5 КЛАСС РУССКИЙ ЯЗЫК

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.
2.
3.

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для пятого класса составлена на основе следующих нормативных
правовых актов:
Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – общеобразовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;.

Основные задачи обучения грамматике и правописанию:
-развитие у обучающихся устной и письменной речи, формирование
практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;
-коррекция активного(пассивного) словаря на основе чтения и выполнения упражнений, составления предложений, ответов на вопросы,
объяснения действий;
- коррекция слухового восприятия на основе упражнений запоминания;
- коррекция вербальной памяти на основе выполнения упражнений, заучивания правил;
- коррекция наглядно – образного мышления на основе демонстрации учебных таблиц, иллюстраций, словарной работы;
Цели:
- выработать навыки грамотного письма через выполнение упражнений;
- развивать речь, память, внимание на основе ответов на вопросы, составления предложений, объяснения действий, выполнения упражнений по
запоминанию;
- осуществлять нравственное воспитание; прививать интерес к родному языку.
Рабочая программа обеспечена учебным пособием, рекомендованным Приказом Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 г. №345 «О
федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Министерства просвещения Российской
Федерации от 8 мая 2019 г. № 233; от 22 ноября 2019 г. № 632)
Для реализации программного содержания используются следующий учебно-методический комплект:
 Учебник Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык. 5 класс.- М.: Просвещение, 2023г.
 демонстрационный материал (таблицы, картины, сюжетные картинки).
Общая характеристика учебного предмета.
Основное направление коррекционной работы: коррекция речи и мышления обучающихся.
Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по основным разделам русского языка,
является развитие речи школьников, особенно её коммуникативной функции.

Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Все
знания учащихся, получаемые ими, в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и
реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности школьников с ОВЗ обусловлена трудностями овладения ими
русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Программный раздел «Письмо и развитие речи» определяет содержание обучения, умения и навыки, которые должны быть отработаны в
период со 2-го по 9-ый класс. Структурно процесс обучения по данному предмету распадается на два этапа: 2 – 4-ый и 5 – 9-ый классы. Рабочая
программа по русскому языку в 5 классе учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья. Она направлена на разностороннее развитие личности детей с нарушением интеллекта, способствует их умственному развитию,
обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое развитие. Программа содержит материал, помогающий учащимся
достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
В начале учебного года идёт повторение, учитывающее умственные и возрастные возможности учащихся. Изучение состава слова,
словообразующей роли значимых частей направлено на обогащение и активизацию словаря, формирование у обучающихся навыков
единообразного написания гласных и согласных в корне и приставке. Части речи изучаются в 5 классе в том объёме, который необходим учащимся
для выработки практических навыков устной и письменной речи, формирования навыков грамотного письма.
Тема «Предложение» включена в календарно-тематическое планирование всех лет обучения. В процессе упражнений у учащихся
формируются навыки построения разной степени распространения простого и сложного предложения. Одновременно идёт закрепление
орфографических и пунктуационных навыков.
На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков связной речи. Поэтому в 5 классе проводятся 9 творческих
работ, что позволяет учащимся овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение. Прививаются навыки делового письма, написание
объявления, заметки в стенгазету.

Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 5 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 131 час в
год, т.е. 4 часа в неделю (34 учебных недель).
Планируемые результаты освоения программы
Освоение обучающимися рабочей программы, предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты
– осознавать роль речи в жизни людей;
- знание основных моральных норм и ориентация; развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
- оценивать и объяснять некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
-понимать ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности уважения
к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере и т.д.
- соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
- делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметные результаты:

1-й уровень
• списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова — по слогам;
• писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40—45 слов);
• участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;
• коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);
• подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;
• различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;
• находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);
• пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
2-й уровень
• списывать текст целыми словами, структурно сложные слова — по слогам;
• писать под диктовку текст с предварительным разбором изученных орфограмм;
• участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
• подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
• проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова (с помощью учителя);
• учиться пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
Формируемые БУД:
Личностные учебные действия: осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями; способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности. Гордиться
школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам
их деятельности; понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в
современном обществе. Проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
Коммуникативные учебные действия: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных,
трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию; дифференцированно использовать разные виды речевых
высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учётом специфики участников (возраст,
социальный статус, знакомый – незнакомый и т.п.); использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач. Формировать
вербальные способы коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);формировать невербальные способы коммуникации – посредством
контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.); формировать умение работать в парах и малых группах. Использовать разные источники и
средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Регулятивные учебные действия: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять
коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных
задач; осуществлять взаимный контроль и совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с
нею свою деятельность
Познавательные учебные действия:

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать логическое действие
(сравнение. Анализ, синтез, обобщение. Классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном,
доступном, вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; применять начальные
сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности(природных, социальных, культурных и т.д.) в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач; использовать в жизни и деятельности некоторые
межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Основные виды организации учебного процесса.
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения:
- словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой),
- наглядные (наблюдения, демонстрация),
- практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, дидактические игры).
Технологии
обучения: игровые,
здоровьесберегающие;
информационно-коммуникационные;
проблемно-поисковые;
ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения.

