5 КЛАСС ЧТЕНИЕ

Аннотация
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» для обучающегося, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в 5 классе детализирует и раскрывает содержание Федерального государственного образовательного стандарта. Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
-Закон РФ «Об образовании»;
Предлагаемая программа ориентирована на учебник Ильиной С.Ю. «Чтение 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» - СПб: Просвещение, 2019 г.
В силу особенностей умственного и психофизического развития детей с интеллектуальным недоразвитием, большинство из них усваивают
навыки чтения с большим трудом. В связи с этим основной задачей обучения чтению в 5 классе является необходимость научить детей читать доступный их пониманию текст вслух, осмысленно воспринимать прочитанное; формирование навыка сознательного, правильного, выразительного чтения.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. Особое внимание уделяется при этом работе с иллюстративным материалом, как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся заучивают наизусть стихотворения. Овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.
Рабочая программа по чтению рассчитана на 136 часа, что соответствует годовому календарному графику. Уроки проходят 4 раз в неделю
согласно школьному расписанию.
Цель программы: создание условий для овладения учащимися навыками правильного, сознательного чтения доступных их пониманию текста; повышение общего и речевого развития учащихся.
Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 классов разработана на основании авторской программы по чтению для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под редакцией В. В. Воронковой, М.: Просвещение, 2013 г., допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Срок реализации - 1 год (4 часа в неделю, 34 часа в год).
Цели и задачи предмета
Обучение чтению направлено на достижение следующих целей: формирование навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.
Основными задачами обучения чтению в 5 классе являются:
 научить обучающихся читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;
 осмысленно воспринимать прочитанное;
 расширять и углублять знания обучающихся об окружающем мире;
 формировать положительные личностные качества учеников;

 развитие всех видов речевой деятельности в единстве с развитием мышления, мыслительных операций, познавательной деятельности в
целом.
Роль учебного предмета
Чтение является важным и жизненно необходимым навыком. Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом
зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все
знания обучающихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и
реабилитации.
Ведущими принципами обучения чтению являются обучение правильному, грамотному чтению, полному и последовательному пересказу в
процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение
правильному построению предложений.
Концентрическое построение курса связано с переходом от обучения чтению по слогам обучающихся 2-3 класса к последовательному переходу
обучающимися 4-5 класса чтения целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.
Формы организации учебного процесса
Основной формой организации процесса обучения является урок. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является работа при
осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.
Основные типы учебных занятий:
 урок изучения нового учебного материала;
 урок закрепления и применения знаний;
 урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
 урок контроля знаний и умений.
 нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, практическое занятие, урок-презентация, урок-викторина, урок-подарок от волшебника, уроки-путешествия;
 комбинированный урок.
Основные методы обучения:
 наблюдение;
 беседа;
 объяснение;
 повторение;
 сравнение;
 работа с учебником;
 дидактические игры.
Технологии обучения:
 дифференцированное обучение,
 личностно-ориентированное обучение,

 информационно-коммуникационные;
 проблемно-поисковые;
 здоровьесберегающие технологии.
Общая характеристика учебного предмета
Тематика произведений для чтения в 5классе подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их
кругозора, воспитания нравственных качеств. На всём протяжении обучения в 5 классе читаются произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе,
жизни животных, занятиях людей. Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения. Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. В 5 классе обучающиеся постепенно переходят к
чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.
Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается
с третьего класса. С выразительностью речи обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья знакомятся в 2- 4классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается в 5классе с перехода на чтение целыми словами.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению
причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Большое внимание уделяется работе с иллюстративным материалом, как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции недостатков их развития.
Особое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведения, обогащение и уточнение словарного
запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в зависимости от
сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путём специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса. При оценке принимается во внимание успешность овладения обучающимися
техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в
соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Чтение» входит в обязательную часть адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной
отсталостью и реализуется в урочной деятельности. Согласно учебному плану предмет «Чтение» входит в образовательную область «Язык и речевая
практика». На изучение учебного предмета «Чтение» в 5-м классе выделяется 4 часа в неделю, 136 часов в год (34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА ПО ИТОГАМ ОБУНЕНИЯ В 5 КЛАССЕ
К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими

ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ .
Достаточный уровень:
— правильное и плавное чтение целым словом в темпе, приближенном к темпу устной разговорной речи (сложные по звуко-слоговой структуре и
значению слова учащиеся прочитывают по слогам);
— чтение с соблюдением знаков препинания в конце предложения; использование интонации, соответствующей знаку препинания в конце предложения;
— самостоятельные ответы на вопросы по фактологическому содержанию текста;
— определение основной мысли с помощью учителя;
— пересказ текста по предложенному словесно-логическому плану;
— коллективное словесное иллюстрирование отдельных отрывков текста с ясно выраженной фабулой с помощью наводящих вопросов учителя;
— заучивание наизусть 6—8 стихотворений.
Минимальный уровень:
— правильное чтение слов текста по слогам;
— ответы на вопросы с помощью учителя;
— определение основной мысли с помощью учителя в том случае, когда она прямо сформулирована в тексте;
— пересказ несложного по содержанию и структуре текста с опорой на картинный план и наводящие вопросы учителя;
— заучивание наизусть небольших по объёму стихотворений или отрывков из них (количество заучиваемых стихотворений учитель определяет с
учётом индивидуальных возможностей учащегося)
В процессе выполнения учащимися заданий по прочитанному тексту проводится оценка следующих ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ .
Достаточный уровень:
— выражение своего отношения к поступкам героев и объяснение его;
— определение (с помощью учителя) причины поступков героев и элементарная оценка их;
— понимание эмоционального состояния героя произведения и установление причины его переживаний .

Минимальный уровень:
— элементарная оценка поступков героев произведений («хорошо— плохо»).
Метапредметные результаты:
Регулятивные БУД:
 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
 принимать и сохранять учебную задачу;
 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Коммуникативные БУД:
 готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

активное использование речевых средств, для решения познавательных задач;
Познавательные БУД:
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установления причинно-следственных связей;
 овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевого высказывания, составления текстов в устной форме;
Предметные результаты:
В результате освоения учебной программы обучающиеся научатся:
 понимать литературу как явление национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
 читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и соответствующей интонацией;
 читать про себя;
 отвечать на вопросы по прочитанному;
 выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним свое отношение;
 определять главную мысль произведения;
 читать отрывки по ролям;
 пересказывать прочитанное полностью и выборочно;
 участвовать в коллективном составлении рассказа на тему, близкую к теме прочитанного текста;
 отличать сказку от рассказа;
В результате освоения учебной программы обучающиеся получат возможность научиться:
 осознавать значимость чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре,
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом
чтении;
 достигать необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение
чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
 использовать разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и
специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
 использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль
произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать
произведение;


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЧТЕНИЕ (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)»В 5 КЛАССЕ
Содержание чтения (круг чтения): произведения устного народного творчества — малые формы (пословицы, приметы, заклички) и сказки;
художественные произведения в жанре авторской сказки, рассказа, стихотворения, басни (в прозе и стихах); статьи познавательного характера о писателях и поэтах — авторах читаемых произведений

Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг к другу;
о жизни детей, об их дружбе и товариществе; о добре и зле (об отношениях в семье); о поведении в опасных ситуациях; некоторые биографические
сведения из жизни великих русских писателей
Самостоятельное чтение
Чтение коротких стихотворений и небольших по объёму произведений с простым сюжетом (произведения, представленные в рубрике «Читай самостоятельно») .
Навык чтения
Правильное, осознанное, плавное чтение целым словом с возможным прочтением по слогам трудных по структуре слов
Выразительное чтение с опорой на авторские ремарки (после предварительного анализа). Соблюдение интонации, соответствующей знаку препинания
в конце предложения Соблюдение пауз при однородных членах предложения
Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов после предварительного анализа
Литературная пропедевтика (на основе выполнения практических заданий)
Виды сказок: о животных, волшебные и бытовые
Зачин и концовка сказки. Умение различать сказки и рассказы, песни и заклички, басни и пословицы . Работа с текстом
 Анализ текста по вопросам учителя и представленным после текста.
 Определение темы произведения и соотнесение её с заголовком.
 Коллективное определение основной мысли произведения (под руководством учителя и самостоятельно в тех случаях, когда она является
достаточно «прозрачной» и однозначной).
 Полный пересказ текста по предложенному плану. Выборочный пересказ.
 Деление текста на части по предложенному плану.
 Подбор отрывка, подходящего по содержанию, к иллюстрации .
 Составление рассказа с опорой на иллюстрацию .
 Сравнение рассказа и сказки
 Чтение по ролям .
Выбор слов из ряда предложенных для описания характера героя Оценка характера героя на основе анализа его поступков (с помощью учителя)
Объяснение значения отдельных слов и смысла выражений с опорой на контекст и наглядность
Нахождение в тексте слов, характеризующих описываемое событие или героя Выбор и объяснение образных выражений с помощью учителя и
опорой на наглядный материал
Внеклассное чтение
Самостоятельное чтение доступных по содержанию книг русских классиков и современных отечественных и зарубежных писателей; народных и
литературных сказок Коллективное ведение дневников внеклассного чтения
Основной формой организации учебной деятельности детей являются уроки классного и внеклассного чтения

