ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования «Приказ 1599» обучающихся с умственной отсталостью (I вариант учебного плана). Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: - Федеральный Закон от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Приказ Минобразования РФ от 10.04. 2002 года №29/2065п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии" (с изменениями и дополнениями). - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями). - Программы для 5 – 9 классов для детей с ограниченными возможностями здоровья. Адаптированная рабочая программа, согласно учебному плану, рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю). При реализации адаптированной рабочей программы используется учебник: Русский язык: 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. 9-е изд. – М.: Просвещение, 2023. – 255 с «Русский язык» 8 класс Рабочая программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 34 недели). Программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с нарушением интеллектуального развития. Орфографический и грамматический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Целью рабочей программы является описание условий для овладения обучающимися знаний по грамматике на более сложном речевом и понятийном материале. В ходе реализации программы решаются следующие взаимосвязанные задачи: − дать обучающимся прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики; − учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме; − развивать социальную активность в плане общего развития и сформированности нравственных качеств. Специальная задача коррекции речи и мышления школьников 8 класса с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности. Общая характеристика учебного процесса Рабочая программа определяет оптимальный объем знаний и умений по русскому языку, который доступен большинству школьников с лѐгкой умственной отсталостью. Учитывая особенности этой категории обучающихся, рабочая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала. Работу по обучению детей со сниженным или повышенным уровнем усвоения программного материала следует осуществлять по индивидуальному образовательному маршруту. Основной формой организации процесса обучения по предмету «Русский язык» является урок. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Каждый урок русского языка оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения. Во время урока проводится 1 динамическая пауза. Основу формирования знаний, умений и навыков составляет технология личностноориентированного обучения, которая реализуется через индивидуальный и дифференцированный подход, учѐт психофизических и психоэмоциональных особенностей обучающегося. Текущий и итоговый контроль в 8 классе Текущий контроль осуществляется на каждом уроке. Текущий и итоговый контроль осуществляется по 5-балльной системе (минимальный балл - 2; максимальный балл - 5). Учитель, проверяя и оценивая работы (в том числе достигнутые обучающимися навыки и умения), выставляет отметку в классный журнал. В процессе обучения выставляются промежуточные отметки успеваемости по 5-балльной системе за освоение учебных дисциплин за полугодие. В конце учебного года выставляются годовые отметки по 5-балльной системе на основании промежуточных отметок успеваемости, выставленных за полугодия. Содержание учебного предмета «Русский язык» № п/п I II Наименование разделов Всего часов Повторение Состав слова. Текст 11 15 III IV V VI Части речи. Имя существительное Имя прилагательное Местоимение Глагол 19 16 20 19 VII VIII IX Наречие Предложение. Текст Повторение Итого 13 9 13 136 часов Основные требования к знаниям и умениям обучающихся по окончании 8-го года обучения Обучающиеся должны знать: − языковые единицы русского языка (их признаки, методы проведения различных видов анализа слова, словосочетания и предложения); − орфографические и пунктуационные правила в рамках рекомендуемой программы. Обучающиеся должны уметь: − правильно обозначать звуки буквами на письме; − подбирать группы родственных слов (несложные случаи); − проверять написание в корне безударных гласных звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов; − разбирать слово по составу; − выделять имя существительное, имя прилагательное, местоимение, наречие и глагол как части речи; − строить простое и сложное распространенное предложение с однородными членами; − связно высказываться устно и письменно (по плану); − пользоваться словарем. КОНТРОЛЬНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков русского языка в 8 классе (136 часов) № п/п Дата Содержание программного материала 1 Повторение изученного в 7-м классе. Простые и сложные предложения 2 Повторение изученного в 7-м классе. Простые и сложные предложения 3 Повторение изученного в 7-м классе. Составление сложных предложений 4 Повторение изученного в 7-м классе. Однородные члены предложения 5 Вводный повторительный диктант с грамматическим заданием 6 Однородные члены предложения. Выделение однородных членов из предложения 7 Однородные члены предложения. Использование в предложении 8 Знаки препинания при обращении 9 Использование обращений в предложениях 10 Предложение. Закрепление знаний 11 Контрольные вопросы и задания 12 