личностно-

Способы и формы оценки образовательных результатов
Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и
итоговых контрольных письменных работ.
Изучение предмета осуществляется в соответствии с уровнями образовательных программ, заявленных в лицензии, с учетом психофизических
особенностей учащихся в специальных (коррекционных) классах VIII вида.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• алфавит;
• способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова). Учащиеся должны уметь:
• различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
• подбирать группы родственных слов ( несложные случаи);
• проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;
• обозначать мягкость согласных буквой ь;
• разбирать слово по составу;
• выделять имя существительное как часть речи;
• строить простое распространенное предложение;
• связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
• пользоваться школьным орфографическим словарем.
Содержание учебного предмета.
Звуки и буквы. Текст (9 ч) Повторение.
Звуки речи: гласные и согласные. Характеристика гласных (слогообразующая роль, ударные и безударные) и согласных (мягкие — твердые,

звонкие — глухие). Буквенная азбука — алфавит. Знакомство с орфографическим словарем.
Мягкие и твердые согласные. Их дифференциация. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, ю, я.
Разделительный ь. Дифференциация слитного и раздельного произношения согласных и гласных в слогах (ля — лья). Употребление ь как
показателя раздельного произношения согласного и гласного.
Согласные звонкие и глухие. Их дифференциация. Установление несоответствия звука и буквы. Правописание звонких и глухих согласных на
конце и в середине слова.
Ударные и безударные гласные. Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие в безударной позиции. Введение
термина орфограмма. Проверка написания безударной гласной. Непроверяемые безударные гласные.
Различение текста и не текста. Определение темы текста. Заголовок. Выделение основной мысли.
Предложение. Текст (6 ч) Предложение как единица речи. Его смысловая и интонационная законченность. Связь слов в предложении. Главные
и второстепенные члены предложения.
Отличие предложения от текста (с помощью предложения можно выразить мысль, с помощью текста — развить ее в двух и более
предложениях). Деление текста на предложения. Границы предложений. Установление последовательности предложений в тексте. Связь
предложений в тексте (нахождение местоимений и текстовых синонимов — без называния терминов).
Слово. Текст (85 ч) Состав слова Корень и однокоренные слова.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора
однокоренных слов. Непроверяемые безударные гласные.
Непроизносимые согласные в корне. Составление словаря слов с непроизносимыми согласными, размещение их по алфавиту. Двойные
согласные в корне. Составление словаря с двойными согласными в корне. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в ряду
однокоренных слов.
Окончание. Связь слов в предложении с помощью окончания.
Приставка. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от приставки. Составление словосочетаний, противоположных по
значению (пришел на стадион — ушел со стадиона). Приставка и предлог. Их различение.
Разделительный ъ в словах с приставками.
Суффикс. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением (-оньк- — -еньк-, -ушк— -юшк-, -ик- и др.)
Тема и основная мысль. Отражение темы или основной мысли в заголовке текста: о ком или о чем говорится в тексте (тема); что главное
говорится о предмете темы (основная мысль). Выбор заголовка, отражающего тему или основную мысль («Ежик», «Ежик-спаситель»).
Части речи. Слово как название предмета, его признака или действия. Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их
значение и вопросы как средство для выявления этих частей речи.
Имя существительное. Значение в речи. Разделение существительных на слова различных смысловых категорий: люди, их профессии,
животные, растения, явления природы, состояние и т. д.
Существительные, близкие (предмет один, а слов много) и противоположные по значению. Упражнения в подборе синонимов и антонимов.
Образование сравнительных оборотов с союзом как (один предмет похож на другой: глаза, как бусинки).
Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
Большая буква в именах собственных. Адрес на конверте. Поздравительная открытка. Правильное написание названий праздников.
Изменение имен существительных по числам.