Тематическое планирование
4 ч в неделю (136 часа в год)
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Тема
Давайте читать
Школьная страна
Круглый год. Осень.
Истоки мудрости
Наша Родина
Люби все живое
Круглый год. Зима
В кругу семьи.
Защитники Отечества (11 ч)
О мастерах и мастерицах, о труде и трудолюбии (18 ч)
«Никто не забыт, ничто не забыто...» (8 ч)
Когда люди в опасности
Круглый год. лето
РЕЗЕРВ

Итого

Количество часов
7
8
10
10
8
9
12
13
11
18
8
8
12
2
136

Учебно-методическое обеспечение
1) Авторская программа по чтению для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классов под редакцией В. В. Воронковой, М.: Владос, 2013г., допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации.
2-3) Чтение. 5класс. Учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы (авт.-сост. С.Ю. Ильина, Т.М.
Головкина).- 2-е изд.- М.:Просвещение, 2023.-270с.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 5 КЛАССЕ
(4 ч в неделю, 34 недели в год, 136 ч в год)
№
п/п

Тема урока

1.

Колво
часов
1

Характеристика видов деятельности учащихся

2.

1

Задание по внеклассному
чтению Ю . Энтин . Слово
про слова

Анализ текста по вопросам . Свободные высказывания учащихся с опорой на имеющийся читательский опыт Рассматривание книг, рекомендуемых
для внеклассного чтения

3.

1

Это интересно!

4.

1

Л . Крутько. Замечательные
книжки

Анализ текста по вопросам . Узнавание авторов на
портретах
Анализ текста по вопросам Выборочное чтение.
Выразительное чтение стихотворения . Выделение
в тексте сравнений

5.

1

С. Вербова. Зачем книги
нужны?

Анализ текста по вопросам Выборочное чтение.
Свободные высказывания учащихся с опорой на
имеющийся читательский опыт

6.

1

С . Ильин . Две книжки

Анализ текста по вопросам Выделение признаков
сказки в тексте стихотворения. Выразительное чтение. Чтение стихотворения по ролям

Раздел 1. Давайте читать (7 ч)
Вводный урок. Знакомство с Участие в беседе по теме раздела. Рассматривание
учебником Читай самостояучебника, его оглавления
тельно
Самостоятельное чтение
С. Михалков. Обращение писателя к читателям

Дата проведения
План

Факт

7.

1

Проверь себя!

Ответы на вопросы по прочитанным произведениям Чтение по ролям Выразительное чтение. Устное составление памятки для читателей Объяснение смысла пословиц

Раздел 2. Школьная страна (8 ч)
8.

1

Введение
Читай самостоятельно! М.
Бородицкая. Первое сентября (в сокращении)

Участие в беседе по теме раздела. Свободные высказывания .
Самостоятельное чтение

9.

1

Я . Аким. Где ты ходишь,
осень?

Анализ текста по вопросам . Выразительное чтение
стихотворения.
Заучивание
стихотворения
наизусть. Свободные высказывания с опорой на
текст

10.

2

Л . Гераскина. В Стране неАнализ текста по вопросам Выборочное чтение Вывыученных уроков (отрывок) разительное чтение . Определение настроения героев и объяснение причин настроения. Словесное
иллюстрирование . Чтение по ролям

12.

1

Е . Серова. Отличница

Анализ текста по вопросам Выборочное чтение
Объяснение причин поступков героев. Выразительное чтение стихотворения Свободные высказывания по теме стихотворения

13.

2

Л . Каминский . Сочинение

Анализ текста по вопросам Выборочное чтение
Сравнение поступков героев рассказа. Выразительное чтение. Чтение по ролям . Пересказ текста по
плану и опорным словам

1

Проверь себя!

Анализ текста по вопросам . Драматизация и чтение
по ролям Выборочное чтение . Чтение наизусть.
Объяснение смысла пословиц с использованием
примеров из прочитанных произведений

11.

14.
15.

Раздел 3. Осень (10 ч)
16.

1

Введение. Приметы. Задание
по внеклассному чтению

Участие в беседе . Выборочное чтение . Соотнесение содержания народных примет с личным опытом . Свободные высказывания на основе самостоятельных наблюдений

17.

1

Заклички

18.

1

С . Козлов . Лисичка

Анализ текстов по вопросам и с опорой на иллюстрации учебника
Анализ текста по вопросам Выборочное чтение .
Чтение по ролям . Графическое иллюстрирование
отрывков текста

19.

1

Е. Трутнева. Осень
Анализ текста по вопросам . Нахождение в тексте
Читай самостоятельно!
образных сравнений Подготовка к выразительному
Н. Сладков. Сердитые голоса чтению и выразительное чтение стихотворения Заучивание стихотворения наизусть
Самостоятельное чтение

20.

