ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к адаптированной рабочей программе по учебному предмету «Математика» для 3 класса для обучающихся задержкой психического развития (вариант 7.1) на 2023-2024 учебный год Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика» для 3 класса для обучающихся задержкой психического развития (вариант 7.1), разработана на основе: Федерального государственного общеобразовательного стандарта образования для обучающихся задержкой психического развития (вариант 7.1); Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее –Примерная АООП) образования для обучающихся задержкой психического развития (вариант 7.1)); годового учебного календарного графика на текущий учебный год. Адаптированная рабочая программа по математике для 3 класса предметнаяую линию учебников системы «Школа России». 1 – 4 класс. «Математика» (Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В.); методическими рекомендациями. 3 класс: пособие для учителей общеобразоват.организаций /С. И. Волкова, С.В. Степанова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. Программа рассчитана на 4 часа в неделю (140 часов). Актуальность изучения учебного курса, предмета Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие обучающихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться. Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни. Цели и задачи изучения учебного курса, предмета Основными целями начального обучения математике являются: Математическое развитие младших школьников. Формирование системы начальных математических знаний. Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности. Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования: — формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения); — развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; — развитие пространственного воображения; — развитие математической речи; — формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач; — формирование умения вести поиск информации и работать с ней; — формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности; — развитие познавательных способностей; — воспитание стремления к расширению математических знаний; — формирование критичности мышления; — развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других. Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний. Общая характеристика учебного курса, предмета Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал. Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией». Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования. Методические особенности тем В процессе изучения курса математики у обучающихся формируются представления о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Они учатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находить неизвестный компонент арифметического действия по известным, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами порядка выполнения действий; накапливают опыт решения арифметических задач. Обучающиеся в процессе наблюдений и опытов знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных. В результате освоения предметного содержания курса математики у обучающихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Простое заучивание правил и определений уступает место установлению отличительных математических признаков объекта (например, прямоугольника, квадрата), поиску общего и различного во внешних признаках (форма, размер), а также числовых характеристиках (периметр, площадь). В процессе измерений ученики выявляют изменения, происходящие с математическими объектами, устанавливают зависимости между ними в процессе измерений, осуществляют поиск решения текстовых задач, проводят анализ информации, определяют с помощью сравнения (сопоставления) характерные признаки математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимостей, отношений). Обучающиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи). В ходе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком: развивается умение читать математический текст, формируются речевые умения (дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий). Школьники учатся ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда. Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. В процессе обучения математике школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность. Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств. Содержание программы по математике позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в математическом развитии. Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения Контроль и оценивание осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ с. Троицкого и Положением о нормах оценки знаний, умений и навыков обучающихся по учебным предметам в МБОУ СОШ с. Троицкого. Коррекционная работа Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК. При организации обучения предмету с ребёнком с ОВЗ, учитываются методические рекомендации, которые даются для преподавания в общеобразовательных классах. Однако для успешного усвоения материала учащимися необходимо учитывать их характерные особенности и соблюдать определенные принципы и требования при проведении уроков. Характерными особенностями учащихся с ОВЗ являются: - недостаточно развитое произвольное внимание, особенно такое его свойство, как устойчивость, поэтому во время урока учащиеся часто отвлекаются от выполняемой работы или вообще не включаются в неё; - сниженный объём слухоречевого запоминания, т.е. дети затрудняются запоминать материал на слух; - слабо развитое мышление, в результате чего учащиеся не могут выполнить многие мыслительные операции; - медленный темп работы, повышенная утомляемость, на фоне которой у них могут возникать либо отказ от деятельности, либо двигательная расторможенность; - неумение самостоятельно регулировать свою деятельность и поведение (необходим внешний контроль со стороны). Всё это учитывается при организации и проведении уроков. Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления и отражается в структуре каждого урока: совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики; коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени; развитие различных видов мышления: наглядно-образного мышления; словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями); развитие основных мыслительных операций: умения сравнивать, анализировать; умения выделять сходство и различие понятий; умения работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умения планировать деятельность; коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике; коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка; расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Формы и методы коррекционной работы Направление коррекционно-развивающей работы и психолого-педагогической помощи в соответствии с индивидуальными рекомендациями РПМПК: адаптация содержания учебного материала, от простого к сложному, выделение в каждой теме базового материала, подлежащего закреплению, дифференцировка заданий взаимосвязи от коррекционных задач; помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизации учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.); дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности; стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.); формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов; совершенствование навыка письма (развитие навыка работы по заданному образцу; зрительно-слуховые диктанты); развитие слухового внимания и памяти; совершенствование различных видов мышления; развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями); развитие умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя; осуществлять самоконтроль и самооценку. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГОКУРСА, ПРЕДМЕТА Личностные результаты У обучающихся будут сформированы: Навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности; Основы мотивации учебной деятельности и личностного смысл изучения математики, интерес к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов при выполнении заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем; Положительное отношение к урокам математики, к учёбе, к школе; Понимание значения математических знаний в собственной жизни; Понимание значения математики в жизни и деятельности человека; Восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности; Умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности) и понимание личной ответственности за результат; Знание и применение правил общения, навыки сотрудничества в учебной деятельности; Начальное представление об основах гражданской идентичности (через систему определённых знаний и представлений); Уважение и принятие семейных ценностей. Понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей. Обучающийся получит возможность для формирования: Начальных представлений об универсальности математических способов познания окружающего мира; Осознания значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин; Осознанного проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности; Интереса к изучению учебного предмета «Математика»: количественных и пространственных отношений, зависимости между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач. Метапредметные результаты Регулятивные Обучающийся научится: Понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи, осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи; Находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки; Планировать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей для её решения; Проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях самостоятельно; Выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем. Обучающийся получит возможность научиться: Самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью, находить способы решения учебной задачи; Адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе; Самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах; Контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, группе. Познавательные Обучающийся научится: Устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами; Проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы; Устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы; Выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям; Делать выводы по аналогии и проверять эти выводы; Проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения; Понимать базовые межпредметные понятия: число, величина, геометрическая фигура; Фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаковосимволической форме (на моделях); Стремиться полнее использовать свои творческие возможности; Осмысленно читать тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами; Самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках; Осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме. Обучающийся получит возможность научиться: Самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаковосимволические средства для её представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов; Осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий. Коммуникативные Обучающийся научится: строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию; понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, чётко и аргументировано высказывать свои оценки и предположения; принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства; принимать участие в обсуждении математических фактов, стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию; применять учебные правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности; контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела. Обучающийся получит возможность научиться: использовать речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности; согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию; контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, группе; конструктивно разрешать конфликты, учитывать интересы сторон и сотрудничать с ними. Предметные результаты Числа и величины Обучающийся научится: образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1000; сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых, мелкие единицы счёта крупными и наоборот; устанавливать закономерность – правило. По которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз), продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа; группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам; читать, записывать и сравнивать значение площади, использовать изученные единицы этой величины и соотношения между ними, переводить одни единицы измерения площади в другие; читать, записывать и сравнивать значение массы, используя изученные единицы этой величины и соотношение между ними; читать, записывать и сравнивать значения времени, используя изученные единицы этой величины и соотношение между ними; Обучающийся получит возможность научиться: классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия; самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор. Арифметические действия Обучающийся научится: выполнять табличное умножение и деление чисел; умножение на 1 и на 0, деление вида а:а, 0:а; выполнять внетабличное умножение и деление. В том числе деление с остатком, проверку арифметических действий умножение и деление; выполнять письменно действия сложение и вычитание, а также умножение и деление на однозначное число в пределах 1000; вычислять значение числового выражения в два-три действия (со скобками