Род имен существительных. Мягкий знак после шипящих на конце слов у существительных женского рода.
Изменение существительных по падежам (склонение). Склонение существительных в единственном числе с ударным окончанием.
Выделение из предложений различных словосочетаний с именем существительным, постановка вопросов от главного слова к зависимому и
определение падежа.
Постановка существительных, стоящих в косвенных падежах, в начальную форму.
Предлоги и падежи. Предлог и падежное окончание для связи слов в предложении. Упражнения в правильном выборе падежной формы
существительного после предлога.
Выделение опорных слов (существительных) в тексте и коллективное восстановление текста по плану и опорным словам.
Практические упражнения в отборе примеров и фактов для развития основной мысли (из ряда предложенных).
Имя прилагательное. Значение в речи (оценить предмет, определить его качественные стороны). Признаки, обозначаемые прилагательными:
цвет, размер, форма, вкус, материал, из которого сделан предмет, его оценочная характеристика.
Упражнения в образовании прилагательных от существительных.
Прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Использование имен прилагательных для выражения сравнения (ласковый, как
котенок), художественных определений (синее море), переносного значения (грозные тучи).
Выделение из текста словосочетаний существительных с прилагательными и коллективное восстановление текста по опорным словосочетаниям.
Род прилагательных. Его зависимость от рода имен существительных. Наблюдение за родовыми окончаниями.
Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу. Их согласование с существительным.
Распространение предложений именами прилагательными.
Упражнения в подборе прилагательных для описания предмета (на уровне словосочетаний) с опорой на сам предмет или картинку. Создание
текста по опорным словосочетаниям.
Глагол. Значение в речи.
Семантические группы глаголов (глаголы движения, речи, мысли, труда, чувства).
Изменение глаголов по временам. Употребление в речи глаголов различных временных категорий.
Выделение из текста глаголов и коллективное восстановление текста по опорным словам.
Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль, с опорой на картинку или вопросы.
Предложение. Текст (16 ч) Нераспространенное и распространенное предложения. Главные и второстепенные члены предложения (без деления
на виды). Распространение предложения. Использование структурных схем с изменением порядка слов в предложении.
Выделение из предложения словосочетаний. Постановка вопросов от главного слова к зависимому. Составление предложений с данными
словосочетаниями.
Наблюдение над интонацией предложения. Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.
Выделение вопросительных слов в предложении. Составление вопросительных предложений с данными вопросительными словами и без них.
Правильное интонирование.
Упражнения в составлении восклицательных предложений. Интонация в восклицательном предложении.
Составление диалогов (с опорой на картинку, текст, ситуацию). Определение речевых задач диалога: хотим узнать (спрашиваем), хотим
сообщить (отвечаем, рассказываем).
Логическое ударение в предложении (усиление голоса на отдельном слове или словосочетании). Наблюдение за изменением смысла
предложения в зависимости от перемены места логического ударения. Паузы в связи со знаками препинания.

Практическое знакомство с однородными членами предложения. Интонация перечисления.
Структура текста. Части текста, красная строка. Расположение частей текста в соответствии с данным планом, деление текста на части по
данному плану, связь частей и предложений в тексте с помощью слов однажды, вдруг, как-то раз. Работа с деформированным текстом.
Повторение (10 ч)
Связная речь (9 ч) Коллективное составление
рассказа по серии сюжетных картинок с обсуждением темы, средств связи предложений и частей текста. Озаглавливание текста в связи с
выделенной темой. Запись текста на доске и в тетрадях.
Свободный диктант. Озаглавливание текста с отражением его темы. Выделение опорных слов из каждой части. Наблюдение за
изобразительными средствами языка. Коллективная запись каждой части с опорой на выделенные слова.
Коллективное изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам. Обсуждение темы и основной мысли.
Отражение в заголовке идеи текста. Наблюдение за средствами связи и образными словами, использование их в качестве опорных слов. Запись
текста на доске и в тетрадях.
Коллективное составление рассказа по опорным словам с обсуждением темы, структуры текста и средств связи. Использование образных слов и
выражений. Запись текста на доске и в тетрадях.
Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану с обсуждением темы, структуры текста, отбором словаря, построением
предложений, использованием средств связи между ними. Озаглавливание рассказа. Коллективная запись начала рассказа с последующим
самостоятельным воспроизведением частей текста (наиболее простых).
Коллективное изложение текста, воспринятого на слух. Запись текста на доске и в тетрадях.
Свободный диктант. Озаглавливание текста. Выделение опорных слов и средств связи из каждой части. Самостоятельная запись каждой части.
Использование изобразительных средств языка.
Изложение текста, воспринятого на слух, по плану, опорным словам и выделенным из текста средствам связи предложений. Самостоятельная
запись основной части.
Составление текста письма к родственникам (друзьям). Анализ структуры письма. Отбор содержания и речевых средств для основной части
письма. Коллективная запись на доске и в тетрадях.
Учебно-тематический план 5 класс.
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Тема урока
Повторение. Звуки и буквы. Текст - 17часов
Гласные и согласные. Алфавит
Несовпадение звука и буквы в слове
Твердые и мягкие согласные перед И, Е, Ё, Ю, Я
Мягкий знак на конце и в середине слова
Правописание слов с разделительным мягким знаком
Р. р.Текст. Различение текста и не текста
Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова
Ударные и безударные гласные в слове

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33
34
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.

