовлетворительно» — ученик ответил на вопросы, что составило 50% - 30%;
2 — «неудовлетворительно» ученик ответил на вопросы, что составило менее 30%.

Календарно- тематическое планирование

№
п/п

Тема урока

Виды
деятельности

Количество
часов

Дата проведения
По плану
Фактически

Раздел 1. Древние корни народного искусства (10 часов)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Стартовый
образовательный
модуль «Мы
пятиклассники»
Древние образы в
народном искусстве.
Творческая работа

участие в
практической
работе

выполнение
рисунка на тему
древних образов –
птица Сирин
Убранство русской
создание эскиза
избы. Творческая
декоративного
работа.
убранства избы:
украшение
деталей дома
солярными
знаками,
растительными и
зооморфными
мотивами,
геометрическими
элементами
Убранство русской
выполнение
избы. Творческая
рисунка на
работа
заданную тему в
цвете
Внутреннее
изображение
убранство
внутреннего
крестьянского дома. убранства русской
Творческая работа
избы с
включением
деталей
крестьянского
интерьера
Конструкция и декор выполнение
предметов народного эскиза
быта. Творческая
декоративного
работа
убранства
предметов
крестьянского
быта
Русская народная
создание эскиза
вышивка.
вышитого
Творческая работа
полотенца по
мотивам народной
вышивки
Народная
создание эскизов
праздничная одежда. народного
Женский и мужской праздничного
костюм. Творческая
костюма

1

1

1

1

1

1

1

1

9-10.

11.

работа

нарядным
орнаментом

Праздничные
народные гуляния.
Творческая работа

участие в
творческой работе

Раздел 2. Связь времен в народном искусстве (12 ч)
Древние образы в
создание эскиза
1.
современных и
народных игрушках.
Творческая работа

12.

Древние образы в
современных и
народных игрушках.
Творческая работа

13.

Искусство Гжели.
Истоки и современное
развитие промысла.
Творческая работа
Искусство Гжели.
Истоки и современное
развитие промысла.
Творческая работа

14.

15.

Искусство Городца.
Истоки и современное
развитие промысла.
Творческая работа

16.

Искусство Городца.
Истоки и современное
развитие промысла

17.

Искусство Хохломы.
Истоки и современное
развитие промысла.
Творческая работа.
Искусство Хохломы.
Истоки и современное
развитие промысла.
Творческая работа

18.

2

народной игрушки и
украшение ее
декоративными
элементами в
соответствии с
традицией одного
из промыслов.
создание эскиза
1
своей игрушки и
украшение ее
декоративными
элементами в
соответствии с
традицией одного
из промыслов.
повтор и вариация
1
элементов
Гжельской росписи
изображение
выразительной
посудной формы с
характерными
деталями (носик,
ручка, крышечка) на
листе бумаги
нарядной
гжельской
росписью
создание эскиза
сказочной
цветочной
композиции по
мотивам
Городецкой
росписи
выполнение
рисунка на
заданную тему в
цвете
повтор и вариация
элементов
Хохломской
росписи
создание
композиции на тему
Золотая хохлома

1

1

1

1

1

19.

Искусство Жостова.
Истоки и современное
развитие промысла.
Творческая работа

20.

Искусство Жостова.
Истоки и современное
развитие промысла.
Творческая работа
Образовательный
модуль «Картинки
культуры мира»
Коллективная
творческая работа коллаж «Кто написал
Тома Сойера?»
Образовательный
участие в работе по
модуль «Картинки
защите коллажа
культуры мира» Работа
- коллаж «Кто написал
Тома Сойера?»
Тематическая
проверочная работа

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

создание эскиза
цветочной
композиции на
подносе по
мотивам
Городецкой
росписи
выполнение
рисунка на
заданную тему в
цвете
участие в работе по
изготовлению
коллажа

1

1

1

1

Раздел 3. Декор, человек, общество, время (6 часов)
Роль народных
проведение
1
промыслов в
беседы или
современной жизни. занимательной
Творческая работа
викторины
Зачем людям
создание эскиза
1
украшения.
модного
Творческая работа
украшения
Украшение в жизни
выполнение
1
древних обществ.
эскиза украшения
Творческая работа
в котором
используются
характерные
знаки-символы
Одежда «говорит» о выполнение
1
человеке. Творческая эскиза костюма
работа
Древней Греции
или Древнего
Рима с учетом
отличий в одежде
у людей разных
сословий
Что такое гербы и
создание по
1
эмблемы, зачем они
образцу гербов
людям? Творческая
(коллективная
работа
работа)
Роль декоративного
выполнение
1
искусства в жизни
различных
человека и общества. аналитически -

Тематическая
проверочная работа

29.

30.

31.

32.

33.

34.

творческих
заданий,
например, увидеть
неточности,
которые допустил
художник при
изображении
костюма, или
систематизировать
зрительный
материал
(предмета быта,
костюм,
архитектура) по
стилистическому
признаку.

Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире (6 часов)
Современное
Участие в
1
выставочное
викторине.
искусство.
Творческая работа
Создание
выполнение
1
индивидуальной
эскиза творческой
проектной
работы на
декоративной работы заданную тему
в технике мозаики.
Творческая работа
Создание
выполнение
1.
индивидуальной
творческой
проектной
работы в цвете на
декоративной работы заданную тему
в технике мозаики.
Творческая работа
Создание
участие в
1
коллективной
коллективной
декоративной работы работе
Витраж. Творческая
работа
Создание
участие в
1
коллективной
коллективной
декоративной работы работе
Витраж. Творческая
работа
Представление и
участие в
1
защита творческих
коллективной
работ.
работе
Итого:
34 часа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».