Аннотация Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» для обучающегося, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5 классе детализирует и раскрывает содержание Федерального государственного образовательного стандарта. Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов: -Закон РФ «Об образовании»; Предлагаемая программа ориентирована на учебник Ильиной С.Ю. «Чтение 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» - СПб: Просвещение, 2019 г. В силу особенностей умственного и психофизического развития детей с интеллектуальным недоразвитием, большинство из них усваивают навыки чтения с большим трудом. В связи с этим основной задачей обучения чтению в 5 классе является необходимость научить детей читать доступный их пониманию текст вслух, осмысленно воспринимать прочитанное; формирование навыка сознательного, правильного, выразительного чтения. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. Особое внимание уделяется при этом работе с иллюстративным материалом, как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся заучивают наизусть стихотворения. Овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. Рабочая программа по чтению рассчитана на 136 часа, что соответствует годовому календарному графику. Уроки проходят 4 раз в неделю согласно школьному расписанию. Цель программы: создание условий для овладения учащимися навыками правильного, сознательного чтения доступных их пониманию текста; повышение общего и речевого развития учащихся. Пояснительная записка Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 классов разработана на основании авторской программы по чтению для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под редакцией В. В. Воронковой, М.: Просвещение, 2013 г., допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Срок реализации - 1 год (4 часа в неделю, 34 часа в год). Цели и задачи предмета Обучение чтению направлено на достижение следующих целей: формирование навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Основными задачами обучения чтению в 5 классе являются: научить обучающихся читать доступный их пониманию текст вслух и про себя; осмысленно воспринимать прочитанное; расширять и углублять знания обучающихся об окружающем мире; формировать положительные личностные качества учеников; развитие всех видов речевой деятельности в единстве с развитием мышления, мыслительных операций, познавательной деятельности в целом. Роль учебного предмета Чтение является важным и жизненно необходимым навыком. Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания обучающихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Ведущими принципами обучения чтению являются обучение правильному, грамотному чтению, полному и последовательному пересказу в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений. Концентрическое построение курса связано с переходом от обучения чтению по слогам обучающихся 2-3 класса к последовательному переходу обучающимися 4-5 класса чтения целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется. Формы организации учебного процесса Основной формой организации процесса обучения является урок. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Основные типы учебных занятий: урок изучения нового учебного материала; урок закрепления и применения знаний; урок обобщающего повторения и систематизации знаний; урок контроля знаний и умений. нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, практическое занятие, урок-презентация, урок-викторина, урок-подарок от волшебника, уроки-путешествия; комбинированный урок. Основные методы обучения: наблюдение; беседа; объяснение; повторение; сравнение; работа с учебником; дидактические игры. Технологии обучения: дифференцированное обучение, личностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; здоровьесберегающие технологии. Общая характеристика учебного предмета Тематика произведений для чтения в 5классе подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. На всём протяжении обучения в 5 классе читаются произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей. Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения. Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. В 5 классе обучающиеся постепенно переходят к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется. Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с третьего класса. С выразительностью речи обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья знакомятся в 2- 4классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается в 5классе с перехода на чтение целыми словами. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Большое внимание уделяется работе с иллюстративным материалом, как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции недостатков их развития. Особое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведения, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план. Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путём специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса. При оценке принимается во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. Описание места учебного предмета в учебном плане Предмет «Чтение» входит в обязательную часть адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности. Согласно учебному плану предмет «Чтение» входит в образовательную область «Язык и речевая практика». На изучение учебного предмета «Чтение» в 5-м классе выделяется 4 часа в неделю, 136 часов в год (34 учебные недели). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО ИТОГАМ ОБУНЕНИЯ В 5 КЛАССЕ К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ . Достаточный уровень: — правильное и плавное чтение целым словом в темпе, приближенном к темпу устной разговорной речи (сложные по звуко-слоговой структуре и значению слова учащиеся прочитывают по слогам); — чтение с соблюдением знаков препинания в конце предложения; использование интонации, соответствующей знаку препинания в конце предложения; — самостоятельные ответы на вопросы по фактологическому содержанию текста; — определение основной мысли с помощью учителя; — пересказ текста по предложенному словесно-логическому плану; — коллективное словесное иллюстрирование отдельных отрывков текста с ясно выраженной фабулой с помощью наводящих вопросов учителя; — заучивание наизусть 6—8 стихотворений. Минимальный уровень: — правильное чтение слов текста по слогам; — ответы на вопросы с помощью учителя; — определение основной мысли с помощью учителя в том случае, когда она прямо сформулирована в тексте; — пересказ несложного по содержанию и структуре текста с опорой на картинный план и наводящие вопросы учителя; — заучивание наизусть небольших по объёму стихотворений или отрывков из них (количество заучиваемых стихотворений учитель определяет с учётом индивидуальных возможностей учащегося) В процессе выполнения учащимися заданий по прочитанному тексту проводится оценка следующих ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ . Достаточный уровень: — выражение своего отношения к поступкам героев и объяснение его; — определение (с помощью учителя) причины поступков героев и элементарная оценка их; — понимание эмоционального состояния героя произведения и установление причины его переживаний . Минимальный уровень: — элементарная оценка поступков героев произведений («хорошо— плохо»). Метапредметные результаты: Регулятивные БУД: формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Коммуникативные БУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. активное использование речевых средств, для решения познавательных задач; Познавательные БУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установления причинно-следственных связей; овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевого высказывания, составления текстов в устной форме; Предметные результаты: В результате освоения учебной программы обучающиеся научатся: понимать литературу как явление национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и соответствующей интонацией; читать про себя; отвечать на вопросы по прочитанному; выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним свое отношение; определять главную мысль произведения; читать отрывки по ролям; пересказывать прочитанное полностью и выборочно; участвовать в коллективном составлении рассказа на тему, близкую к теме прочитанного текста; отличать сказку от рассказа; В результате освоения учебной программы обучающиеся получат возможность научиться: осознавать значимость чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; достигать необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; использовать разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)»В 5 КЛАССЕ Содержание чтения (круг чтения): произведения устного народного творчества — малые формы (пословицы, приметы, заклички) и сказки; художественные произведения в жанре авторской сказки, рассказа, стихотворения, басни (в прозе и стихах); статьи познавательного характера о писателях и поэтах — авторах читаемых произведений Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг к другу; о жизни детей, об их дружбе и товариществе; о добре и зле (об отношениях в семье); о поведении в опасных ситуациях; некоторые биографические сведения из жизни великих русских писателей Самостоятельное чтение Чтение коротких стихотворений и небольших