Проверка безударных гласных в слове
Проверка безударных гласных в слове
Р.р. Текст. Определение темы текста. Заголовок
Звуки и буквы. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

1
1
1
2

Деловое письмо. Адрес

2

Коллективное составление рассказа по серии картинок

2

Предложение. Текст -17 часов
Выражение в предложении законченной мысли
Распространение предложений
Порядок слов в предложении
Связь слов в предложении
Главные члены предложения. Сказуемое
Главные члены предложения. Подлежащее.
Второстепенные члены предложения
Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения

1
1
1
1
1
1
1
1

Наблюдение за знаками препинания в конце предложений
Вопросительные предложения
Восклицательные предложения
Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения

1
1
1
2

Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

2

Деловое письмо. Адрес

2

Состав слова -32 часа
Корень и однокоренные слова
Общее и различия в значении однокоренных слов

1
2

Включение однокоренных слов в предложения
Окончание – изменяемая часть слова
Установление связи между словами с помощью окончания
Приставка как часть слова

1
1
1
1

42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.

Изменение значения слова в зависимости от приставки
Приставка и предлог
Суффикс как часть слова
Изменение значения слова в зависимости от суффикса
Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне

1
1
1
1
2

Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов

1

49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.

Слово-корень с ударной гласной
Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов
Проверка безударных гласных в корне слова

1
1
2

Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне
Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов
Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слов
Проверяемые гласные и согласные в корне

1
1
1
2

Непроверяемые написания в корне
Единообразное написание корня в группе однокоренных слов

1
2

Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

2

Деловое письмо. Поздравление

2

Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану

2

Части речи. Текст – 8 часов
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.

Названия предметов, действий и признаков
Понятие о частях речи. Существительное
Глагол
Прилагательное
Различение частей речи по вопросу и значению

1
1
1
1
2

Употребление разных частей речи в предложении и тексте. Контрольные вопросы и задания

2

Имя существительное – 20 часов

75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.

Значение существительных в речи
Одушевленные и неодушевленные существительные
Собственные и нарицательные существительные
Правописание имен собственных
Р.р. Текст и основная мысль текста
Понятие о единственном и множественном числе существительных
Употребление существительных в единственном и множественном числе
Изменение существительных по числам
Знакомство с понятием рода
Существительные мужского рода
Существительные женского рода
Существительные среднего рода
Различение существительных по родам

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

Существительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

2

Деловое письмо. Поздравление

2

Коллективное изложение текста, воспринятого на слух

2

Имя прилагательное – 12 часов
Значение прилагательных в речи
Различение признаков, обозначаемых прилагательными
Зависимость рода прилагательных от рода существительных
Окончания прилагательных мужского рода
Окончания прилагательных женского рода
Окончания прилагательных среднего рода
Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода

1
1
1
1
1
1
1

Изменение прилагательных по родам
Прилагательное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

1
2

Деловое письмо. Записка

2
Глагол – 9 часов

107.

Значение глаголов в речи

1

108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132-136

Различение действий, обозначаемых глаголами
Настоящее время глаголов
Прошедшее время глаголов
Будущее время глаголов
Различение глаголов по временам
Р.р. Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли
Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания
Предложение. Текст. Главные и второстепенные члены предложения -11 часов
Главные члены предложения
Второстепенные члены предложения
Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным членам
Различение нераспространенных и распространенных предложений
Распространение предложений
Знакомство с однородными членами предложения
Дополнение предложения однородными членами
Предложение. Закрепление знаний.
Контрольный диктант
Работа над ошибками. Коррекция знаний
Деловое письмо. Записка
Повторение – 5 часов
Состав слова
Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.
Предложение
Текст
Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания
Резерв

Выполнение практической части программы
Вид работы
Контрольные работы
Творческие работы