и без скобок). Обучающийся получит возможность научиться: использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв; решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами арифметических действий. Работа с текстовыми задачами Обучающийся научится: анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже; составлять план решения задачи в два-три действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи; преобразовывать задачу в новую, изменяя её условие или вопрос; составлять задачу по краткой записи, по схеме, по её решению; решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость, задачи на уменьшение/ увеличение числа в несколько раз. Обучающийся получит возможность научиться: сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемыми в задачах; дополнять задачу с недостающими данными возможными числами; находить различные способы решения одной и той же задачи, сравнивать и выбирать наиболее рациональный; решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле; решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчёты. Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Обучающийся научится: обозначать геометрические фигуры буквами; различать круг и окружность; чертить окружность заданного радиуса с помощью циркуля. Обучающийся получит возможность научиться: Различать треугольники по соотношению длин сторон, по видам углов; Изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе; Читать план участка (комнаты, сада и др.) Геометрические величины Обучающийся научится: Измерять длину отрезка; Вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон; Выражать площади объектов в разных единицах площади(квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними. Обучающийся получит возможность научиться: Выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации; Вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника. Работа с информацией Обучающийся научится: Анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода; Устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами; Самостоятельно оформлять в таблице связь между пропорциональными величинами; Выстраивать цепочку логических рассуждений. Делать выводы. Обучающийся получит возможность научиться: Читать несложные готовые таблицы; Понимать высказывания, содержащие логические связки («… и…», «если, то…», «каждый», «все» и др.), определять верно или неверно приведённое высказывание о числах. Результатах действий, геометрических фигурах. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА, ПРЕДМЕТА № урока 1-8 9-64 Содержание Характеристика видов деятельности обучающихся ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. Сложение и вычитание (8 ч) Сложение и вычитание. Сложение и Выполнять сложение и вычитание в пределах 100. вычитание двузначных чисел с Решать уравнения на нахождение неизвестного переходом через десяток. слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого на основе Выражения с переменной. Решение знаний о взаимосвязи чисел при сложении и уравнений. Новый способ решения. вычитании. Обозначать геометрические фигуры Закрепление. Решение уравнений с буквами. Выполнять задания творческого и неизвестным слагаемым на основе поискового характера. взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании. Обозначение геометрических фигур буквами. Закрепление пройденного материала. Решение задач. Табличное умножение и деление (28 ч+28ч) Связь умножения и деления; Применять правила о порядке выполнения действий в таблицы умножения и деления с числовых выражениях со скобками и без них при числами 2 и 3; четные и нечетные вычислении. Вычислять значения числовых числа; зависимости между выражений в 2 – 3 действия со скобками и без них. величинами: цена, количество, Использовать математическую терминологию при стоимость. Порядок выполнения чтении и записи числовых выражений. Использовать действий в выражениях со скобками различные приемы проверки правильности и без скобок. Зависимости между вычисления значения числового выражения (с опорой пропорциональными величинами: на свойства арифметических действий, на правила о масса одного предмета, количество порядке выполнения действий в числовых предметов, масса всех предметов; выражениях) Анализировать текстовую задачу, расход ткани на один предмет, выполнять краткую запись задач разными способами, количество предметов, расход ткани а также в табличной форме. Моделировать с на все предметы. Текстовые задачи использованием схематических чертежей на увеличение (уменьшение) числа зависимости между пропорциональными величинами. в несколько раз, на кратное Решать задачи арифметическими способами. сравнение чисел. Задачи на Объяснять выбор действия для решения. Сравнивать нахождение четвертого задачи на увеличение числа (уменьшение) на пропорционального. Таблицы несколько единиц и в несколько раз, приводить умножения и деления с числами 4, объяснения. Составлять план решения задачи, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица Пифагора. действовать по нему, поясняя ход решения. Вносить и Площадь. Способы сравнения наблюдать за изменениями в решении задачи при фигур по площади. Единицы изменении еѐ условия. Обнаруживать и устранять площади: квадратный сантиметр, ошибки логического и вычислительного характера. квадратный дециметр, квадратный Оценивать результаты освоения тем. Анализировать метр. Площадь прямоугольника. свои действия и управлять ими. Воспроизводить по Умножение на 1 и на 0. Деление памяти табл. Умножения на 0, 1, 2, 3, 4, 5. 6. 7 и вида a : a, 0 : a при a≠0. Текстовые соответствующие случаи деления. Применять знания задачи в три действия. Круг. таблицы умножения при вычислении значений Окружность (центр, радиус, числовых выражений. Находить число, которое в диаметр). Вычерчивание несколько раз больше или меньше данного. окружностей с использованием Выполнять задания творческого и поискового циркуля. Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. Единицы времени: год, месяц, сутки. 65-92 93-104 характера. Собирать и классифицировать информацию. Оценивать ход и результат работы. Составлять сказки и рассказы с использованием математических понятий, взаимозависимостей, отношений, чисел, фигур. Сравнивать геометрические фигуры по площади. Вычислять площадь прямоугольника разными способами. Чертить окружность с использованием циркуля. Моделировать различное положение кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры. Находить долю величины или величину по ее доле. Сравнивать доли одной и той же величины. Описывать явления и события с использованием величин времени, Переводить одни единицы времени в другие. Дополнять задачи-расчеты недостающими данными. Располагать предметы на плане комнаты по описанию. Работать на вычислительной машине Внетабличное умножение и деление (28 ч) Приемы умножения для случаев Воспроизводить по памяти табл. Умножения на 0, 1, вида 23 * 4, 4 * 23. Приемы деления 2, 3, 4, 5. 