по объёму произведений с простым сюжетом (произведения, представленные в рубрике «Читай самостоятельно») . Навык чтения Правильное, осознанное, плавное чтение целым словом с возможным прочтением по слогам трудных по структуре слов Выразительное чтение с опорой на авторские ремарки (после предварительного анализа). Соблюдение интонации, соответствующей знаку препинания в конце предложения Соблюдение пауз при однородных членах предложения Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов после предварительного анализа Литературная пропедевтика (на основе выполнения практических заданий) Виды сказок: о животных, волшебные и бытовые Зачин и концовка сказки. Умение различать сказки и рассказы, песни и заклички, басни и пословицы . Работа с текстом Анализ текста по вопросам учителя и представленным после текста. Определение темы произведения и соотнесение её с заголовком. Коллективное определение основной мысли произведения (под руководством учителя и самостоятельно в тех случаях, когда она является достаточно «прозрачной» и однозначной). Полный пересказ текста по предложенному плану. Выборочный пересказ. Деление текста на части по предложенному плану. Подбор отрывка, подходящего по содержанию, к иллюстрации . Составление рассказа с опорой на иллюстрацию . Сравнение рассказа и сказки Чтение по ролям . Выбор слов из ряда предложенных для описания характера героя Оценка характера героя на основе анализа его поступков (с помощью учителя) Объяснение значения отдельных слов и смысла выражений с опорой на контекст и наглядность Нахождение в тексте слов, характеризующих описываемое событие или героя Выбор и объяснение образных выражений с помощью учителя и опорой на наглядный материал Внеклассное чтение Самостоятельное чтение доступных по содержанию книг русских классиков и современных отечественных и зарубежных писателей; народных и литературных сказок Коллективное ведение дневников внеклассного чтения Основной формой организации учебной деятельности детей являются уроки классного и внеклассного чтения Тематическое планирование 4 ч в неделю (136 часа в год) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Тема Давайте читать Школьная страна Круглый год. Осень. Истоки мудрости Наша Родина Люби все живое Круглый год. Зима В кругу семьи. Защитники Отечества (11 ч) О мастерах и мастерицах, о труде и трудолюбии (18 ч) «Никто не забыт, ничто не забыто...» (8 ч) Когда люди в опасности Круглый год. лето РЕЗЕРВ Итого Количество часов 7 8 10 10 8 9 12 13 11 18 8 8 12 2 136 Учебно-методическое обеспечение 1) Авторская программа по чтению для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классов под редакцией В. В. Воронковой, М.: Владос, 2013г., допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации. 2-3) Чтение. 5класс. Учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы (авт.-сост. С.Ю. Ильина, Т.М. Головкина).- 2-е изд.- М.:Просвещение, 2023.-270с. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 5 КЛАССЕ (4 ч в неделю, 34 недели в год, 136 ч в год) № п/п Тема урока 1. Колво часов 1 Характеристика видов деятельности учащихся 2. 1 Задание по внеклассному чтению Ю . Энтин . Слово про слова Анализ текста по вопросам . Свободные высказывания учащихся с опорой на имеющийся читательский опыт Рассматривание книг, рекомендуемых для внеклассного чтения 3. 1 Это интересно! 4. 1 Л . Крутько. Замечательные книжки Анализ текста по вопросам . Узнавание авторов на портретах Анализ текста по вопросам Выборочное чтение. Выразительное чтение стихотворения . Выделение в тексте сравнений 5. 1 С. Вербова. Зачем книги нужны? Анализ текста по вопросам Выборочное чтение. Свободные высказывания учащихся с опорой на имеющийся читательский опыт 6. 1 С . Ильин . Две книжки Анализ текста по вопросам Выделение признаков сказки в тексте стихотворения. Выразительное чтение. Чтение стихотворения по ролям Раздел 1. Давайте читать (7 ч) Вводный урок. Знакомство с Участие в беседе по теме раздела. Рассматривание учебником Читай самостояучебника, его оглавления тельно Самостоятельное чтение С. Михалков. Обращение писателя к читателям Дата проведения План Факт 7. 1 Проверь себя! Ответы на вопросы по прочитанным произведениям Чтение по ролям Выразительное чтение. Устное составление памятки для читателей Объяснение смысла пословиц Раздел 2. Школьная страна (8 ч) 8. 1 Введение Читай самостоятельно! М. Бородицкая. Первое сентября (в сокращении) Участие в беседе по теме раздела. Свободные высказывания . Самостоятельное чтение 9. 1 Я . Аким. Где ты ходишь, осень? Анализ текста по вопросам . Выразительное чтение стихотворения. Заучивание стихотворения наизусть. Свободные высказывания с опорой на текст 10. 