1 четверть
2
2

2 четверть
2
2

3 четверть
3
3

4 четверть
2
2

всего
9
8

1
1
1
1
1
1
2

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
5

Планируемые результаты изучения учебного предмета.
1-й уровень
• списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова — по слогам;
• писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40—45 слов);
• участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;
• коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);
• подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;
• различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;
• находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);
• пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
2-й уровень
• списывать текст целыми словами, структурно сложные слова — по слогам;
• писать под диктовку текст с предварительным разбором изученных орфограмм;
• участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
• подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
• проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова (с помощью учителя);
• учиться пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя
Учебно-методическое обеспечение
Основная литература
1. Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г., Русский язык. 5 класс.- М.: Просвещение, 2019г.
2.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд.центр
Владос,2011. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Дополнительная литература
1. Н.М.Барская, Л.А.Нисневич «Обучение русскому языку в V-VIII классах
вспомогательной школы», Москва, «Просвещение», 2014год.
2. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе, «Просвещение», 2015год.
3.А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская «Дидактические игры на уроках русского языка во вспомогательной школе», «Просвещение», 2016год.
4. Сборник диктантов. Библиотека учителя, 2014 г.
5. Сборник диктантов. Библиотека учителя, 2017 г.
6. Т.В.Василенко, Т.В.Шклярова «Как научить Вашего ребёнка писать диктанты», изд. «Грамотей», 2016 год.
7. И.М.Стронская «Словарные диктанты на все правила русского языка»
изд. «Литера», Санкт-Петербург, 2018г.
8. О.А.Ерёмина, М.М.Кривенкова, «Я выучу словарные слова»,

изд. «Грамотей», 2015 год.
9. Таблицы по программному материалу (русский язык).
10. Набор словарных слов.
11. Альбом предметных и сюжетных картинок.
12. Обобщающие таблицы к темам: «Части речи», «Предложение»,
«Состав слова».
13. «Сигнальные» карточки.
Печатные пособия
1. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.
2. Словари по русскому языку: толковый словарь, орфографический словарь.
3. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по русскому языку.
4. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому язык

Интернет-ресурсы
Перечень электронных образовательных ресурсов:
Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
Федеральный портал "Информационно-коммуникативные технологии в образовании" http://www.ict.edu.ru/
Учебное электронное книгоиздание
Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ. http://fsu.edu.ru/p1.html
Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов http://ndce.edu.ru/
Издательский дом "Первое сентября" http://1september.ru/
Издательство "АСТ" http://www.ast.ru/
Издательство "Детская литература" http://www.detlit.ru/
Издательство "Просвещение" http://www.prosv.ru/
Издательство "Учитель" http://www.uchitel-izd.ru/
Ресурсы для учителя и родителей
Викиучебник (открытые книги) http://ru.wikibooks.org/wiki/
Всероссийский интернет-педсовет http://pedsovet.org/
Сайт для учителей Завуч.инфо http://www.zavuch.info/

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка
в 5 классе (4 часа в неделю, 136 час в год)

№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Дата проведения
По плану

По факту

Повторение. Звуки и буквы. Текст - 17часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Гласные и согласные. Алфавит
Несовпадение звука и буквы в слове
Твердые и мягкие согласные перед И, Е, Ё, Ю, Я
Мягкий знак на конце и в середине слова
Правописание слов с разделительным мягким знаком
Р. р.Текст. Различение текста и не текста
Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова
Ударные и безударные гласные в слове
Проверка безударных гласных в слове
Проверка безударных гласных в слове

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

02.09
03.09
07.09
08.09
09.09
10.09
14.09
15.09
16.09
17.09

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Р.р. Текст. Определение темы текста. Заголовок
Звуки и буквы. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

1
2

Деловое письмо. Адрес

2

Коллективное составление рассказа по серии картинок

2

21.09
22.09
23.09
24.09
28.09
29.09
30.09

Характеристика основных видов деятельности ученика
Восстановить в памяти порядок букв в алфавите, закрепить умение пользоваться орфографическим словарем.
Наблюдать за соотнесением звука и буквы под ударением и несоответствием в безударном положении. Сделать вывод о
необходимости проверять безударный гласный в слове. Использовать способ проверки безударных гласных по данному
образцу рассуждения. Пополнить словарь по теме, приводить примеры слов с проверяемыми и непроверяемыми
безударными гласными.
Различать на слух и четко произносить твердые и мягкие согласные. Доказывать правильность постановки мягкого знака в
слове по данному образцу рассуждения. Пополнить словарь по теме новыми примерами.

Понаблюдать за написанием разделительного мягкого знака в словах. Упражняться в умении слышать , правильно
произносить и записывать слова с разделительным мягким знаком.
Различать звонкие и глухие согласные на слух. Сравнивать, как они произносятся и как пишутся на конце слова.
Доказывать правильность написания парных согласных на конце слова по данному образцу рассуждения. Различать
правила проверки парных согласных и безударных гласных в словах.
Учиться различать текст и несколько отдельных предложений. Уметь объяснить эти различия.
Коллективно подбирать заголовок к тексту.
Познакомиться с понятием «Адрес». Накапливать тематический словарь. Запомнить и уметь перечислить все адресные
данные, которые необходимо указывать в почтовых отправлениях. Потренироваться в записи адресов.
Предложение. Текст -17 часов
18.
Выражение в предложении законченной мысли
1
01.10
19.
Распространение предложений
1
05.10
20.
Порядок слов в предложении
1
06.10
21.
Связь слов в предложении
1
07.10
22.
Главные члены предложения. Сказуемое
1
08.10
23.
Главные члены предложения. Подлежащее.
1
12.10
24.
Второстепенные члены предложения
1
13.10
25.
Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения
1
14.10
26.
Наблюдение за знаками препинания в конце предложений
1
15.10
27.
Вопросительные предложения
1
19.10
28.
Восклицательные предложения
1
20.10
29.
Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения
2
21.10
30.
22.10
31.
Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания
2
26.10
32.
27.10
33
Деловое письмо. Адрес
2
28.10
34
29.10
Характеристика основных видов деятельности ученика
Закреплять умение выделять предложение из текста, делить текст на предложения, восстанавливать нарушенный порядок
слов в предложении.
Связывать слова в предложении, изменяя форму слов.