2

Г. Скребицкий . Четыре художника (отрывок)

Анализ текста по вопросам . Нахождение в тексте
образных сравнений Составление рассказа с опорой на иллюстрацию и текст. Выборочное чтение
Словесное иллюстрирование Нахождение общего и
различного между сказкой и рассказом.

22.

1

А. Фет. «Ласточки пропали .
..»

Анализ текста по вопросам Подготовка к выразительному чтению и выразительное чтение стихотворения Заучивание стихотворения наизусть

23.

1

Н . Сладков. Швейня (в сокращении)

Анализ текста по вопросам. Выборочное чтение .
Нахождение общего и различного между сказкой и
рассказом, построение элементарных доказательств . Драматизация сказки

21.

24.

1

А. Пушкин . «Уж небо осенью дышало . . . »

Анализ текста по вопросам Выборочное чтение
Нахождение в тексте олицетворений (без использования термина) . Словесное иллюстрирование Подготовка к выразительному чтению и выразительное
чтение стихотворения

25.

1

Проверь себя!

Участие в обобщающей беседе по прочитанным
произведениям. Чтение наизусть стихотворений
раздела. Выразительное чтение, чтение наизусть.
Составление рассказа по иллюстрации

Раздел 4. Истоки мудрости (10 ч)
Введение. Это интересно!
Самостоятельное участие в беседе Составление
диалогов с использованием данных вопросов . Свободные высказывания с опорой на личный опыт
Узнавание авторов на портретах Анализ текстов по
вопросам

26.

1

27.

1

Берёза и три сокола (русская
народная сказка)

Анализ текста по вопросам . Нахождение композиционных частей сказки Подбор отрывков из текста
к иллюстрации . Построение элементарных доказательств, подтверждающих выводы о том, что эта
сказка относится к волшебным

28.

1

Каша из топора (русская
народная сказка)

Анализ текста по вопросам . Составление элементарной характеристики героев . Определение собственного отношения к героям и их поступкамПоиск в тексте синонимических замен . Подготовка к
выразительному чтению Чтение сказки по ролям
Драматизация сказки

29.

1

Лисица и тетерев (в пересказе Л . Н . Толстого) Задание по внеклассному чтению

Анализ текста по вопросам . Подготовка к выразительному чтению Чтение сказки по ролям . Драматизация сказки

30.

1

Внеклассное чтение

31.

1

И . Крылов. Лебедь, Щука и
Рак

Участие в беседе по содержанию прочитанных произведений Выражение собственного отношения к
прочитанным произведениям Выборочное чтение .
Выборочный пересказ . Коллективное ведение
дневников по внеклассному чтению Рассматривание книг, рекомендованных для внеклассного чтения
Анализ текста по вопросам Выборочное чтение.
Определение основной мысли басни с опорой на
текст и предварительный анализ её содержания
Нахождение признаков сходства между пословицами и баснями Выделение главной мысли Заучивание басни наизусть

32.

1

К. Ушинский. Два плуга

Анализ текста по вопросам Выборочное чтение .
Определение основной мысли Подбор отрывка из
текста к иллюстрации

33.

1

Читай самостоятельно! К.
Ушинский . Ворон и сорока

Самостоятельное чтение

34.

1

Л . Толстой . Муравей и голубка

Анализ текста по вопросам Определение основной
мысли. Словесное иллюстрирование

35.

1

Проверь себя!

Участие в обобщающей беседе по прочитанным
произведениям. Объяснение смысла пословиц.
Подбор пословиц, подходящих по смыслу к прочитанным произведениям Различение сказок волшебных, бытовых, про животных. Выделение в текстах
сказок зачина и концовки
Раздел 5. Наша Родина (8 ч)

36.

1

Введение

Участие в беседе Составление диалога с использованием данных вопросов . Свободные высказывания с опорой на личный опыт. Графическое рисование Подбор иллюстраций и фотографий по теме
раздела

37.

1

Ф . Савинов. Родина (отрывок)

38.

1

С . Романовский . Русь

39.

1

М . Пришвин. Моя родина

Анализ текста по вопросам . Составление элементарных умозаключений . Сравнение содержания
стихотворения и музыки к нему Определение эмоционального состояния, вызванного прослушиванием песни на стихотворение Ф . Савинова, с использованием опорных слов Подготовка к выразительному чтению. Заучивание наизусть
Анализ текста по вопросам Подбор отрывка из текста к иллюстрации . Выборочное чтение. Чтение по
ролям
Анализ текста по вопросам Подбор отрывков из
текста к иллюстрации . Составление элементарных
суждений. Выразительное чтение. Выборочный пересказ с опорой на иллюстрацию

40.

2

Никита Кожемяка (русская
народная сказка в обработке
К. Ушинского)

41.

