Аннотация
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» для обучающегося, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в 5 классе детализирует и раскрывает содержание Федерального государственного образовательного стандарта. Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
-Закон РФ «Об образовании»;
Предлагаемая программа ориентирована на учебник Ильиной С.Ю. «Чтение 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» - СПб: Просвещение, 2019 г.
В силу особенностей умственного и психофизического развития детей с интеллектуальным недоразвитием, большинство из них усваивают
навыки чтения с большим трудом. В связи с этим основной задачей обучения чтению в 5 классе является необходимость научить детей читать доступный их пониманию текст вслух, осмысленно воспринимать прочитанное; формирование навыка сознательного, правильного, выразительного чтения.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. Особое внимание уделяется при этом работе с иллюстративным материалом, как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся заучивают наизусть стихотворения. Овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.
Рабочая программа по чтению рассчитана на 136 часа, что соответствует годовому календарному графику. Уроки проходят 4 раз в неделю
согласно школьному расписанию.
Цель программы: создание условий для овладения учащимися навыками правильного, сознательного чтения доступных их пониманию текста; повышение общего и речевого развития учащихся.
Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 классов разработана на основании авторской программы по чтению для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под редакцией В. В. Воронковой, М.: Просвещение, 2013 г., допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Срок реализации - 1 год (4 часа в неделю, 34 часа в год).
Цели и задачи предмета
Обучение чтению направлено на достижение следующих целей: формирование навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.
Основными задачами обучения чтению в 5 классе являются:
научить обучающихся читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;
осмысленно воспринимать прочитанное;
расширять и углублять знания обучающихся об окружающем мире;
формировать положительные личностные качества учеников;
развитие всех видов речевой деятельности в единстве с развитием мышления, мыслительных операций, познавательной деятельности в
целом.
Роль учебного предмета
Чтение является важным и жизненно необходимым навыком. Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом
зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все
знания обучающихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и
реабилитации.
Ведущими принципами обучения чтению являются обучение правильному, грамотному чтению, полному и последовательному пересказу в
процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение
правильному построению предложений.
Концентрическое построение курса связано с переходом от обучения чтению по слогам обучающихся 2-3 класса к последовательному переходу
обучающимися 4-5 класса чтения целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.
Формы организации учебного процесса
Основной формой организации процесса обучения является урок. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является работа при
осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.
Основные типы учебных занятий:
урок изучения нового учебного материала;
урок закрепления и применения знаний;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний и умений.
нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, практическое занятие, урок-презентация, урок-викторина, урок-подарок от волшебника, уроки-путешествия;
комбинированный урок.
Основные методы обучения:
наблюдение;
беседа;
объяснение;
повторение;
сравнение;
работа с учебником;
дидактические игры.
Технологии обучения:
дифференцированное обучение,
личностно-ориентированное обучение,
информационно-коммуникационные;
проблемно-поисковые;
здоровьесберегающие технологии.
Общая характеристика учебного предмета
Тематика произведений для чтения в 5классе подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их
кругозора, воспитания нравственных качеств. На всём протяжении обучения в 5 классе читаются произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе,
жизни животных, занятиях людей. Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения. Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. В 5 классе обучающиеся постепенно переходят к
чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.
Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается
с третьего класса. С выразительностью речи обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья знакомятся в 2- 4классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается в 5классе с перехода на чтение целыми словами.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению
причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Большое внимание уделяется работе с иллюстративным материалом, как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции недостатков их развития.
Особое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведения, обогащение и уточнение словарного
запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в зависимости от
сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путём специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса. При оценке принимается во внимание успешность овладения обучающимися
техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в
соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Чтение» входит в обязательную часть адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной
отсталостью и реализуется в урочной деятельности. Согласно учебному плану предмет «Чтение» входит в образовательную область «Язык и речевая
практика». На изучение учебного предмета «Чтение» в 5-м классе выделяется 4 часа в неделю, 136 часов в год (34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА ПО ИТОГАМ ОБУНЕНИЯ В 5 КЛАССЕ
К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими
ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ .
Достаточный уровень:
— правильное и плавное чтение целым словом в темпе, приближенном к темпу устной разговорной речи (сложные по звуко-слоговой структуре и
значению слова учащиеся прочитывают по слогам);
— чтение с соблюдением знаков препинания в конце предложения; использование интонации, соответствующей знаку препинания в конце предложения;
— самостоятельные ответы на вопросы по фактологическому содержанию текста;
— определение основной мысли с помощью учителя;
— пересказ текста по предложенному словесно-логическому плану;
— коллективное словесное иллюстрирование отдельных отрывков текста с ясно выраженной фабулой с помощью наводящих вопросов учителя;
— заучивание наизусть 6—8 стихотворений.