2 Л . Гераскина. В Стране неАнализ текста по вопросам Выборочное чтение Вывыученных уроков (отрывок) разительное чтение . Определение настроения героев и объяснение причин настроения. Словесное иллюстрирование . Чтение по ролям 12. 1 Е . Серова. Отличница Анализ текста по вопросам Выборочное чтение Объяснение причин поступков героев. Выразительное чтение стихотворения Свободные высказывания по теме стихотворения 13. 2 Л . Каминский . Сочинение Анализ текста по вопросам Выборочное чтение Сравнение поступков героев рассказа. Выразительное чтение. Чтение по ролям . Пересказ текста по плану и опорным словам 1 Проверь себя! Анализ текста по вопросам . Драматизация и чтение по ролям Выборочное чтение . Чтение наизусть. Объяснение смысла пословиц с использованием примеров из прочитанных произведений 11. 14. 15. Раздел 3. Осень (10 ч) 16. 1 Введение. Приметы. Задание по внеклассному чтению Участие в беседе . Выборочное чтение . Соотнесение содержания народных примет с личным опытом . Свободные высказывания на основе самостоятельных наблюдений 17. 1 Заклички 18. 1 С . Козлов . Лисичка Анализ текстов по вопросам и с опорой на иллюстрации учебника Анализ текста по вопросам Выборочное чтение . Чтение по ролям . Графическое иллюстрирование отрывков текста 19. 1 Е. Трутнева. Осень Анализ текста по вопросам . Нахождение в тексте Читай самостоятельно! образных сравнений Подготовка к выразительному Н. Сладков. Сердитые голоса чтению и выразительное чтение стихотворения Заучивание стихотворения наизусть Самостоятельное чтение 20. 2 Г. Скребицкий . Четыре художника (отрывок) Анализ текста по вопросам . Нахождение в тексте образных сравнений Составление рассказа с опорой на иллюстрацию и текст. Выборочное чтение Словесное иллюстрирование Нахождение общего и различного между сказкой и рассказом. 22. 1 А. Фет. «Ласточки пропали . ..» Анализ текста по вопросам Подготовка к выразительному чтению и выразительное чтение стихотворения Заучивание стихотворения наизусть 23. 1 Н . Сладков. Швейня (в сокращении) Анализ текста по вопросам. Выборочное чтение . Нахождение общего и различного между сказкой и рассказом, построение элементарных доказательств . Драматизация сказки 21. 24. 1 А. Пушкин . «Уж небо осенью дышало . . . » Анализ текста по вопросам Выборочное чтение Нахождение в тексте олицетворений (без использования термина) . Словесное иллюстрирование Подготовка к выразительному чтению и выразительное чтение стихотворения 25. 1 Проверь себя! Участие в обобщающей беседе по прочитанным произведениям. Чтение наизусть стихотворений раздела. Выразительное чтение, чтение наизусть. Составление рассказа по иллюстрации Раздел 4. Истоки мудрости (10 ч) Введение. Это интересно! Самостоятельное участие в беседе Составление диалогов с использованием данных вопросов . Свободные высказывания с опорой на личный опыт Узнавание авторов на портретах Анализ текстов по вопросам 26. 1 27. 1 Берёза и три сокола (русская народная сказка) Анализ текста по вопросам . Нахождение композиционных частей сказки Подбор отрывков из текста к иллюстрации . Построение элементарных доказательств, подтверждающих выводы о том, что эта сказка относится к волшебным 28. 1 Каша из топора (русская народная сказка) Анализ текста по вопросам . Составление элементарной характеристики героев . Определение собственного отношения к героям и их поступкамПоиск в тексте синонимических замен . Подготовка к выразительному чтению Чтение сказки по ролям Драматизация сказки 29. 1 Лисица и тетерев (в пересказе Л . Н . Толстого) Задание по внеклассному чтению Анализ текста по вопросам . Подготовка к выразительному чтению Чтение сказки по ролям . Драматизация сказки 30. 1 Внеклассное чтение 31. 1 И . Крылов. Лебедь, Щука и Рак Участие в беседе по содержанию прочитанных произведений Выражение собственного отношения к прочитанным произведениям Выборочное чтение . Выборочный пересказ . Коллективное ведение дневников по внеклассному чтению Рассматривание книг, рекомендованных для внеклассного чтения Анализ текста по вопросам Выборочное чтение. Определение основной мысли басни с опорой на текст и предварительный анализ её содержания Нахождение признаков сходства между пословицами и баснями Выделение главной мысли Заучивание басни наизусть 32. 1 К. Ушинский. Два плуга Анализ текста по вопросам Выборочное чтение . Определение основной мысли Подбор отрывка из текста к иллюстрации 33. 1 Читай самостоятельно! К. Ушинский . Ворон и сорока Самостоятельное чтение 34. 1 Л . Толстой . Муравей и голубка Анализ текста по вопросам Определение основной мысли. Словесное иллюстрирование 35. 