Анализ текста по вопросам . Деление текста по
предложенному плану Установление причин эмоционального состояния героя Пересказ текста по
плану (полный или выборочный) Составление элементарной характеристики героя с использованием
опорных слов. Составление элементарных суждений

42.

1

Проверь себя!

Участие в обобщающей беседе по прочитанным
произведениям Составление рассказов по иллюстрациям или подбор отрывков из текста к ним .
Чтение стихотворения наизусть. Объяснение
смысла пословиц . Подбор пословиц, подходящих
по смыслу к прочитанным произведениям . Свободные высказывания

43.

1

Внеклассное чтение

Участие в беседе по содержанию прочитанных произведений Выражение собственного отношения к
прочитанным произведениям . Выборочное чтение
. Выборочный пересказ . Словесное иллюстрирование Коллективное ведение дневников по внеклассному чтению

44.

1

45.

2

46.

Раздел 6. Люби всё живое (9 ч)
Введение .
Участие в беседе Составление диалога с использоР. Сеф . Кто любит собак. . . ванием данных вопросов . Свободные высказывания с опорой на личный опыт Анализ текста по вопросам Выразительное чтение
Д . Мразкова. Охота на уток Анализ текста по вопросам Подбор отрывка из тек(отрывок из книги «Не
ста к иллюстрации . Установление причин изменеплачь, му- хоморчик!»)
ния настроения героини Чтение по ролям Выразительное чтение

47.

1

Э . Мошковская. Дедушка
Дерево

Анализ текста по вопросам Выборочное чтение .
Составление элементарной характеристики героя
Нахождение общего и различного между сказкой и
этим стихотворением, построение элементарных
доказательств . Графическое иллюстрирование

48.

1

В . Боков . Обидчивый ёж

Анализ текста по вопросам Выборочное чтение .
Деление текста на части по предложенному плану

49.

1

А. Барто . Уехали

50.

2

К. Паустовский . Кот Ворюга Анализ текста по вопросам Выборочное чтение .
(в сокращении)
Элементарные рассуждения с приведением доказательств из текста. Словесное иллюстрирование Выделение в тексте сравнений Выборочный пересказ

1

Проверь себя!

51.

52.

53.

1

54.

1

Анализ текста по вопросам Подбор отрывков из
текста к иллюстрации Составление элементарных
суждений . Подготовка к выразительному чтению
Выразительное чтение стихотворения

Участие в беседе по содержанию прочитанных произведений . Выражение собственного отношения к
прочитанным произведениям Пересказ по плану.
Составление рассказов по иллюстрациям или подбор отрывков из текста к ним. Объяснение смысла
пословиц . Подбор пословиц, подходящих по
смыслу к прочитанным произведениям Свободные
высказывания . Составление элементарных умозаключений с опорой на содержание прочитанных
текстов раздела

Раздел 7. Круглый год. Зима (12 ч)
Введение. Народная песня
Самостоятельное участие в беседе Свободные высказывания с опорой на личный опыт Анализ текста
по вопросам . Определение настроения песни. Выразительное чтение Словесное иллюстрирование
Я . Аким . Как я написал пер- Анализ текста по вопросам Словесное иллюстрировое стихотворение
вание Выборочный пересказ самостоятельно проВнеклассное чтение
читанных произведений . Коллективное ведение
дневников по внеклассному чтению

55.

1

Я Аким Первый снег

Анализ текста по вопросам Выборочное чтение .
Подготовка к выразительному чтению Выразительное чтение стихотворения

56.

2

Э. Шим. Всем вам крышка

Анализ текста по вопросам Выборочное чтение .
Выразительное чтение . Чтение по ролям . Составление словесного портрета героя

58.

1

А. Пушкин. «Вот север, тучи
нагоняя . . . »

Анализ текста по вопросам . Словесное иллюстрирование. Выборочное чтение

59.

1

Внеклассное чтение

Участие в беседе по содержанию прочитанных произведений Выражение собственного отношения к
прочитанным произведениям Выборочный пересказ . Коллективное ведение дневников по внеклассному чтению Рассматривание обложек и некоторых иллюстраций в книгах, рекомендуемых для
внеклассного чтения

60.

2

В . Бианки . Терентий-Тетерев

Анализ текста по вопросам Выборочное чтение Пересказ текста по плану. Рассказ о поведении птиц
на основе знаний об окружающем природном и социальном мире

2

А. Гайдар . Чук и Гек (отрывок)

Анализ текста по вопросам . Выборочное чтение
Подбор отрывков из текста к иллюстрациям . Свободные высказывания на тему прочитанного текста

1

Проверь себя!

Участие в обобщающей беседе по прочитанным
произведениям . Определение собственного отношения к прочитанным произведениям, формулирование элементарных доказательств . Чтение
наизусть. Выразительное чтение Пересказ по плану
и по ролям

57.