Минимальный уровень:
— правильное чтение слов текста по слогам;
— ответы на вопросы с помощью учителя;
— определение основной мысли с помощью учителя в том случае, когда она прямо сформулирована в тексте;
— пересказ несложного по содержанию и структуре текста с опорой на картинный план и наводящие вопросы учителя;
— заучивание наизусть небольших по объёму стихотворений или отрывков из них (количество заучиваемых стихотворений учитель определяет с
учётом индивидуальных возможностей учащегося)
В процессе выполнения учащимися заданий по прочитанному тексту проводится оценка следующих ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ .
Достаточный уровень:
— выражение своего отношения к поступкам героев и объяснение его;
— определение (с помощью учителя) причины поступков героев и элементарная оценка их;
— понимание эмоционального состояния героя произведения и установление причины его переживаний .
Минимальный уровень:
— элементарная оценка поступков героев произведений («хорошо— плохо»).
Метапредметные результаты:
Регулятивные БУД:
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Коммуникативные БУД:
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
активное использование речевых средств, для решения познавательных задач;
Познавательные БУД:
овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установления причинно-следственных связей;
овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевого высказывания, составления текстов в устной форме;
Предметные результаты:
В результате освоения учебной программы обучающиеся научатся:
понимать литературу как явление национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и соответствующей интонацией;
читать про себя;
отвечать на вопросы по прочитанному;
выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним свое отношение;
определять главную мысль произведения;
читать отрывки по ролям;
пересказывать прочитанное полностью и выборочно;
участвовать в коллективном составлении рассказа на тему, близкую к теме прочитанного текста;
отличать сказку от рассказа;
В результате освоения учебной программы обучающиеся получат возможность научиться:
осознавать значимость чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре,
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом
чтении;
достигать необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение
чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
использовать разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и
специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль
произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать
произведение;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЧТЕНИЕ (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)»В 5 КЛАССЕ
Содержание чтения (круг чтения): произведения устного народного творчества — малые формы (пословицы, приметы, заклички) и сказки;
художественные произведения в жанре авторской сказки, рассказа, стихотворения, басни (в прозе и стихах); статьи познавательного характера о писателях и поэтах — авторах читаемых произведений
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг к другу;
о жизни детей, об их дружбе и товариществе; о добре и зле (об отношениях в семье); о поведении в опасных ситуациях; некоторые биографические
сведения из жизни великих русских писателей
Самостоятельное чтение
Чтение коротких стихотворений и небольших по объёму произведений с простым сюжетом (произведения, представленные в рубрике «Читай самостоятельно») .
Навык чтения
Правильное, осознанное, плавное чтение целым словом с возможным прочтением по слогам трудных по структуре слов
Выразительное чтение с опорой на авторские ремарки (после предварительного анализа). Соблюдение интонации, соответствующей знаку препинания
в конце предложения Соблюдение пауз при однородных членах предложения
Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов после предварительного анализа
Литературная пропедевтика (на основе выполнения практических заданий)
Виды сказок: о животных, волшебные и бытовые
Зачин и концовка сказки. Умение различать сказки и рассказы, песни и заклички, басни и пословицы . Работа с текстом
Анализ текста по вопросам учителя и представленным после текста.
Определение темы произведения и соотнесение её с заголовком.
Коллективное определение основной мысли произведения (под руководством учителя и самостоятельно в тех случаях, когда она является
достаточно «прозрачной» и однозначной).
Полный пересказ текста по предложенному плану. Выборочный пересказ.
Деление текста на части по предложенному плану.
Подбор отрывка, подходящего по содержанию, к иллюстрации .
Составление рассказа с опорой на иллюстрацию .
Сравнение рассказа и сказки
Чтение по ролям .
Выбор слов из ряда предложенных для описания характера героя Оценка характера героя на основе анализа его поступков (с помощью учителя)
Объяснение значения отдельных слов и смысла выражений с опорой на контекст и наглядность
Нахождение в тексте слов, характеризующих описываемое событие или героя Выбор и объяснение образных выражений с помощью учителя и
опорой на наглядный материал
Внеклассное чтение
Самостоятельное чтение доступных по содержанию книг русских классиков и современных отечественных и зарубежных писателей; народных и
литературных сказок Коллективное ведение дневников внеклассного чтения
Основной формой организации учебной деятельности детей являются уроки классного и внеклассного чтения
Тематическое планирование
4 ч в неделю (136 часа в год)
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Тема
Давайте читать
Школьная страна
Круглый год. Осень.
Истоки мудрости
Наша Родина
Люби все живое
Круглый год. Зима
В кругу семьи.