Корень. Однокоренные слова 13 Приставка, суффикс, окончание 14 Приставка, суффикс, окончание 15 Разбор слова по составу 16 Разбор слова по составу 17 Проверка орфограмм в корне 18 Нахождение орфограмм в корне и их проверка 19 Правописание приставок 20 Орфограммы в корне и приставке 21 Текст. Составление плана текста 22 Сложные слова с соединительными гласными О, Е 23 Сложные слова без соединительной гласной 24 Сложные слова с соединительной гласной и без неѐ 25 Состав слова. Закрепление знаний 26 Состав слова. Закрепление знаний 27 Контрольные вопросы и задания 28 Различение частей речи 29 Значение существительных в речи 30 Существительные, близкие по значению 31 Род, число и падеж существительных 32 Определение склонения существительных 33 Ударные и безударные окончания существительных 34 Правописание падежных окончания существительных 1-го склонения 35 Правописание падежных окончаний существительных 2-го склонения 36 Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения 37 Правописание падежных окончаний имѐн существительных в единственном числе 38 Изменение по падежам существительных во множественном числе 39 Постановка падежных вопросов к существительным во множественном числе 40 Падежные окончания существительных во множественном числе 41 Ударные и безударные падежные окончания существительных во множественном числе 42 Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе 43 Окончания родительного падежа существительных во множественном числе 44 Склонение существительных. Закрепление знаний 45 Существительное. Закрепление знаний 46 Контрольные вопросы и задания 47 Значение прилагательных в речи 48 Прилагательные, близкие по значению 49 Словосочетания с прилагательными 50 Род и число прилагательных 51 Изменение окончаний прилагательных по вопросам 52 Постановка вопросов к прилагательным 53 Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе 54 Текст. Подбор примеров для подкрепления основной мысли текста 55 Выделение словосочетаний с прилагательными во множественном числе 56 Изменение прилагательных во множественном числе по падежам 57 Постановка вопросов к прилагательным во множественном числе 58 Правописание падежных окончаний прилагательных во множественном числе 59 Правописание падежных окончаний прилагательных во множественном числе 60 Склонение прилагательных. Закрепление знаний 61 Прилагательное. Закрепление знаний 62 Контрольные вопросы и задания 63 Значение местоимений в речи 64 Различение местоимений по лицам и числам 65 Наблюдение за склонением местоимения Я 66 Склонение местоимения Я 67 68 Наблюдение за склонением местоимения МЫ Склонение местоимения МЫ 69 Склонение местоимений Я и МЫ 70 Наблюдение за склонением местоимения ТЫ 71 Склонение местоимения ТЫ 72 Наблюдение за склонением местоимения ВЫ 73 Склонение местоимения ВЫ 74 Склонение местоимений ТЫ и ВЫ 75 Наблюдение за склонением местоимений ОН, ОНА, ОНО 76 Склонение местоимений ОН, ОНА, ОНО 77 Наблюдение за склонением местоимения ОНИ 78 Склонение местоимения ОНИ 79 Склонение местоимений ОН, ОНА, ОНО, ОНИ 80 Местоимение. Закрепление знаний 81 Местоимение. Закрепление знаний 82 Контрольные вопросы и задания 83 Значение глаголов в речи 84 Глаголы, близкие по значению 85 Частица НЕ с глаголами 86 Неопределѐнная форма глагола 87 Изменение глаголов по временам и числам 88 Знакомство с глаголами 1-го лица 89 Постановка вопросов к глаголам 1-го лица 90 Употребление глаголов в 1-м лице единственного и множественного числа 91 Знакомство с глаголами 2-го лица 92 Постановка вопросов к глаголам 2-го лица 93 Правописание глаголов 2-го лица единственного числа 94 Употребление глаголов во 2-м лице единственного и множественного числа 95 Знакомство с глаголами 3-го лица 96 Постановка вопросов к глаголам 3-го лица 97 Употребление глаголов в 3-м лице единственного и множественного числа 98 Правописание глаголов, которые заканчиваются на -тся и -ться 99 Различение глаголов по лицам и числам 100 Глагол. Закрепление знаний 101 Контрольные вопросы и задания 102 Наречие как часть речи 103 Наречие - неизменяемая часть речи 104 Значение наречий в речи 105 Образование наречий от прилагательных 106 Наречия, противоположные и близкие по значению 107 Наречия, отвечающие на вопрос как? 108 Наречия, отвечающие на вопрос где? 109 Наречия, отвечающие на вопрос когда? 110 Наречия, отвечающие на вопросы куда? откуда? 111 Постановка вопросов к наречиям 112 Подбор наречий с опорой на вопросы 113 Наречие. Закрепление знаний 114 Контрольные вопросы и задания 115 Простое предложение с однородными членами 116 Распространение предложений однородными членами 117 Сложное предложение без союзов 118 Сложные предложения с союзами И, А, НО 119 120 121 122 123 124 125 126 Составление сложных предложений с союзами И, А, НО Сравнение простых и сложных предложений Распространение простых и сложных предложений Предложение. Закрепление знаний Контрольные вопросы и задания Повторение. Состав слова Повторение. Существительное Повторение. Прилагательное 127 Повторение. Местоимение 128 Повторение. Глагол 129 Повторение. Наречие 130 Повторение. Предложение 131 Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием 132 Резервный урок 133 Резервный урок 134 Резервный урок 135 Резервный урок 136 Резервный урок