61.
62.
63.
64.

Раздел 8. В кругу семьи (13 ч)
Введение. В . Сухо- млинУчастие в беседе Составление диалога с использоский о семье
ванием данных вопросов . Свободные высказывания с опорой на личный опыт Анализ текста по вопросам

65.

1

66.

1

Е . Серова. Три мамы

Анализ текста по вопросам. Выборочное чтение .
Чтение по ролям

67.

1

В . Сухомлинский .
Все добрые люди — одна семья

Анализ текста по вопросам Выборочное чтение .
Подбор отрывков из текста к иллюстрации . Формулирование элементарных суждений

68.

1

Я . Аким . Моя родня

Анализ текста по вопросам Свободные высказывания . Формулирование элементарных суждений

69.

1

Три дочери (татарская
сказка)

Анализ текста по вопросам Выборочное чтение
Формулирование элементарных суждений. Выделение в тексте признаков волшебной сказки Объяснение заголовка сказки . Пересказ текста сказки по
ролям

70.

1

А. Барто . Разлука

Анализ текста по вопросам Подбор отрывков из
текста к иллюстрации Выборочное чтение. Подготовка к выразительному чтению. Выразительное
чтение стихотворения

71.

2

В . Осеева. Волшебное слово

Анализ текста по вопросам . Подбор к иллюстрации
отрывков из текста, подходящих по смыслу. Выборочное чтение Чтение по ролям Составление элементарной характеристики героя с использованием
опорных слов . Коллективное составление суждений о правилах речевого этикета Установление
причин изменения отношений между героями рассказа

72.

2

В . Драгунский. Сестра моя
Ксения (отрывки)

Анализ текста по вопросам Чтение по ролям . Выборочное чтение, формулирование элементарных
суждений . Словесное иллюстрирование .

75.

1

А. Майков. Колыбельная
песня

Анализ текста по вопросам Подготовка к выразительному чтению . Объяснение с помощью учителя
целевого назначения колыбельных песен Выразительное чтение стихотворения

76.

1

Проверь себя!

Объяснение образных выражений Сопоставление
смысла образных выражений и основной мысли
прочитанных и проанализированных произведений
. Формулирование элементарных суждений Составление рассказов по иллюстрациям к произведениям
раздела или подбор подходящих отрывков из текста

77.

1

Внеклассное чтение

Участие в беседе по содержанию прочитанных произведений . Выражение собственного отношения к
прочитанным произведениям Выборочный пересказ Коллективное ведение дневников по внеклассному чтению

78.

1

Введение

79.

1

Читай самостоятельно!
И . Гамазкова. Бей, барабан!
Задание по внеклассному
чтению

Самостоятельное чтение
Рассматривание обложек книг, рекомендованных
для внеклассного чтения

80.

2

С . Алексеев . Измаил

Анализ текста по вопросам Выборочное чтение .
Пересказ с опорой на иллюстрации и предложенный план

73.
74.

81.

Раздел 9. Защитники Отечества (11 ч)
Участие в беседе по теме раздела Составление диалога с использованием данных вопросов

2

Б . Никольский . Как я Новый год встречал

Анализ текста по вопросам Выборочное чтение .
Формулирование элементарных суждений Выявление причин изменения настроения у героя рассказа
Подбор к иллюстрации отрывков из текста, подходящих по смыслу

84.

1

Л . Некрасова. Наша армия
родная

Анализ текста по вопросам Выборочное чтение. Заучивание текста наизусть

85.

2

Л . Кассиль. Таран

87.

1

С . Васильев. Белая берёза

Анализ текста по вопросам Выборочное чтение Выделение из текста сравнений . Подбор к иллюстрации отрывков из текста, подходящих по смыслу
Подбор заголовков к иллюстрациям . Деление текста на части по
предложенному плану. Пересказ текста по плану
Анализ текста по вопросам . Подготовка к выразительному чтению . Выразительное чтение . Словесное иллюстрирование

88.

1

Проверь себя!

Участие в обобщающей беседе по прочитанным
произведениям . Определение собственного отношения к прочитанным произведениям; формулирование элементарных доказательств. Составление
рассказов по иллюстрациям к произведениям раздела или подбор подходящих отрывков из текста
Выразительное чтение стихотворений, включённых в раздел

89.

1

Внеклассное чтение

Участие в беседе по содержанию прочитанных произведений Выражение собственного отношения к
прочитанным произведениям Выборочный пересказ . Коллективное ведение дневников по внеклассному чтению

82.

83.

86.

Раздел 10. О мастерах и мастерицах, о труде и трудолюбии (18 ч)

90.

1

Введение. Это интересно!
Е . Пермяк. Про нос и язык
Задание по внеклассному
чтению

Участие в беседе по теме раздела Составление диалога с использованием данных вопросов
Анализ текста по вопросам Рассматривание обложек книг, рекомендованных для внеклассного чтения

91.