Защитники Отечества (11 ч)
О мастерах и мастерицах, о труде и трудолюбии (18 ч)
«Никто не забыт, ничто не забыто...» (8 ч)
Когда люди в опасности
Круглый год. лето
РЕЗЕРВ
Итого
Количество часов
7
8
10
10
8
9
12
13
11
18
8
8
12
2
136
Учебно-методическое обеспечение
1) Авторская программа по чтению для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классов под редакцией В. В. Воронковой, М.: Владос, 2013г., допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации.
2-3) Чтение. 5класс. Учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы (авт.-сост. С.Ю. Ильина, Т.М.
Головкина).- 2-е изд.- М.:Просвещение, 2023.-270с.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 5 КЛАССЕ
(4 ч в неделю, 34 недели в год, 136 ч в год)
№
п/п
Тема урока
1.
Колво
часов
1
Характеристика видов деятельности учащихся
2.
1
Задание по внеклассному
чтению Ю . Энтин . Слово
про слова
Анализ текста по вопросам . Свободные высказывания учащихся с опорой на имеющийся читательский опыт Рассматривание книг, рекомендуемых
для внеклассного чтения
3.
1
Это интересно!
4.
1
Л . Крутько. Замечательные
книжки
Анализ текста по вопросам . Узнавание авторов на
портретах
Анализ текста по вопросам Выборочное чтение.
Выразительное чтение стихотворения . Выделение
в тексте сравнений
5.
1
С. Вербова. Зачем книги
нужны?
Анализ текста по вопросам Выборочное чтение.
Свободные высказывания учащихся с опорой на
имеющийся читательский опыт
6.
1
С . Ильин . Две книжки
Анализ текста по вопросам Выделение признаков
сказки в тексте стихотворения. Выразительное чтение. Чтение стихотворения по ролям
Раздел 1. Давайте читать (7 ч)
Вводный урок. Знакомство с Участие в беседе по теме раздела. Рассматривание
учебником Читай самостояучебника, его оглавления
тельно
Самостоятельное чтение
С. Михалков. Обращение писателя к читателям
Дата проведения
План
Факт
7.
1
Проверь себя!
Ответы на вопросы по прочитанным произведениям Чтение по ролям Выразительное чтение. Устное составление памятки для читателей Объяснение смысла пословиц
Раздел 2. Школьная страна (8 ч)
8.
1
Введение
Читай самостоятельно! М.
Бородицкая. Первое сентября (в сокращении)
Участие в беседе по теме раздела. Свободные высказывания .
Самостоятельное чтение
9.
1
Я . Аким. Где ты ходишь,
осень?
Анализ текста по вопросам . Выразительное чтение
стихотворения.
Заучивание
стихотворения
наизусть. Свободные высказывания с опорой на
текст
10.
2
Л . Гераскина. В Стране неАнализ текста по вопросам Выборочное чтение Вывыученных уроков (отрывок) разительное чтение . Определение настроения героев и объяснение причин настроения. Словесное
иллюстрирование . Чтение по ролям
12.
1
Е . Серова. Отличница
Анализ текста по вопросам Выборочное чтение
Объяснение причин поступков героев. Выразительное чтение стихотворения Свободные высказывания по теме стихотворения
13.
2
Л . Каминский . Сочинение
Анализ текста по вопросам Выборочное чтение
Сравнение поступков героев рассказа. Выразительное чтение. Чтение по ролям . Пересказ текста по
плану и опорным словам
1
Проверь себя!
Анализ текста по вопросам . Драматизация и чтение
по ролям Выборочное чтение . Чтение наизусть.
Объяснение смысла пословиц с использованием
примеров из прочитанных произведений
11.
14.
15.
Раздел 3. Осень (10 ч)
16.
1
Введение. Приметы. Задание
по внеклассному чтению
Участие в беседе . Выборочное чтение . Соотнесение содержания народных примет с личным опытом . Свободные высказывания на основе самостоятельных наблюдений
17.
1
Заклички
18.
1
С . Козлов . Лисичка
Анализ текстов по вопросам и с опорой на иллюстрации учебника
Анализ текста по вопросам Выборочное чтение .
Чтение по ролям . Графическое иллюстрирование
отрывков текста
19.
1
Е. Трутнева. Осень
Анализ текста по вопросам . Нахождение в тексте
Читай самостоятельно!
образных сравнений Подготовка к выразительному
Н. Сладков. Сердитые голоса чтению и выразительное чтение стихотворения Заучивание стихотворения наизусть
Самостоятельное чтение
20.
2
Г. Скребицкий . Четыре художника (отрывок)
Анализ текста по вопросам . Нахождение в тексте
образных сравнений Составление рассказа с опорой на иллюстрацию и текст. Выборочное чтение
Словесное иллюстрирование Нахождение общего и
различного между сказкой и рассказом.