Познакомиться с главными и второстепенными членами предложения. Различать подлежащее и сказуемое по значению в
предложении и по вопросам. Правильно подчеркивать главные и второстепенные члены предложения.
Различать предложения по интонации. Сравнивать их, выделяя видимые признаки.
Тренироваться в выразительном чтении таких предложений.
Принимать участие в составлении диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника. Соблюдать при этом правильную
расстановку знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении.
Учиться составлять диалоги по образцу и схеме диалога.
Перечислять все адресные данные, которые необходимо указывать в почтовых отправлениях. Уметь располагать адресные
данные в нужной последовательности.
Состав слова -32 часа
35.
Корень и однокоренные слова
1
09.11
36.
Общее и различия в значении однокоренных слов
2
10.11
37.
11.11
38.
Включение однокоренных слов в предложения
1
12.11
39.
Окончание – изменяемая часть слова
1
16.11
40.
Установление связи между словами с помощью окончания
1
17.11
41.
Приставка как часть слова
1
18.11
42.
Изменение значения слова в зависимости от приставки
1
19.11
43.
Приставка и предлог
1
23.11
44.
Суффикс как часть слова
1
24.11
45.
Изменение значения слова в зависимости от суффикса
1
25.11
46.
Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне
2
26.11
47.
30.11
48.
Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов
1
01.12
49.
Слово-корень с ударной гласной
1
02.12
50.
Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов
1
03.12
51.
Проверка безударных гласных в корне слова
1
07.12
52.
Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных
1
08.12
слов
53.
Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне
1
09.12
54.
Контрольный диктант.
1
10.12

55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слов
Проверяемые гласные и согласные в корне

1
2

Непроверяемые написания в корне
Единообразное написание корня в группе однокоренных слов

1
2

Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

2

Деловое письмо. Поздравление

2

Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану

2

14.12
15.12
16.12
17.12
21.12
22.12
23.12
24.12
11.01
12.01
13.01
14.01

Характеристика основных видов деятельности ученика
Познакомиться с однокоренными словами, учиться выделять общий корень в группе однокоренных слов. Сравнивать
значения данных слов: находить сходства и различия.
Познакомиться с разными частями слова: корень. Приставка, суффикс и окончание. Учиться различать их по функциям:
изменение значения слова, связь между словами. Накапливать словарь однокоренных слов, включать их в предложения.
Наблюдать за единообразным написанием гласных и парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов.
Овладевать способами проверки безударных гласных и парных согласных в корне однокоренных слов.
Пополнять свой словарный запас однокоренными словами и активно использовать их при составлении предложений.
Учиться строить диалог из отдельных реплик, включая их в заданную схему диалога.
Запомнить свой домашний адрес и правильно его записывать. Учиться писать поздравительные открытки по
общепринятому плану, соблюдая правильное расположение частей текста поздравления.
Части речи. Текст – 8 часов
67.
Названия предметов, действий и признаков
1
18.01
68.
Понятие о частях речи. Существительное
1
19.01
69.
Глагол
1
20.01
70.
Прилагательное
1
21.01
71.
Различение частей речи по вопросу и значению
2
25.01
72.
26.01
73.
Употребление разных частей речи в предложении и тексте. Контрольные вопросы и
2
27.01

74.