1 Проверь себя! Участие в обобщающей беседе по прочитанным произведениям. Объяснение смысла пословиц. Подбор пословиц, подходящих по смыслу к прочитанным произведениям Различение сказок волшебных, бытовых, про животных. Выделение в текстах сказок зачина и концовки Раздел 5. Наша Родина (8 ч) 36. 1 Введение Участие в беседе Составление диалога с использованием данных вопросов . Свободные высказывания с опорой на личный опыт. Графическое рисование Подбор иллюстраций и фотографий по теме раздела 37. 1 Ф . Савинов. Родина (отрывок) 38. 1 С . Романовский . Русь 39. 1 М . Пришвин. Моя родина Анализ текста по вопросам . Составление элементарных умозаключений . Сравнение содержания стихотворения и музыки к нему Определение эмоционального состояния, вызванного прослушиванием песни на стихотворение Ф . Савинова, с использованием опорных слов Подготовка к выразительному чтению. Заучивание наизусть Анализ текста по вопросам Подбор отрывка из текста к иллюстрации . Выборочное чтение. Чтение по ролям Анализ текста по вопросам Подбор отрывков из текста к иллюстрации . Составление элементарных суждений. Выразительное чтение. Выборочный пересказ с опорой на иллюстрацию 40. 2 Никита Кожемяка (русская народная сказка в обработке К. Ушинского) 41. Анализ текста по вопросам . Деление текста по предложенному плану Установление причин эмоционального состояния героя Пересказ текста по плану (полный или выборочный) Составление элементарной характеристики героя с использованием опорных слов. Составление элементарных суждений 42. 1 Проверь себя! Участие в обобщающей беседе по прочитанным произведениям Составление рассказов по иллюстрациям или подбор отрывков из текста к ним . Чтение стихотворения наизусть. Объяснение смысла пословиц . Подбор пословиц, подходящих по смыслу к прочитанным произведениям . Свободные высказывания 43. 1 Внеклассное чтение Участие в беседе по содержанию прочитанных произведений Выражение собственного отношения к прочитанным произведениям . Выборочное чтение . Выборочный пересказ . Словесное иллюстрирование Коллективное ведение дневников по внеклассному чтению 44. 1 45. 2 46. Раздел 6. Люби всё живое (9 ч) Введение . Участие в беседе Составление диалога с использоР. Сеф . Кто любит собак. . . ванием данных вопросов . Свободные высказывания с опорой на личный опыт Анализ текста по вопросам Выразительное чтение Д . Мразкова. Охота на уток Анализ текста по вопросам Подбор отрывка из тек(отрывок из книги «Не ста к иллюстрации . Установление причин изменеплачь, му- хоморчик!») ния настроения героини Чтение по ролям Выразительное чтение 47. 1 Э . Мошковская. Дедушка Дерево Анализ текста по вопросам Выборочное чтение . Составление элементарной характеристики героя Нахождение общего и различного между сказкой и этим стихотворением, построение элементарных доказательств . Графическое иллюстрирование 48. 1 В . Боков . Обидчивый ёж Анализ текста по вопросам Выборочное чтение . Деление текста на части по предложенному плану 49. 1 А. Барто . Уехали 50. 2 К. Паустовский . Кот Ворюга Анализ текста по вопросам Выборочное чтение . (в сокращении) Элементарные рассуждения с приведением доказательств из текста. Словесное иллюстрирование Выделение в тексте сравнений Выборочный пересказ 1 Проверь себя! 51. 52. 53. 1 54. 1 Анализ текста по вопросам Подбор отрывков из текста к иллюстрации Составление элементарных суждений . Подготовка к выразительному чтению Выразительное чтение стихотворения Участие в беседе по содержанию прочитанных произведений . Выражение собственного отношения к прочитанным произведениям Пересказ по плану. Составление рассказов по иллюстрациям или подбор отрывков из текста к ним. Объяснение смысла пословиц . Подбор пословиц, подходящих по смыслу к прочитанным произведениям Свободные высказывания . Составление элементарных умозаключений с опорой на содержание прочитанных текстов раздела Раздел 7. Круглый год. Зима (12 ч) Введение. Народная песня Самостоятельное участие в беседе Свободные высказывания с опорой на личный опыт Анализ текста по вопросам . Определение настроения песни. Выразительное чтение Словесное иллюстрирование Я . Аким . Как я написал пер- Анализ текста по вопросам Словесное иллюстрировое стихотворение вание Выборочный пересказ самостоятельно проВнеклассное чтение читанных произведений . Коллективное ведение дневников по внеклассному чтению 55. 1 Я Аким Первый снег Анализ текста по вопросам Выборочное чтение . Подготовка к выразительному чтению Выразительное чтение стихотворения 56. 2 Э. Шим. Всем вам крышка Анализ текста по вопросам Выборочное чтение . Выразительное чтение . Чтение по ролям . Составление словесного портрета героя 58. 1 А. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя . . . » Анализ текста по вопросам . Словесное иллюстрирование. Выборочное чтение 59. 