22.
1
А. Фет. «Ласточки пропали .
..»
Анализ текста по вопросам Подготовка к выразительному чтению и выразительное чтение стихотворения Заучивание стихотворения наизусть
23.
1
Н . Сладков. Швейня (в сокращении)
Анализ текста по вопросам. Выборочное чтение .
Нахождение общего и различного между сказкой и
рассказом, построение элементарных доказательств . Драматизация сказки
21.
24.
1
А. Пушкин . «Уж небо осенью дышало . . . »
Анализ текста по вопросам Выборочное чтение
Нахождение в тексте олицетворений (без использования термина) . Словесное иллюстрирование Подготовка к выразительному чтению и выразительное
чтение стихотворения
25.
1
Проверь себя!
Участие в обобщающей беседе по прочитанным
произведениям. Чтение наизусть стихотворений
раздела. Выразительное чтение, чтение наизусть.
Составление рассказа по иллюстрации
Раздел 4. Истоки мудрости (10 ч)
Введение. Это интересно!
Самостоятельное участие в беседе Составление
диалогов с использованием данных вопросов . Свободные высказывания с опорой на личный опыт
Узнавание авторов на портретах Анализ текстов по
вопросам
26.
1
27.
1
Берёза и три сокола (русская
народная сказка)
Анализ текста по вопросам . Нахождение композиционных частей сказки Подбор отрывков из текста
к иллюстрации . Построение элементарных доказательств, подтверждающих выводы о том, что эта
сказка относится к волшебным
28.
1
Каша из топора (русская
народная сказка)
Анализ текста по вопросам . Составление элементарной характеристики героев . Определение собственного отношения к героям и их поступкамПоиск в тексте синонимических замен . Подготовка к
выразительному чтению Чтение сказки по ролям
Драматизация сказки
29.
1
Лисица и тетерев (в пересказе Л . Н . Толстого) Задание по внеклассному чтению
Анализ текста по вопросам . Подготовка к выразительному чтению Чтение сказки по ролям . Драматизация сказки
30.
1
Внеклассное чтение
31.
1
И . Крылов. Лебедь, Щука и
Рак
Участие в беседе по содержанию прочитанных произведений Выражение собственного отношения к
прочитанным произведениям Выборочное чтение .
Выборочный пересказ . Коллективное ведение
дневников по внеклассному чтению Рассматривание книг, рекомендованных для внеклассного чтения
Анализ текста по вопросам Выборочное чтение.
Определение основной мысли басни с опорой на
текст и предварительный анализ её содержания
Нахождение признаков сходства между пословицами и баснями Выделение главной мысли Заучивание басни наизусть
32.
1
К. Ушинский. Два плуга
Анализ текста по вопросам Выборочное чтение .
Определение основной мысли Подбор отрывка из
текста к иллюстрации
33.
1
Читай самостоятельно! К.
Ушинский . Ворон и сорока
Самостоятельное чтение
34.
1
Л . Толстой . Муравей и голубка
Анализ текста по вопросам Определение основной
мысли. Словесное иллюстрирование
35.
1
Проверь себя!
Участие в обобщающей беседе по прочитанным
произведениям. Объяснение смысла пословиц.
Подбор пословиц, подходящих по смыслу к прочитанным произведениям Различение сказок волшебных, бытовых, про животных. Выделение в текстах
сказок зачина и концовки
Раздел 5. Наша Родина (8 ч)
36.
1
Введение
Участие в беседе Составление диалога с использованием данных вопросов . Свободные высказывания с опорой на личный опыт. Графическое рисование Подбор иллюстраций и фотографий по теме
раздела
37.
1
Ф . Савинов. Родина (отрывок)
38.
1
С . Романовский . Русь
39.
1
М . Пришвин. Моя родина
Анализ текста по вопросам . Составление элементарных умозаключений . Сравнение содержания
стихотворения и музыки к нему Определение эмоционального состояния, вызванного прослушиванием песни на стихотворение Ф . Савинова, с использованием опорных слов Подготовка к выразительному чтению. Заучивание наизусть
Анализ текста по вопросам Подбор отрывка из текста к иллюстрации . Выборочное чтение. Чтение по
ролям
Анализ текста по вопросам Подбор отрывков из
текста к иллюстрации . Составление элементарных
суждений. Выразительное чтение. Выборочный пересказ с опорой на иллюстрацию
40.
2
Никита Кожемяка (русская
народная сказка в обработке
К. Ушинского)
41.
Анализ текста по вопросам . Деление текста по
предложенному плану Установление причин эмоционального состояния героя Пересказ текста по
плану (полный или выборочный) Составление элементарной характеристики героя с использованием
опорных слов. Составление элементарных суждений
42.