задания

28.01

Характеристика основных видов деятельности ученика
Четко различать названия предметов, действий, признаков.
Уметь соотнести эти названия с новыми понятиями о частях речи.
Учиться ставить вопросы к существительным, глаголам и прилагательным, используя прошлый опыт, выделять части речи
в предложении и правильно подчеркивать их.
Употреблять разные части речи в предложении и тексте.
Использовать разные части речи в диалоге, отвечая на вопросы собеседника одним словом.
Имя существительное – 20 часов
75.
Значение существительных в речи
1
01.02
76.
Одушевленные и неодушевленные существительные
1
02.02
77.
Собственные и нарицательные существительные
1
03.02
78.
Правописание имен собственных
1
04.02
79.
Р.р. Текст и основная мысль текста
1
08.02
80.
Понятие о единственном и множественном числе существительных
1
09.02
81.
Употребление существительных в единственном и множественном числе
1
10.02
82.
Изменение существительных по числам
1
11.02
83.
Знакомство с понятием рода
1
15.02
84.
Существительные мужского рода
1
16.02
85.
Существительные женского рода
1
17.02
86.
Существительные среднего рода
1
18.02
87.
Различение существительных по родам
2
22.02
88.
24.02
89.
Существительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания
2
25.02
90.
01.03
91.
Деловое письмо. Поздравление
2
02.03
92.
03.03
93.
Коллективное изложение текста, воспринятого на слух
2
04.03
94.
10.03
Характеристика основных видов деятельности ученика
Понимать значение существительных в речи. Подбирать к обобщающим названиям названия конкретных предметов и

уметь обозначать ряд конкретных названий предметов обобщающим словом.
Познакомиться с понятиями « одушевленные и неодушевленные существительные», «собственные и нарицательные
существительные». Уметь объяснить. Чем они различаются, для чего дается собственное имя предмету. Делать вывод о
правилах правописания имен собственных, используя прошлый опыт.
Уметь употреблять существительные в единственном и множественном числе.
Познакомиться с понятием рода. Учиться различать существительные мужского, женского и среднего рода, подставляя к
ним личные местоимения.
Учиться обобщать полученные знания о существительном, приводить примеры для характеристики изученных
грамматических признаков существительного.
Учиться выделять в тексте основную мысль.
Прочитать историческую справку о новогоднем празднике и поделиться с одноклассниками интересными сведениями.
Потренироваться в написании поздравлений. Опираться на схемы частей поздравления.
Имя прилагательное – 12 часов
95.
Значение прилагательных в речи
1
11.03
96.
Различение признаков, обозначаемых прилагательными
1
15.03
97.
Зависимость рода прилагательных от рода существительных
1
16.03
98.
Окончания прилагательных мужского рода
1
17.03
99.
Окончания прилагательных женского рода
1
18.03
100. Окончания прилагательных среднего рода
1
01.04
101. Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода
1
05.04
102. Изменение прилагательных по родам
1
06.04
103. Прилагательное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания
2
07.04
104.
08.04
105. Деловое письмо. Записка
2
12.04
106.
13.04
Характеристика основных видов деятельности ученика
Понимать значение прилагательных в речи. Различать признаки, обозначаемые прилагательными и приводить свои
примеры разных признаков.
Определить зависимость рода прилагательных от рода существительных и доказать эту зависимость на конкретных
примерах.
Познакомиться с окончаниями прилагательных мужского, женского и среднего рода и научиться их различать и соотносить
с вопросами.

Овладевать умением изменять прилагательные по родам.
Обогащать свою речь прилагательными, подбирая словосочетания с прилагательными на заданные темы.
Познакомиться с запиской. Научиться правильно называть и выделять в ней три части. Запомнить важные слова из
тематического словаря. Потренироваться в записи недостающих частей разных записок.
Глагол – 9 часов
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.

Значение глаголов в речи
Различение действий, обозначаемых глаголами
Настоящее время глаголов
Прошедшее время глаголов
Будущее время глаголов
Различение глаголов по временам
Р.р. Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли
Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

1
1
1
1
1
1
1
2

14.04
15.04
19.04
20.04
21.04
22.04
26.04
27.04
28.04

Характеристика основных видов деятельности ученика
Понимать значение глаголов в речи. Различать действия, обозначаемые глаголами, и приводить свои примеры разных
действий.
Различать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени по вопросам и значению. Учиться связывать показатель
времени с моментом речи.
Находить в тексте примеры, подтверждающие основную мысль. Учиться анализировать текст: чем он интересен, какие
примеры (факты) делают текст интересным.
Предложение. Текст. Главные и второстепенные члены предложения -11 часов
116. Главные члены предложения
1
29.04
117. Второстепенные члены предложения
1
04.05
118. Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным членам
1
05.05
119. Различение нераспространенных и распространенных предложений
1
06.05
120. Распространение предложений
1
11.05
121. Знакомство с однородными членами предложения
1
12.05
122. Дополнение предложения однородными членами
1
13.05
123. Предложение. Закрепление знаний.
1
17.05

124.
125.
126.

Деловое письмо. Записка
Деловое письмо. Записка
Контрольный диктант.