1

А. Блинов. Рабочие руки

Анализ текста по вопросам Выборочное чтение.
Составление рассказа по иллюстрациям

92.

1

Г. Сапгир . Рабочие руки

Анализ текста по вопросам. Выборочное чтение .
Сравнение одноимённого рассказа и стихотворения

93.

2

Е. Пермяк. Волшебные
краски

Анализ текста по вопросам. Выборочное чтение .
Формулирование элементарных суждений

94.

1

М. Зощенко . Любимое занятие

Анализ текста по вопросам. Выборочное чтение .
Объяснение поступков героя Свободные высказывания по теме произведения

95.

2

Бр . Гримм. Маленькие человечки

Анализ текста по вопросам . Подбор к иллюстрации
отрывков из текста, подходящих по смыслу. Словесное иллюстрирование Выборочное чтение Пересказ сказки по плану

2

Е. Пермяк. Чужая калитка
(отрывок)

Анализ текста по вопросам Составление элементарных суждений Выборочное чтение . Чтение по ролям . Составление элементарной характеристики
героя

1

Э . Рауд. Как кабан картошку Анализ текста по вопросам. Выборочное чтение
сажал (перевод с эстонского Объяснение смысла поговорки и его подтверждеГ. Петрова)
ние примерами из текста. Составление элементарной характеристики героя с использованием опорных слов Чтение по ролям

96.

97.
98.
99.

2

В . Железников . Три ветки
мимозы

Анализ текста по вопросам Выборочное чтение .
Определение эмоционального состояния героев .
Определение отношения к поступкам героев и мотивам поступков . Формулирование элементарных
суждений нравственного содержания . Графическое иллюстрирование. Свободные высказывания
на тему рассказа

102.

1

В . Жуковский . Жаворонок

Анализ текста по вопросам Словесное иллюстрирование . Подготовка к выразительному чтению. Выразительное чтение . Заучивание наизусть

103.

1

Г. Скребицкий . Сказка о
Весне

Анализ текста по вопросам Выборочное чтение .
Словесное иллюстрирование. Составление пересказа по предложенному плану

104.

1

А. Пушкин. Гонимы вешними лучами . . . (из романа
в стихах «Евгений Онегин»)

Анализ текста по вопросам Выборочное чтение.
Нахождение образных сравнений в тексте . Объяснение смысла образных сравнений . Подготовка к
выразительному чтению Выразительное чтение

105.

1

Проверь себя!

Участие в обобщающей беседе по прочитанным
произведениям . Выразительное прочтение стихотворений раздела наизусть или по учебнику. Выборочное чтение Свободные высказывания на тему
прочитанных произведений

106.

1

Внеклассное чтение

Участие в беседе по содержанию прочитанных произведений Выражение собственного отношения к
прочитанным произведениям Выборочный пересказ . Коллективное ведение дневников по внеклассному чтению

100.

101.

Раздел 12. «Никто не забыт, ничто не забыто...» (8 ч)

107.

1

Введение .
А. Сурков. Красоту, что дарит нам природа. . .

Участие в беседе по теме раздела. Свободные высказывания . Составление диалогов с использованием данных вопросов . Анализ текста по вопросам
Выборочное чтение Рассматривание книг, рекомендованных для внеклассного чтения

108.

2

С . Алексеев. Брестская крепость

Анализ текста по вопросам Выборочное чтение .
Формулирование элементарных умозаключений,
суждений нравственного содержания . Объяснение
поступков героев рассказа, формулирование оценочных суждений

110.

1

К. Симонов. Майор привёз
мальчишку на лафете . . .

Анализ текста по вопросам . Формулирование суждений нравственного содержания Подготовка к выразительному чтению . Выразительное чтение

111.

1

112.

1

В . Богомолов . Батальон Федосеева
Л . Кассиль . Сестра

Анализ текста по вопросам . Выборочное чтение
Выборочный пересказ
Анализ текста по вопросам Выборочное чтение .
Составление словесного портрета и характеристики героя с опорой на текст Объяснение заголовка рассказа

113.

1

А. Твардовский . Рассказ
танкиста

Анализ текста по вопросам Выборочное чтение.
Составление элементарной характеристики героя
стихотворения Подготовка к выразительному чтению . Чтение стихотворения по ролям

114.

1

Проверь себя!

Участие в обобщающей беседе по прочитанным
произведениям . Определение собственного отношения

109.

к прочитанным произведениям; формулирование
элементарных доказательств и суждений Свободные высказывания на тему раздела. Объяснение
смысла пословиц с опорой на содержание текстов,
включённых в раздел

115.