1
Проверь себя!
Участие в обобщающей беседе по прочитанным
произведениям Составление рассказов по иллюстрациям или подбор отрывков из текста к ним .
Чтение стихотворения наизусть. Объяснение
смысла пословиц . Подбор пословиц, подходящих
по смыслу к прочитанным произведениям . Свободные высказывания
43.
1
Внеклассное чтение
Участие в беседе по содержанию прочитанных произведений Выражение собственного отношения к
прочитанным произведениям . Выборочное чтение
. Выборочный пересказ . Словесное иллюстрирование Коллективное ведение дневников по внеклассному чтению
44.
1
45.
2
46.
Раздел 6. Люби всё живое (9 ч)
Введение .
Участие в беседе Составление диалога с использоР. Сеф . Кто любит собак. . . ванием данных вопросов . Свободные высказывания с опорой на личный опыт Анализ текста по вопросам Выразительное чтение
Д . Мразкова. Охота на уток Анализ текста по вопросам Подбор отрывка из тек(отрывок из книги «Не
ста к иллюстрации . Установление причин изменеплачь, му- хоморчик!»)
ния настроения героини Чтение по ролям Выразительное чтение
47.
1
Э . Мошковская. Дедушка
Дерево
Анализ текста по вопросам Выборочное чтение .
Составление элементарной характеристики героя
Нахождение общего и различного между сказкой и
этим стихотворением, построение элементарных
доказательств . Графическое иллюстрирование
48.
1
В . Боков . Обидчивый ёж
Анализ текста по вопросам Выборочное чтение .
Деление текста на части по предложенному плану
49.
1
А. Барто . Уехали
50.
2
К. Паустовский . Кот Ворюга Анализ текста по вопросам Выборочное чтение .
(в сокращении)
Элементарные рассуждения с приведением доказательств из текста. Словесное иллюстрирование Выделение в тексте сравнений Выборочный пересказ
1
Проверь себя!
51.
52.
53.
1
54.
1
Анализ текста по вопросам Подбор отрывков из
текста к иллюстрации Составление элементарных
суждений . Подготовка к выразительному чтению
Выразительное чтение стихотворения
Участие в беседе по содержанию прочитанных произведений . Выражение собственного отношения к
прочитанным произведениям Пересказ по плану.
Составление рассказов по иллюстрациям или подбор отрывков из текста к ним. Объяснение смысла
пословиц . Подбор пословиц, подходящих по
смыслу к прочитанным произведениям Свободные
высказывания . Составление элементарных умозаключений с опорой на содержание прочитанных
текстов раздела
Раздел 7. Круглый год. Зима (12 ч)
Введение. Народная песня
Самостоятельное участие в беседе Свободные высказывания с опорой на личный опыт Анализ текста
по вопросам . Определение настроения песни. Выразительное чтение Словесное иллюстрирование
Я . Аким . Как я написал пер- Анализ текста по вопросам Словесное иллюстрировое стихотворение
вание Выборочный пересказ самостоятельно проВнеклассное чтение
читанных произведений . Коллективное ведение
дневников по внеклассному чтению
55.
1
Я Аким Первый снег
Анализ текста по вопросам Выборочное чтение .
Подготовка к выразительному чтению Выразительное чтение стихотворения
56.
2
Э. Шим. Всем вам крышка
Анализ текста по вопросам Выборочное чтение .
Выразительное чтение . Чтение по ролям . Составление словесного портрета героя
58.
1
А. Пушкин. «Вот север, тучи
нагоняя . . . »
Анализ текста по вопросам . Словесное иллюстрирование. Выборочное чтение
59.
1
Внеклассное чтение
Участие в беседе по содержанию прочитанных произведений Выражение собственного отношения к
прочитанным произведениям Выборочный пересказ . Коллективное ведение дневников по внеклассному чтению Рассматривание обложек и некоторых иллюстраций в книгах, рекомендуемых для
внеклассного чтения
60.
2
В . Бианки . Терентий-Тетерев
Анализ текста по вопросам Выборочное чтение Пересказ текста по плану. Рассказ о поведении птиц
на основе знаний об окружающем природном и социальном мире
2
А. Гайдар . Чук и Гек (отрывок)
Анализ текста по вопросам . Выборочное чтение
Подбор отрывков из текста к иллюстрациям . Свободные высказывания на тему прочитанного текста
1
Проверь себя!
Участие в обобщающей беседе по прочитанным
произведениям . Определение собственного отношения к прочитанным произведениям, формулирование элементарных доказательств . Чтение
наизусть. Выразительное чтение Пересказ по плану
и по ролям
57.
61.
62.
63.
64.