1
1
1

18.05
19.05
20.05

Характеристика основных видов деятельности ученика
Восстановить в памяти понятие о главных и второстепенных членах предложения. Различать подлежащее и сказуемое по
значению в предложении и по вопросам. Правильно подчеркивать главные и второстепенные члены предложения. Сделать
вывод о связи подлежащего и сказуемого в предложении.
Тренировать в постановке вопросов от главных членов предложения к второстепенным.
Сравнивать нераспространенные и распространенные предложения. Находить сходство и различия в предложениях и их
схемах. Тренироваться в распространении предложения с помощью вопроса. Предметной и сюжетной картинки.
Познакомиться с однородными членами предложения, понаблюдать за их записью в предложении. Потренироваться в
чтении однородных членов предложения с интонацией перечисления.
Придумывать разные предложения с заданными однородными членами, дополнять предложения однородными членами.
Познакомиться с разными интересными по тематике записками. Учиться выделять в записке три части. Потренироваться в
составлении записок, разных по тематике сообщений, содержащихся в них.
Повторение – 5 часов
127.
128.
129.
130.
131.
132
136

Состав слова
Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.
Предложение
Текст
Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания
РЕЗЕРВ

1
1
1
1
1

24.05
25.05
26.05
27.05
31.05

ПРИЛОЖЕНИЕ
Способы и формы оценки образовательных результатов.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
1. Грамматика, правописание и развитие речи
Оценка устных ответов
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по русскому языку. При оценке устных ответов
принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота
ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать,
сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
«4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении
правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения
допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
«3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и
последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя,
нуждается в постоянной помощи учителя.

«2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в
формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка «1» за устные ответы не ставится.
Оценка письменных работ учащихся
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения,
выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты
неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка
снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания , контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида
работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий). Основные виды контрольных работ –
списывание и диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов
предложения на основе установления связи слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с
грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила,
которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записывать на доске или проговорить, выделив орфограмму,
указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции
предложений тексты должны быть понятными учащимся.
Контрольные диктанты должны содержать 3-4 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее
50% от числа слов текста.
Примерный объем текстов контрольных работ в V – 45-50 слов, VI – VII – 65-70 слов, VIII – X – 75-80 слов. Учету подлежат все слова, в том
числе предлоги, союзы, частицы. При проведении контрольного списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить.
Проведение контрольных диктантов с дополнительными грамматическими и другими заданиями в коррекционной школе VIII вида не
рекомендуется.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в
зависимости от индивидуального продвижения детей.
Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
V-IX классы
Оценка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.
«4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
«3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
«2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.
«1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».

В письменных работах не учитывается 1-2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных
ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания не учитываются. За одну
ошибку в диктанте считается:
а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же
правило встречается в другом слове, она учитывается.
б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки:
 повторение одной и той же буквы (например, «посуда»);
 не дописывание слов;
 пропуск одной части слова при переносе;
 повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими
ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи – искажение звуко-буквенного состава слов (пропуски,
перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные
специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в
процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.
«4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3
ошибки.
«3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает
4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
«2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
«1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Изложения и сочинения
Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. При проведении изложения учитель должен
тщательно отбирать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и орфографии. В
IV-V классах для изложений даются тексты повествовательного характера, объемом 20-45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по
содержанию, так и по объему: в VI-VII- 45-70 слов, VIII-IX классах – 70-100 слов. Изложения пишутся по готовому плану или составленному
коллективно под руководством учителя, в VIII-IX классах допускается самостоятельное составление планов учащимися.
При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность передачи содержания.
При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы.
Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении
предложений, употреблении слов; допускаются 1-2 орфографические ошибки.
«4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих
на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки.

«3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложения и
употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками.
«2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4
ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.
«1» ставится в том случае, если ученик не справился с написанием изложения или сочинения.
Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении
орфографии слова выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.
В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических
ошибок, возможно выставить две оценки – за грамотность и изложение содержания.
3. Итоговая оценка знаний и умений учащихся.
1. За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
3. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса,
текущих и итоговых контрольных работ.
8. Контрольный диктант по теме: «Падежи имён существительных III склонения».
9. Контрольный диктант по теме: «Предложение».
10.Итоговый диктант за год.
Список слов,
правописание которых учащиеся должны усвоить в 5 классе
Адрес, бензин, беседа, библиотека, благодарю, болото, ботинки, верблюд,
веревка, верстак, география, герой, горизонт, грамота, граница, долото, до свидания,
естествознание, железо, забота, запад, защита, здравствуй, знамя, инструмент,
канал, каникулы, картон, коллекция, колонна, компас, конверт, космос, матрос,
металл, область, овраг, орден, остров, отряд, охота, охрана, пассажир, победа,
природа, равнина, ракета, расстояние, салат, салют, свобода, север, стамеска,
станок, столица, творог, физкультура (57 слов).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».