6. 7 и соответствующие случаи деления. для случаев вида Применять знания таблицы умножения при 78 : 2, 69 : 3. Деление суммы на вычислении значений числовых выражений. число. Связь между числами при Анализировать текстовую задачу, выполнять краткую делении. Проверка умножения запись задач разными способами, а также в табличной делением. Выражения с двумя форме. Моделировать с использованием переменными вида a + b, a – b, a * b, схематических чертежей зависимости между c : d (d≠0), вычисление их значений пропорциональными величинами. Решать задачи при заданных значениях букв. арифметическими способами. Объяснять выбор Решение уравнений на основе связи действия для решения. Сравнивать задачи на между компонентами и увеличение числа (уменьшение) на несколько единиц результатами умножения и деления. и в несколько раз, приводить объяснения. Составлять Деление с остатком Решение задач план решения задачи, действовать по нему, поясняя на нахождение четвертого ход решения. пропорционального. ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000 Нумерация (12 ч) Устная и письменная нумерация. Читать и записывать трёхзначные числа. Сравнивать Разряды счетных единиц. трёхзначные числа и записывать результат сравнения. Натуральная последовательность Заменять трёхзначное число суммой разрядных трехзначных чисел. Увеличение и слагаемых. Упорядочивать заданные числа. уменьшение числа в 10, 100 раз. Анализировать достигнутые результаты и недочёты, Замена трехзначного числа суммой проявлять личностную заинтересованность в разрядных слагаемых. Сравнение расширении знаний и способов действий. трехзначных чисел. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать «Странички для любознательных» правило, по которому составлена числовая — задания творческого и последовательность, продолжать её или поискового характера: задачи- восстанавливать пропущенные в ней числа. расчёты; обозначение чисел Группировать числа по заданному или римскими цифрами. самостоятельно установленному основанию, Странички для любознательных» поискового характера: читать и записывать числа — задания творческого и римскими цифрами; сравнивать позиционную поискового характера: задачи- десятичную систему счисления с римской расчёты; задачи логического непозиционной системой записи чисел. содержания; вычерчивание узоров; Читать записи, представленные римскими цифрами, работа на вычислительной машине. на циферблатах часов, в оглавлении книг, в Повторение пройденного «Что обозначении веков. Переводить одни единицы массы узнали. Чему научились» Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов. Контроль и учёт знаний в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий Сложение и вычитание (11 ч) 105-115 Приёмы устных вычислений в Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к случаях, сводимых к действиям в действиям в пределах 100, используя различные пределах 100 (900 + 20, 500 − 80, приёмы устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать 120 ⋅ 7, 300 : 6 и др.) Приёмы письменных вычислений: удобный. Применять алгоритмы письменного алгоритм письменного сложения, сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000. алгоритм письменного вычитания. Виды треугольников: Контролировать пошагово правильность применения арифметических действий при разносторонний, равнобедренный, алгоритмов письменных вычислениях. равносторонний. различные приёмы проверки «Странички для любознательных» Использовать — задания творческого и правильности вычислений. поискового характера: логические Различать треугольники по видам (разносторонние и задачи и задачи повышенного равнобедренные, а среди равнобедренных — равносторонние) и уровня сложности. называть их. Повторение пройденного «Что Выполнять задания творческого и поискового узнали. Чему научились» Взаимная проверка знаний: характера; применять «Помогаем друг другу сделать шаг знания и способы действий в изменённых условиях. к успеху». Работа в паре по тесту Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. «Верно? Неверно?» Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника Умножение и деление (16 ч) 116-131 Приемы устного умножения и Использовать различные приёмы для устных деления. вычислений. Сравнивать разные способы Странички для любознательных» — вычислений, выбирать удобный. Выполнять задания задания творческого и поискового творческого и поискового характера; применять характера: применение знаний в знания и способы действий в изменённых условиях. изменённых условиях. Виды Различать треугольники: прямоугольный, треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Находить их в более тупоугольный, остроугольный. сложных фигурах. Приём письменного умножения на Применять алгоритмы письменного умножения и однозначное число. деления многозначного Приём письменного деления на числа на однозначное и выполнять эти действия. однозначное число. Использовать различные приёмы проверки Проверка деления умножением правильности вычислений, проводить проверку Способы проверки правильности правильности вычислений с использованием вычислений. калькулятора. Знакомство с калькулятором. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе» (5 ч). Проверка знаний 132-136 Повторение и обобщение знаний. Резерв (4 ч) 137-140 Повторение и обобщение изученного материала ВСЕГО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: 140 ч КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 1. Волкова С.И. Математика. Методические рекомендации. 3 класс. – М.: Просвещение, 2023 2. Волкова С.И. Математика. Проверочные работы. 3 класс. – М.: Просвещение, 2021 3. Волкова С.И. Математика. Контрольные работы. 1-4 класс. – М.: Просвещение, 2021 Тема Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» (2) 2 Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Умножение и деление» (2) 3 Контроль и учёт знаний (3) 4 Проверим себя и оценим свои достижения (тест) по теме «Умножение и деление» (2) 5 Контрольная работа за первое полугодие (3) 6 Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Умножение и деление» (2) 7 Проверим себя и оценим свои достижения (тест) по теме «Числа от1 до 1000. Нумерация» (2) 8 Контроль и учёт знаний (3) 9 Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Сложение и вычитание» (2) 10 Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Умножение и деление» (2) 11 Итоговая контрольная работа за 3 класс (3) 1 № урока 8 Стр. пособие С.6-7 (1) 18 С.10-11 (2) 36 50 С.37-38 (3) С.30-31 (2) 64 92 С.41 (1) С. 46-47 (2) 103 С. 70-71 (2) 104 115 С.45-46 (1) С.74-75 (1) 130 С.84-85 (2) 134 С. 51-52 (3)