Раздел 8. В кругу семьи (13 ч)
Введение. В . Сухо- млинУчастие в беседе Составление диалога с использоский о семье
ванием данных вопросов . Свободные высказывания с опорой на личный опыт Анализ текста по вопросам
65.
1
66.
1
Е . Серова. Три мамы
Анализ текста по вопросам. Выборочное чтение .
Чтение по ролям
67.
1
В . Сухомлинский .
Все добрые люди — одна семья
Анализ текста по вопросам Выборочное чтение .
Подбор отрывков из текста к иллюстрации . Формулирование элементарных суждений
68.
1
Я . Аким . Моя родня
Анализ текста по вопросам Свободные высказывания . Формулирование элементарных суждений
69.
1
Три дочери (татарская
сказка)
Анализ текста по вопросам Выборочное чтение
Формулирование элементарных суждений. Выделение в тексте признаков волшебной сказки Объяснение заголовка сказки . Пересказ текста сказки по
ролям
70.
1
А. Барто . Разлука
Анализ текста по вопросам Подбор отрывков из
текста к иллюстрации Выборочное чтение. Подготовка к выразительному чтению. Выразительное
чтение стихотворения
71.
2
В . Осеева. Волшебное слово
Анализ текста по вопросам . Подбор к иллюстрации
отрывков из текста, подходящих по смыслу. Выборочное чтение Чтение по ролям Составление элементарной характеристики героя с использованием
опорных слов . Коллективное составление суждений о правилах речевого этикета Установление
причин изменения отношений между героями рассказа
72.
2
В . Драгунский. Сестра моя
Ксения (отрывки)
Анализ текста по вопросам Чтение по ролям . Выборочное чтение, формулирование элементарных
суждений . Словесное иллюстрирование .
75.
1
А. Майков. Колыбельная
песня
Анализ текста по вопросам Подготовка к выразительному чтению . Объяснение с помощью учителя
целевого назначения колыбельных песен Выразительное чтение стихотворения
76.
1
Проверь себя!
Объяснение образных выражений Сопоставление
смысла образных выражений и основной мысли
прочитанных и проанализированных произведений
. Формулирование элементарных суждений Составление рассказов по иллюстрациям к произведениям
раздела или подбор подходящих отрывков из текста
77.
1
Внеклассное чтение
Участие в беседе по содержанию прочитанных произведений . Выражение собственного отношения к
прочитанным произведениям Выборочный пересказ Коллективное ведение дневников по внеклассному чтению
78.
1
Введение
79.
1
Читай самостоятельно!
И . Гамазкова. Бей, барабан!
Задание по внеклассному
чтению
Самостоятельное чтение
Рассматривание обложек книг, рекомендованных
для внеклассного чтения
80.
2
С . Алексеев . Измаил
Анализ текста по вопросам Выборочное чтение .
Пересказ с опорой на иллюстрации и предложенный план
73.
74.
81.
Раздел 9. Защитники Отечества (11 ч)
Участие в беседе по теме раздела Составление диалога с использованием данных вопросов
2
Б . Никольский . Как я Новый год встречал
Анализ текста по вопросам Выборочное чтение .
Формулирование элементарных суждений Выявление причин изменения настроения у героя рассказа
Подбор к иллюстрации отрывков из текста, подходящих по смыслу
84.
1
Л . Некрасова. Наша армия
родная
Анализ текста по вопросам Выборочное чтение. Заучивание текста наизусть
85.
2
Л . Кассиль. Таран
87.
1
С . Васильев. Белая берёза
Анализ текста по вопросам Выборочное чтение Выделение из текста сравнений . Подбор к иллюстрации отрывков из текста, подходящих по смыслу
Подбор заголовков к иллюстрациям . Деление текста на части по
предложенному плану. Пересказ текста по плану
Анализ текста по вопросам . Подготовка к выразительному чтению . Выразительное чтение . Словесное иллюстрирование
88.
1
Проверь себя!
Участие в обобщающей беседе по прочитанным
произведениям . Определение собственного отношения к прочитанным произведениям; формулирование элементарных доказательств. Составление
рассказов по иллюстрациям к произведениям раздела или подбор подходящих отрывков из текста
Выразительное чтение стихотворений, включённых в раздел
89.
1
Внеклассное чтение
Участие в беседе по содержанию прочитанных произведений Выражение собственного отношения к
прочитанным произведениям Выборочный пересказ . Коллективное ведение дневников по внеклассному чтению
82.
83.
86.
Раздел 10. О мастерах и мастерицах, о труде и трудолюбии (18 ч)
90.
1
Введение. Это интересно!
Е . Пермяк. Про нос и язык
Задание по внеклассному
чтению
Участие в беседе по теме раздела Составление диалога с использованием данных вопросов
Анализ текста по вопросам Рассматривание обложек книг, рекомендованных для внеклассного чтения
91.