1 Внеклассное чтение Участие в беседе по содержанию прочитанных произведений Выражение собственного отношения к прочитанным произведениям Выборочный пересказ . Коллективное ведение дневников по внеклассному чтению Рассматривание обложек и некоторых иллюстраций в книгах, рекомендуемых для внеклассного чтения 60. 2 В . Бианки . Терентий-Тетерев Анализ текста по вопросам Выборочное чтение Пересказ текста по плану. Рассказ о поведении птиц на основе знаний об окружающем природном и социальном мире 2 А. Гайдар . Чук и Гек (отрывок) Анализ текста по вопросам . Выборочное чтение Подбор отрывков из текста к иллюстрациям . Свободные высказывания на тему прочитанного текста 1 Проверь себя! Участие в обобщающей беседе по прочитанным произведениям . Определение собственного отношения к прочитанным произведениям, формулирование элементарных доказательств . Чтение наизусть. Выразительное чтение Пересказ по плану и по ролям 57. 61. 62. 63. 64. Раздел 8. В кругу семьи (13 ч) Введение. В . Сухо- млинУчастие в беседе Составление диалога с использоский о семье ванием данных вопросов . Свободные высказывания с опорой на личный опыт Анализ текста по вопросам 65. 1 66. 1 Е . Серова. Три мамы Анализ текста по вопросам. Выборочное чтение . Чтение по ролям 67. 1 В . Сухомлинский . Все добрые люди — одна семья Анализ текста по вопросам Выборочное чтение . Подбор отрывков из текста к иллюстрации . Формулирование элементарных суждений 68. 1 Я . Аким . Моя родня Анализ текста по вопросам Свободные высказывания . Формулирование элементарных суждений 69. 1 Три дочери (татарская сказка) Анализ текста по вопросам Выборочное чтение Формулирование элементарных суждений. Выделение в тексте признаков волшебной сказки Объяснение заголовка сказки . Пересказ текста сказки по ролям 70. 1 А. Барто . Разлука Анализ текста по вопросам Подбор отрывков из текста к иллюстрации Выборочное чтение. Подготовка к выразительному чтению. Выразительное чтение стихотворения 71. 2 В . Осеева. Волшебное слово Анализ текста по вопросам . Подбор к иллюстрации отрывков из текста, подходящих по смыслу. Выборочное чтение Чтение по ролям Составление элементарной характеристики героя с использованием опорных слов . Коллективное составление суждений о правилах речевого этикета Установление причин изменения отношений между героями рассказа 72. 2 В . Драгунский. Сестра моя Ксения (отрывки) Анализ текста по вопросам Чтение по ролям . Выборочное чтение, формулирование элементарных суждений . Словесное иллюстрирование . 75. 1 А. Майков. Колыбельная песня Анализ текста по вопросам Подготовка к выразительному чтению . Объяснение с помощью учителя целевого назначения колыбельных песен Выразительное чтение стихотворения 76. 1 Проверь себя! Объяснение образных выражений Сопоставление смысла образных выражений и основной мысли прочитанных и проанализированных произведений . Формулирование элементарных суждений Составление рассказов по иллюстрациям к произведениям раздела или подбор подходящих отрывков из текста 77. 1 Внеклассное чтение Участие в беседе по содержанию прочитанных произведений . Выражение собственного отношения к прочитанным произведениям Выборочный пересказ Коллективное ведение дневников по внеклассному чтению 78. 1 Введение 79. 1 Читай самостоятельно! И . Гамазкова. Бей, барабан! Задание по внеклассному чтению Самостоятельное чтение Рассматривание обложек книг, рекомендованных для внеклассного чтения 80. 2 С . Алексеев . Измаил Анализ текста по вопросам Выборочное чтение . Пересказ с опорой на иллюстрации и предложенный план 73. 74. 81. Раздел 9. Защитники Отечества (11 ч) Участие в беседе по теме раздела Составление диалога с использованием данных вопросов 2 Б . Никольский . Как я Новый год встречал Анализ текста по вопросам Выборочное чтение . Формулирование элементарных суждений Выявление причин изменения настроения у героя рассказа Подбор к иллюстрации отрывков из текста, подходящих по смыслу 84. 1 Л . Некрасова. Наша армия родная Анализ текста по вопросам Выборочное чтение. Заучивание текста наизусть 85. 2 Л . Кассиль. Таран 87. 1 С . Васильев. Белая берёза Анализ текста по вопросам Выборочное чтение Выделение из текста сравнений . Подбор к иллюстрации отрывков из текста, подходящих по смыслу Подбор заголовков к иллюстрациям . Деление текста на части по предложенному плану. Пересказ текста по плану Анализ текста по вопросам . Подготовка к выразительному чтению . Выразительное чтение . Словесное иллюстрирование 88. 1 Проверь себя! Участие в обобщающей беседе по прочитанным произведениям . Определение собственного отношения к прочитанным произведениям; формулирование элементарных доказательств. Составление рассказов по иллюстрациям к произведениям раздела или подбор подходящих отрывков из текста Выразительное чтение стихотворений, включённых в раздел 89. 