1

Раздел 13. Когда люди в опасности (8 ч)
Введение
Участие в беседе по теме раздела. Свободные выЧитай самостоятельно!
сказывания
Е. Груданов. Половодье
Самостоятельное чтение

116.

2

Н. Артюхова. Большая берёза

1

Л . Толстой . Прыжок
Анализ текста по вопросам. Выборочное чтение.
Читай самостоятельно!
Формулирование суждений нравственного содерС. Маршак. Пожар (отрывок) жания . Оценка поступков героев рассказа. Выразительное чтение отрывка из текста. Подбор к иллюстрациям подходящих по смыслу отрывков из текста Подбор заголовков к иллюстрациям и отрывкам
из текста. Свободные высказывания на тему, близкую к теме рассказа.
Самостоятельное чтение

117.

118.

Анализ текста по вопросам . Подготовка к выразительному чтению . Чтение по ролям первой части
текста Выборочное чтение. Определение эмоционального состояния героев и его причин с опорой
на текст и вопросы (с помощью учителя)

119.

1

Б . Житков . Наводнение

Анализ текста по вопросам. Выборочное чтение .
Формулирование элементарных умозаключений .
Словесное иллюстрирование. Свободные высказывания на тему, близкую к теме рассказа

120.

1

С . Маршак . Рассказ о неизвестном героем

Анализ текста по вопросам Выборочное чтение
Формулирование элементарных умозаключений .
Объяснение причин поступков героев Подбор к иллюстрациям подходящих по смыслу отрывков из
текста. Деление текста на части по предложенному
плану Выразительное чтение отрывков из стихотворения Объяснение заголовка стихотворения

121.

1

Проверь себя!

122.

1

Внеклассное чтение

Участие в обобщающей беседе по прочитанным
произведениям Определение собственного отношения к поступкам героев разных произведений,
включённых в раздел, формулирование элементарных доказательств и суждений . Свободные высказывания на тему раздела Сравнение поступков героев разных произведений . Оценка результатов поступков героев или стихийных бедствий
Участие в беседе по содержанию прочитанных произведений Выражение собственного отношения к
прочитанным произведениям Выборочный пересказ . Коллективное ведение дневников по внеклассному чтению

123.

1

Раздел 14. Круглый год. Лето (12 ч)
Введение. Солнышко, вёдУчастие в беседе по теме раздела. Самостоятельное
рышко . . . ; Берёзонька моя, чтение русских народных песен с последующим
берёзонька
анализом содержания по вопросам учителя

124.

1

Читай самостоятельно!
И . Заграевская . Лето

Практическое различение заклички и песни
Самостоятельное чтение

125.

1

Г. Скребицкий. Четыре художника (отрывок)

Анализ текста по вопросам. Выборочное чтение .
Деление текста на части по предложенному плану
Пересказ текста по плану

126.

1

С . Есенин . С добрым утром

Анализ текста по вопросам Выборочное чтение
Словесное иллюстрирование. Определение авторского отношения к описываемым картинам природы . Подготовка к выразительному чтению: определение настроения стихотворения с опорой на содержание и языковое оформление текста Выразительное чтение Заучивание стихотворения наизусть

127.

1

И . Ревю . Сказка про лето

Анализ текста по вопросам Выборочное чтение .
Формулирование элементарных умозаключений

128.

1

В . Берестов. Весёлое лето

Анализ текста по вопросам Выборочное чтение.
Нахождение строк стихотворения, которые можно
использовать как загадку Подготовка к выразительному чтению . Выразительное чтение

129.

1

В . Бианки. Кто чем поёт

Анализ текста по вопросам Выборочное чтение.
Нахождение общего и различного между сказкой и
рассказом, построение элементарных доказательств Пересказ сказки с опорой на иллюстрацию
.

130.

1

Читай самостоятельно!
В . Берестов . Тучка

Самостоятельное чтение

131.

1

Ю . Коваль. Берёзовый пиро- Анализ текста по вопросам . Формулирование элежок
ментарных умозаключений . Свободные высказывания на тему, близкую к теме рассказа

132.

1

В . Тансканен . Летние каникулы!

Анализ текста по вопросам Свободные высказывания . Подготовка к выразительному чтению. Выразительное чтение Свободные высказывания на тему
стихотворения

133.

1

Проверь себя!

Участие в беседе по содержанию прочитанных произведений Словесное рисование Пересказ отдельных эпизодов текстов, включённых в раздел . Пересказ с опорой на план и иллюстрации. Выразительное чтение по книге и наизусть Свободные высказывания

134.

1

Прощание с учебником чтения

Участие в обобщающей беседе по содержанию отдельных произведений, включённых в содержание
учебника Участие в обобщающей беседе по содержанию отдельных произведений для внеклассного
чтения Свободные высказывания учащихся

135.

2

Резерв

136.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».