1
А. Блинов. Рабочие руки
Анализ текста по вопросам Выборочное чтение.
Составление рассказа по иллюстрациям
92.
1
Г. Сапгир . Рабочие руки
Анализ текста по вопросам. Выборочное чтение .
Сравнение одноимённого рассказа и стихотворения
93.
2
Е. Пермяк. Волшебные
краски
Анализ текста по вопросам. Выборочное чтение .
Формулирование элементарных суждений
94.
1
М. Зощенко . Любимое занятие
Анализ текста по вопросам. Выборочное чтение .
Объяснение поступков героя Свободные высказывания по теме произведения
95.
2
Бр . Гримм. Маленькие человечки
Анализ текста по вопросам . Подбор к иллюстрации
отрывков из текста, подходящих по смыслу. Словесное иллюстрирование Выборочное чтение Пересказ сказки по плану
2
Е. Пермяк. Чужая калитка
(отрывок)
Анализ текста по вопросам Составление элементарных суждений Выборочное чтение . Чтение по ролям . Составление элементарной характеристики
героя
1
Э . Рауд. Как кабан картошку Анализ текста по вопросам. Выборочное чтение
сажал (перевод с эстонского Объяснение смысла поговорки и его подтверждеГ. Петрова)
ние примерами из текста. Составление элементарной характеристики героя с использованием опорных слов Чтение по ролям
96.
97.
98.
99.
2
В . Железников . Три ветки
мимозы
Анализ текста по вопросам Выборочное чтение .
Определение эмоционального состояния героев .
Определение отношения к поступкам героев и мотивам поступков . Формулирование элементарных
суждений нравственного содержания . Графическое иллюстрирование. Свободные высказывания
на тему рассказа
102.
1
В . Жуковский . Жаворонок
Анализ текста по вопросам Словесное иллюстрирование . Подготовка к выразительному чтению. Выразительное чтение . Заучивание наизусть
103.
1
Г. Скребицкий . Сказка о
Весне
Анализ текста по вопросам Выборочное чтение .
Словесное иллюстрирование. Составление пересказа по предложенному плану
104.
1
А. Пушкин. Гонимы вешними лучами . . . (из романа
в стихах «Евгений Онегин»)
Анализ текста по вопросам Выборочное чтение.
Нахождение образных сравнений в тексте . Объяснение смысла образных сравнений . Подготовка к
выразительному чтению Выразительное чтение
105.
1
Проверь себя!
Участие в обобщающей беседе по прочитанным
произведениям . Выразительное прочтение стихотворений раздела наизусть или по учебнику. Выборочное чтение Свободные высказывания на тему
прочитанных произведений
106.
1
Внеклассное чтение
Участие в беседе по содержанию прочитанных произведений Выражение собственного отношения к
прочитанным произведениям Выборочный пересказ . Коллективное ведение дневников по внеклассному чтению
100.
101.
Раздел 12. «Никто не забыт, ничто не забыто...» (8 ч)
107.
1
Введение .
А. Сурков. Красоту, что дарит нам природа. . .
Участие в беседе по теме раздела. Свободные высказывания . Составление диалогов с использованием данных вопросов . Анализ текста по вопросам
Выборочное чтение Рассматривание книг, рекомендованных для внеклассного чтения
108.
2
С . Алексеев. Брестская крепость
Анализ текста по вопросам Выборочное чтение .
Формулирование элементарных умозаключений,
суждений нравственного содержания . Объяснение
поступков героев рассказа, формулирование оценочных суждений
110.
1
К. Симонов. Майор привёз
мальчишку на лафете . . .
Анализ текста по вопросам . Формулирование суждений нравственного содержания Подготовка к выразительному чтению . Выразительное чтение
111.
1
112.
1
В . Богомолов . Батальон Федосеева
Л . Кассиль . Сестра
Анализ текста по вопросам . Выборочное чтение
Выборочный пересказ
Анализ текста по вопросам Выборочное чтение .
Составление словесного портрета и характеристики героя с опорой на текст Объяснение заголовка рассказа
113.
1
А. Твардовский . Рассказ
танкиста
Анализ текста по вопросам Выборочное чтение.
Составление элементарной характеристики героя
стихотворения Подготовка к выразительному чтению . Чтение стихотворения по ролям
114.
1
Проверь себя!
Участие в обобщающей беседе по прочитанным
произведениям . Определение собственного отношения
109.
к прочитанным произведениям; формулирование
элементарных доказательств и суждений Свободные высказывания на тему раздела. Объяснение
смысла пословиц с опорой на содержание текстов,
включённых в раздел
115.
1
Раздел 13. Когда люди в опасности (8 ч)
Введение
Участие в беседе по теме раздела. Свободные выЧитай самостоятельно!