1 Внеклассное чтение Участие в беседе по содержанию прочитанных произведений Выражение собственного отношения к прочитанным произведениям Выборочный пересказ . Коллективное ведение дневников по внеклассному чтению 82. 83. 86. Раздел 10. О мастерах и мастерицах, о труде и трудолюбии (18 ч) 90. 1 Введение. Это интересно! Е . Пермяк. Про нос и язык Задание по внеклассному чтению Участие в беседе по теме раздела Составление диалога с использованием данных вопросов Анализ текста по вопросам Рассматривание обложек книг, рекомендованных для внеклассного чтения 91. 1 А. Блинов. Рабочие руки Анализ текста по вопросам Выборочное чтение. Составление рассказа по иллюстрациям 92. 1 Г. Сапгир . Рабочие руки Анализ текста по вопросам. Выборочное чтение . Сравнение одноимённого рассказа и стихотворения 93. 2 Е. Пермяк. Волшебные краски Анализ текста по вопросам. Выборочное чтение . Формулирование элементарных суждений 94. 1 М. Зощенко . Любимое занятие Анализ текста по вопросам. Выборочное чтение . Объяснение поступков героя Свободные высказывания по теме произведения 95. 2 Бр . Гримм. Маленькие человечки Анализ текста по вопросам . Подбор к иллюстрации отрывков из текста, подходящих по смыслу. Словесное иллюстрирование Выборочное чтение Пересказ сказки по плану 2 Е. Пермяк. Чужая калитка (отрывок) Анализ текста по вопросам Составление элементарных суждений Выборочное чтение . Чтение по ролям . Составление элементарной характеристики героя 1 Э . Рауд. Как кабан картошку Анализ текста по вопросам. Выборочное чтение сажал (перевод с эстонского Объяснение смысла поговорки и его подтверждеГ. Петрова) ние примерами из текста. Составление элементарной характеристики героя с использованием опорных слов Чтение по ролям 96. 97. 98. 99. 2 В . Железников . Три ветки мимозы Анализ текста по вопросам Выборочное чтение . Определение эмоционального состояния героев . Определение отношения к поступкам героев и мотивам поступков . Формулирование элементарных суждений нравственного содержания . Графическое иллюстрирование. Свободные высказывания на тему рассказа 102. 1 В . Жуковский . Жаворонок Анализ текста по вопросам Словесное иллюстрирование . Подготовка к выразительному чтению. Выразительное чтение . Заучивание наизусть 103. 1 Г. Скребицкий . Сказка о Весне Анализ текста по вопросам Выборочное чтение . Словесное иллюстрирование. Составление пересказа по предложенному плану 104. 1 А. Пушкин. Гонимы вешними лучами . . . (из романа в стихах «Евгений Онегин») Анализ текста по вопросам Выборочное чтение. Нахождение образных сравнений в тексте . Объяснение смысла образных сравнений . Подготовка к выразительному чтению Выразительное чтение 105. 1 Проверь себя! Участие в обобщающей беседе по прочитанным произведениям . Выразительное прочтение стихотворений раздела наизусть или по учебнику. Выборочное чтение Свободные высказывания на тему прочитанных произведений 106. 1 Внеклассное чтение Участие в беседе по содержанию прочитанных произведений Выражение собственного отношения к прочитанным произведениям Выборочный пересказ . Коллективное ведение дневников по внеклассному чтению 100. 101. Раздел 12. «Никто не забыт, ничто не забыто...» (8 ч) 107. 1 Введение . А. Сурков. Красоту, что дарит нам природа. . . Участие в беседе по теме раздела. Свободные высказывания . Составление диалогов с использованием данных вопросов . Анализ текста по вопросам Выборочное чтение Рассматривание книг, рекомендованных для внеклассного чтения 108. 2 С . Алексеев. Брестская крепость Анализ текста по вопросам Выборочное чтение . Формулирование элементарных умозаключений, суждений нравственного содержания . Объяснение поступков героев рассказа, формулирование оценочных суждений 110. 1 К. Симонов. Майор привёз мальчишку на лафете . . . Анализ текста по вопросам . Формулирование суждений нравственного содержания Подготовка к выразительному чтению . Выразительное чтение 111. 1 112. 1 В . Богомолов . Батальон Федосеева Л . Кассиль . Сестра Анализ текста по вопросам . Выборочное чтение Выборочный пересказ Анализ текста по вопросам Выборочное чтение . Составление словесного портрета и характеристики героя с опорой на текст Объяснение заголовка рассказа 113. 1 А. Твардовский . Рассказ танкиста Анализ текста по вопросам Выборочное чтение. Составление элементарной характеристики героя стихотворения Подготовка к выразительному чтению . Чтение стихотворения по ролям 114. 