8 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД

Пояснительная записка.
Рабочая программа по профильному труду для 8 класса VIII вида разработана в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» на основе федерального государственного
образовательного стандарта общего образования в соответствии со следующими
документами: Учебный план, локально-нормативный акт «Положение о рабочей
программе учебного предмета (курса) педагога, реализующего федеральный
государственный образовательный стандарт» утвержденный приказом от
28.08.20 № 89-ОД.
Рабочая программа разработана на основании «Программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 класса. Под
редакцией В.В. Воронковой – М., ВЛАДОС, 2011г.
Согласно учебному плану МБОУ СОШ имени Героя Советского Союза Н.Д.
Дронова села Троицкого на курс «Профильный труд 8 класс» отводится 7 часов
в неделю, что составляет 238 ч. в год.
Цель: подготовить обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к
жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Задачи обучения:
 овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного
и механизированного труда с использованием распространенных инструментов,
механизмов и машин, способами управления отдельными видами
распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей
профессиональной деятельности;
 развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное
совершенствование, формирование у них толерантных отношений и
экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
 приобретение опыта созидательной и творческой деятельности, опыта
познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых
компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов
деятельности.
Основные направления коррекционной работы:
- Развивать ассоциативное мышление;
- Развивать эмоционально-образное восприятие мира;
- Развивать анализирующее наблюдение, выделяя основные признаки предмета;
- Развивать конструкторское мышление и воображение учащихся;
- Развивать координацию движений в процессе преобразования объекта труда;
- Развивать логическое мышление, закрепляя навыки самостоятельной работы
при выполнении трудовых операций;
- Развивать произвольность через последовательность выполнения действий;
- Развивать наблюдательность и опыт практического обобщения;
- Развивать познавательную активность через интерес школьников к
выполняемой работе;
- Формировать ассоциативное мышление через сравнение форм различных

предметов;
- Формировать у обучающихся образ конкретного объекта на основе словесных
объяснений;
- Способствовать развитию мелкой мускулатуры кистей и выработки точности
движений;
- Развивать волевые качества, самостоятельность.
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он
служит важным средством развития духовных, нравственных, физических
способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее
влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения
потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального
прогресса.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс предмета «Профильный труд» является логическим продолжением
изучения предмета «Ручной труд» в 1-4 классах. Распределение учебного
материала, также как и на предыдущем этапе, осуществляются концентрически,
что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно
практического изучения предмета к практико-теоретическому изучению, но с
обязательным учетом значимости усваиваемых знаний и умений в
формировании жизненных компетенций. Содержание программы, обеспечивая
освоение базового минимума, расширено в сторону получения прикладных
знаний, умений и навыков для подготовки к самостоятельной жизни, уходу за
детьми, снижению уровня опеки со стороны близких и окружающих подростка
людей, формирование для каждого ребѐнка максимально возможного уровня
самостоятельности.
Обучение учащихся по программе «Профильный труд» предусматривает
сообщение учащимся специальных знаний, выработку умений и навыков,
необходимых для обслуживания себя и близких, ведения домашнего хозяйства, а
также подготовку учащихся к профессиям обслуживающего труда, основным
содержанием которых является уборка помещений различного назначения
(детский сад, школа, больница, офис, частная квартира), уборка уличных
территорий.
Программный материал составлен с учетом возрастных и психофизических
особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Основной базой обучения служит специально оборудованный кабинет,
(имеющий учебную зону, рабочие столы, уборочный инвентарь), школьные
помещения, школьный земельный участок. Основными формами и методами
обучения являются беседы, практические работы. При обучении по данной
программе следует использовать специфические для школы методы: опираться
на наглядные примеры, включать в подготовительную деятельность предметные
действия, проговаривание вслух, работать с демонстрационными
технологическими картами.
Особое внимание уделяется повторению учебного материала.

Обязательным при обучении обслуживающему труду является изучение и
соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при работе на всех
рабочих местах, при проведении практических работ.
Особое значение придается развитию коммуникативных навыков поведения в
общественных местах. Подготовка к работе уборщицей, санитаркой и др.
предусматривает также необходимость сформировать навыки правильного
поведения с различным контингентом, этичного и культурного поведения
вообще, так как при выполнении своих функциональных обязанностей
работники обслуживающего труда вступают в личный контакт с незнакомыми
людьми.
Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность,
позволяет подготовить выпускников коррекционной школы к обучению в
училище, адаптирует их к самостоятельной трудовой деятельности в обществе.
Содержание обучения по предмету имеет практическую направленность. Школа
готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в
трудовую деятельность в условиях современного общества.
В программе принцип коррекционной направленности обучения является
ведущим. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных
учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Обучение умственно отсталых учащихся носит воспитывающий характер.
Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не
снимает их. При отборе программного учебного материала учтена его
воспитывающая направленность, необходимость формирования таких черт
характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать
полезными членами общества.
Результаты освоения учебного предмета.
Изучение предмета «Профильный труд» в 8 классе направлено на достижение
обучающимися личностных и предметных результатов. Личностные результаты
освоения программы включают индивидуально-личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые
ценностные установки.
Планируемые личностные результаты:
1) проявление доброжелательного отношение к сверстникам, умение
сотрудничать и вести совместную деятельность с учителем и сверстниками;
2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
3) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
4) овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально

значимых мотивов учебной деятельности;
7) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к
чувствам других людей;
9) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
10) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Планируемые предметные результаты:
Минимальный уровень:
- знание названий некоторых материалов; изделий, которые из них
изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
- представления об основных свойствах используемых материалов;
-знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований при
работе с производственными материалами;
- отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для
работы;
- представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее
основных частей (на примере изучения любой современной машины:
металлорежущего станка, швейной машины, ткацкого станка, автомобиля,
трактора и др.);
- представления о правилах безопасной работы с инструментами и
оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;
- владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных
производственных технологических процессов (шитье, литье, пиление,
строгание и т. д.); чтение (с помощью учителя) технологической карты,
используемой в процессе изготовления изделия;
- представления о разных видах профильного труда (деревообработка,
металлообработка, швейные, малярные, переплетно-картонажные работы,
ремонт и производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело,
цветоводство и др.);
- понимание значения и ценности труда;
- понимание красоты труда и его результатов;
- заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной
природе;
- понимание значимости организации школьного рабочего места,
обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
- выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой
деятельности («нравится»/«не нравится»);
- организация (под руководством учителя) совместной работы в группе;
- осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых
заданий порядка и аккуратности;

- выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на
них;
- комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения товарищей,
высказывание своих предложений и пожеланий;
- проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и
результатам их работы;
- выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков
трудового обучения; - посильное участие в благоустройстве и озеленении
территорий;
- охране природы и окружающей среды.
Достаточный уровень:
- определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их
целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими,
декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от
задач предметно-практической деятельности;
- экономное расходование материалов; - планирование (с помощью учителя)
предстоящей практической работы;
- знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и
машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и
поставленных целей;
- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и
корректировка хода практической работы;
- понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в
области трудовой деятельности.
Содержание учебного предмета.
Основными задачами реализации содержания учебного предмета «Профильный
труд» является подготовка обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья к условиям самостоятельной жизни и труду, формирование знаний,
умений и навыков, способствующих обслуживанию себя и других. В связи с
этим обучение обслуживающему труду ведется по двум направлениям:
1. обслуживание себя (домашний труд);
2. обслуживание других (профессиональный труд).
Работа на пришкольном участке. Функциональные обязанности дворника.
Особенности уборки территории в зависимости от времени года. Инструмент и
хозинвентарь для уборки территории. Виды покрытий дорожек на пришкольном
участке и особенностями ухода за твѐрдыми и насыпными покрытиями.
Кормушки для птиц, материалы для изготовления. Изготовление кормушек и
развешивание на пришкольном участке. Виды декоративных кустарников.
Правилами ухода за ними. Секатор, его устройство и правила безопасной работы
с ним.
Вызов пожарной команды, полиции и аварийных служб. Алгоритм вызова
пожарной команды, полиции и аварийных служб.
Работа с картоном и бумагой. Изготовление блокнота в мягком переплѐте,

оформление обложки аппликацией. Подготовка бумажного блока, шитьѐ в два
прокола. Изготовление блокнота в твѐрдом составном или цельнотканевом
переплѐте. Выклейка сторонок цветной бумагой. Вставка страничного блока в
обложку. Подготовка страниц, соединение с обложкой. Изготовление футляра
для документов, папка с клапанами и завязками, подарочные коробочки,
карандашницы и т.д.
Уход за спецодеждой. Выбор спецодежды в зависимости от вида предстоящей
работы. Правила хранения и ухода за спецодеждой. Стирка спецодежды в
стиральной машине и ручным способом, полоскание, отжим. Развешивание для
просушки на воздухе. Раскладывание и установка сушилки для белья. Утюжка
спецодежды (фартуки, косынки), складывание. Выполнение простейшего
ремонта при эксплуатации спецодежды наложение заплаты.
Работа с тканью. Изготовление салфетки для уборки. Замѐтывание срезов
краевым швом в подгибку с закрытым срезом, прокладывание машинной
строчки. Пошив сумки хозяйственной. Раскрой деталей, обработка ручек для
сумки, отделка сумки аппликацией. Обработка верхнего среза, застрачивание
уголков. Пошив фартука на поясе квадратной формы. Намѐтывание первого и
второго подгиба, обработка срезов на швейной машине. Изготовление завязок.
Присоединение завязок: подгиб противоположных углов фартука, вкладывание
завязок в подгиб и прострачивание. Отделка фартука вышивкой или
аппликацией.
Уборка служебных помещений. Служебные помещения в школе: виды,
назначение, оборудование. Порядок хранения и расположение вещей в
служебных помещениях. Правила уборки в служебных помещениях. Правила
безопасной работы пылесосом. Протирка подоконников, отопительных
радиаторов. Влажное подметание пола. Подметание и протирка пола шваброй.
Чистка зеркал и стеклянных поверхностей. Полировка шкафов чистящим
средством. Бытовой холодильник. Хранение продуктов, правила разморозки.
Работа на пришкольном участке. Ухаживают за комнатными растениями


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».