сказывания
Е. Груданов. Половодье
Самостоятельное чтение
116.
2
Н. Артюхова. Большая берёза
1
Л . Толстой . Прыжок
Анализ текста по вопросам. Выборочное чтение.
Читай самостоятельно!
Формулирование суждений нравственного содерС. Маршак. Пожар (отрывок) жания . Оценка поступков героев рассказа. Выразительное чтение отрывка из текста. Подбор к иллюстрациям подходящих по смыслу отрывков из текста Подбор заголовков к иллюстрациям и отрывкам
из текста. Свободные высказывания на тему, близкую к теме рассказа.
Самостоятельное чтение
117.
118.
Анализ текста по вопросам . Подготовка к выразительному чтению . Чтение по ролям первой части
текста Выборочное чтение. Определение эмоционального состояния героев и его причин с опорой
на текст и вопросы (с помощью учителя)
119.
1
Б . Житков . Наводнение
Анализ текста по вопросам. Выборочное чтение .
Формулирование элементарных умозаключений .
Словесное иллюстрирование. Свободные высказывания на тему, близкую к теме рассказа
120.
1
С . Маршак . Рассказ о неизвестном героем
Анализ текста по вопросам Выборочное чтение
Формулирование элементарных умозаключений .
Объяснение причин поступков героев Подбор к иллюстрациям подходящих по смыслу отрывков из
текста. Деление текста на части по предложенному
плану Выразительное чтение отрывков из стихотворения Объяснение заголовка стихотворения
121.
1
Проверь себя!
122.
1
Внеклассное чтение
Участие в обобщающей беседе по прочитанным
произведениям Определение собственного отношения к поступкам героев разных произведений,
включённых в раздел, формулирование элементарных доказательств и суждений . Свободные высказывания на тему раздела Сравнение поступков героев разных произведений . Оценка результатов поступков героев или стихийных бедствий
Участие в беседе по содержанию прочитанных произведений Выражение собственного отношения к
прочитанным произведениям Выборочный пересказ . Коллективное ведение дневников по внеклассному чтению
123.
1
Раздел 14. Круглый год. Лето (12 ч)
Введение. Солнышко, вёдУчастие в беседе по теме раздела. Самостоятельное
рышко . . . ; Берёзонька моя, чтение русских народных песен с последующим
берёзонька
анализом содержания по вопросам учителя
124.
1
Читай самостоятельно!
И . Заграевская . Лето
Практическое различение заклички и песни
Самостоятельное чтение
125.
1
Г. Скребицкий. Четыре художника (отрывок)
Анализ текста по вопросам. Выборочное чтение .
Деление текста на части по предложенному плану
Пересказ текста по плану
126.
1
С . Есенин . С добрым утром
Анализ текста по вопросам Выборочное чтение
Словесное иллюстрирование. Определение авторского отношения к описываемым картинам природы . Подготовка к выразительному чтению: определение настроения стихотворения с опорой на содержание и языковое оформление текста Выразительное чтение Заучивание стихотворения наизусть
127.
1
И . Ревю . Сказка про лето
Анализ текста по вопросам Выборочное чтение .
Формулирование элементарных умозаключений
128.
1
В . Берестов. Весёлое лето
Анализ текста по вопросам Выборочное чтение.
Нахождение строк стихотворения, которые можно
использовать как загадку Подготовка к выразительному чтению . Выразительное чтение
129.
1
В . Бианки. Кто чем поёт
Анализ текста по вопросам Выборочное чтение.
Нахождение общего и различного между сказкой и
рассказом, построение элементарных доказательств Пересказ сказки с опорой на иллюстрацию
.
130.
1
Читай самостоятельно!
В . Берестов . Тучка
Самостоятельное чтение
131.
1
Ю . Коваль. Берёзовый пиро- Анализ текста по вопросам . Формулирование элежок
ментарных умозаключений . Свободные высказывания на тему, близкую к теме рассказа
132.
1
В . Тансканен . Летние каникулы!
Анализ текста по вопросам Свободные высказывания . Подготовка к выразительному чтению. Выразительное чтение Свободные высказывания на тему
стихотворения
133.
1
Проверь себя!
Участие в беседе по содержанию прочитанных произведений Словесное рисование Пересказ отдельных эпизодов текстов, включённых в раздел . Пересказ с опорой на план и иллюстрации. Выразительное чтение по книге и наизусть Свободные высказывания
134.
1
Прощание с учебником чтения
Участие в обобщающей беседе по содержанию отдельных произведений, включённых в содержание
учебника Участие в обобщающей беседе по содержанию отдельных произведений для внеклассного
чтения Свободные высказывания учащихся
135.
2
Резерв
136.