1 Проверь себя! Участие в обобщающей беседе по прочитанным произведениям . Определение собственного отношения 109. к прочитанным произведениям; формулирование элементарных доказательств и суждений Свободные высказывания на тему раздела. Объяснение смысла пословиц с опорой на содержание текстов, включённых в раздел 115. 1 Раздел 13. Когда люди в опасности (8 ч) Введение Участие в беседе по теме раздела. Свободные выЧитай самостоятельно! сказывания Е. Груданов. Половодье Самостоятельное чтение 116. 2 Н. Артюхова. Большая берёза 1 Л . Толстой . Прыжок Анализ текста по вопросам. Выборочное чтение. Читай самостоятельно! Формулирование суждений нравственного содерС. Маршак. Пожар (отрывок) жания . Оценка поступков героев рассказа. Выразительное чтение отрывка из текста. Подбор к иллюстрациям подходящих по смыслу отрывков из текста Подбор заголовков к иллюстрациям и отрывкам из текста. Свободные высказывания на тему, близкую к теме рассказа. Самостоятельное чтение 117. 118. Анализ текста по вопросам . Подготовка к выразительному чтению . Чтение по ролям первой части текста Выборочное чтение. Определение эмоционального состояния героев и его причин с опорой на текст и вопросы (с помощью учителя) 119. 1 Б . Житков . Наводнение Анализ текста по вопросам. Выборочное чтение . Формулирование элементарных умозаключений . Словесное иллюстрирование. Свободные высказывания на тему, близкую к теме рассказа 120. 1 С . Маршак . Рассказ о неизвестном героем Анализ текста по вопросам Выборочное чтение Формулирование элементарных умозаключений . Объяснение причин поступков героев Подбор к иллюстрациям подходящих по смыслу отрывков из текста. Деление текста на части по предложенному плану Выразительное чтение отрывков из стихотворения Объяснение заголовка стихотворения 121. 1 Проверь себя! 122. 1 Внеклассное чтение Участие в обобщающей беседе по прочитанным произведениям Определение собственного отношения к поступкам героев разных произведений, включённых в раздел, формулирование элементарных доказательств и суждений . Свободные высказывания на тему раздела Сравнение поступков героев разных произведений . Оценка результатов поступков героев или стихийных бедствий Участие в беседе по содержанию прочитанных произведений Выражение собственного отношения к прочитанным произведениям Выборочный пересказ . Коллективное ведение дневников по внеклассному чтению 123. 1 Раздел 14. Круглый год. Лето (12 ч) Введение. Солнышко, вёдУчастие в беседе по теме раздела. Самостоятельное рышко . . . ; Берёзонька моя, чтение русских народных песен с последующим берёзонька анализом содержания по вопросам учителя 124. 1 Читай самостоятельно! И . Заграевская . Лето Практическое различение заклички и песни Самостоятельное чтение 125. 1 Г. Скребицкий. Четыре художника (отрывок) Анализ текста по вопросам. Выборочное чтение . Деление текста на части по предложенному плану Пересказ текста по плану 126. 1 С . Есенин . С добрым утром Анализ текста по вопросам Выборочное чтение Словесное иллюстрирование. Определение авторского отношения к описываемым картинам природы . Подготовка к выразительному чтению: определение настроения стихотворения с опорой на содержание и языковое оформление текста Выразительное чтение Заучивание стихотворения наизусть 127. 1 И . Ревю . Сказка про лето Анализ текста по вопросам Выборочное чтение . Формулирование элементарных умозаключений 128. 1 В . Берестов. Весёлое лето Анализ текста по вопросам Выборочное чтение. Нахождение строк стихотворения, которые можно использовать как загадку Подготовка к выразительному чтению . Выразительное чтение 129. 1 В . Бианки. Кто чем поёт Анализ текста по вопросам Выборочное чтение. Нахождение общего и различного между сказкой и рассказом, построение элементарных доказательств Пересказ сказки с опорой на иллюстрацию . 130. 1 Читай самостоятельно! В . Берестов . Тучка Самостоятельное чтение 131. 1 Ю . Коваль. Берёзовый пиро- Анализ текста по вопросам . Формулирование элежок ментарных умозаключений . Свободные высказывания на тему, близкую к теме рассказа 132. 1 В . Тансканен . Летние каникулы! Анализ текста по вопросам Свободные высказывания . Подготовка к выразительному чтению. Выразительное чтение Свободные высказывания на тему стихотворения 133. 1 Проверь себя! Участие в беседе по содержанию прочитанных произведений Словесное рисование Пересказ отдельных эпизодов текстов, включённых в раздел . Пересказ с опорой на план и иллюстрации. Выразительное чтение по книге и наизусть Свободные высказывания 134. 1 Прощание с учебником чтения Участие в обобщающей беседе по содержанию отдельных произведений, включённых в содержание учебника Участие в обобщающей беседе по содержанию отдельных произведений для внеклассного чтения Свободные высказывания учащихся 135. 2 Резерв 136.