3 КЛАСС МАТЕМАТИКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к адаптированной рабочей программе по учебному предмету «Математика» для 3 класса для
обучающихся задержкой психического развития (вариант 7.1) на 2023-2024 учебный год
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика» для 3 класса для
обучающихся задержкой психического развития (вариант 7.1), разработана на основе:
 Федерального государственного общеобразовательного стандарта образования для
обучающихся задержкой психического развития (вариант 7.1);
 Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее –Примерная
АООП) образования для обучающихся задержкой психического развития (вариант 7.1));
 годового учебного календарного графика на текущий учебный год.
Адаптированная рабочая программа по математике для 3 класса предметнаяую линию учебников
системы «Школа России». 1 – 4 класс. «Математика» (Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.,
Волкова С.И., Степанова С.В.); методическими рекомендациями. 3 класс: пособие для учителей
общеобразоват.организаций /С. И. Волкова, С.В. Степанова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова.
Программа рассчитана на 4 часа в неделю (140 часов).
Актуальность изучения учебного курса, предмета
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования.
Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной
деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов,
устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки
рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы
действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию
мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой
формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают
усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие обучающихся, формируют способность к
самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что
составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только
для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения
многих практических задач во взрослой жизни.
Цели и задачи изучения учебного курса, предмета
Основными целями начального обучения математике являются:
 Математическое развитие младших школьников.
 Формирование системы начальных математических знаний.
 Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей
начального математического образования:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе
овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения
устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные
отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для
решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение,
оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности
математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей
математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также
личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Общая характеристика учебного курса, предмета
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён
арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины»,
«Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические
фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны,
представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное
многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной
школе для успешного продолжения образования.
Методические особенности тем
В процессе изучения курса математики у обучающихся формируются представления о числах
как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Они учатся выполнять устно и
письменно арифметические действия с числами, находить неизвестный компонент арифметического
действия по известным, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с
правилами порядка выполнения действий; накапливают опыт решения арифметических задач.
Обучающиеся в процессе наблюдений и опытов знакомятся с простейшими геометрическими
формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают
способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них
формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения,
связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.
В результате освоения предметного содержания курса математики у обучающихся
формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Простое заучивание
правил и определений уступает место установлению отличительных математических признаков
объекта (например, прямоугольника, квадрата), поиску общего и различного во внешних признаках
(форма, размер), а также числовых характеристиках (периметр, площадь). В процессе измерений
ученики выявляют изменения, происходящие с математическими объектами, устанавливают
зависимости между ними в процессе измерений, осуществляют поиск решения текстовых задач,
проводят анализ информации, определяют с помощью сравнения (сопоставления) характерные
признаки математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур,
зависимостей, отношений). Обучающиеся используют простейшие предметные, знаковые,
графические модели, таблицы, диаграммы, строят и преобразовывают их в соответствии с
содержанием задания (задачи).
В ходе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком:
развивается умение читать математический текст, формируются речевые умения (дети учатся
высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий). Школьники учатся
ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности
выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты
своего учебного труда.
Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать
этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять
контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.
В процессе обучения математике школьники учатся участвовать в совместной деятельности:
договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску
информации, проявлять инициативу и самостоятельность.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно.
Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их
решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное
соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств.

Содержание программы по математике позволяет шире использовать дифференцированный
подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более
целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и
успешное продвижение в математическом развитии.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Контроль и оценивание осуществляется в соответствии с Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся МБОУ СОШ с. Троицкого и Положением о нормах оценки знаний, умений и навыков
обучающихся по учебным предметам в МБОУ СОШ с. Троицкого.
Коррекционная работа
Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального
сопровождения обучающегося с ЗПР.
Содержание программы коррекционной работы для
обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе
рекомендаций ПМПК.
При организации обучения предмету с ребёнком с ОВЗ, учитываются методические
рекомендации, которые даются для преподавания в общеобразовательных классах. Однако для
успешного усвоения материала учащимися необходимо учитывать их характерные особенности и
соблюдать определенные принципы и требования при проведении уроков.
Характерными особенностями учащихся с ОВЗ являются:
- недостаточно развитое произвольное внимание, особенно такое его свойство, как
устойчивость, поэтому во время урока учащиеся часто отвлекаются от выполняемой работы или
вообще не включаются в неё;
- сниженный объём слухоречевого запоминания, т.е. дети затрудняются запоминать материал
на слух;
- слабо развитое мышление, в результате чего учащиеся не могут выполнить многие
мыслительные операции;
- медленный темп работы, повышенная утомляемость, на фоне которой у них могут возникать
либо отказ от деятельности, либо двигательная расторможенность;
- неумение самостоятельно регулировать свою деятельность и поведение (необходим
внешний контроль со стороны).
Всё это учитывается при организации и проведении уроков.
Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической
направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие
направления и отражается в структуре каждого урока:
 совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев
рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики;
 коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия,
представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени;
 развитие различных видов мышления: наглядно-образного мышления; словесно-логического
мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и
событиями);
 развитие основных мыслительных операций: умения сравнивать, анализировать; умения
выделять сходство и различие понятий; умения работать по словесной и письменной
инструкциям, алгоритму; умения планировать деятельность;
 коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности,
стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности;
воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств;
формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою
деятельность; воспитание правильного отношения к критике;
 коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной
и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие
лексико-грамматических средств языка;





расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Формы и методы коррекционной работы
Направление коррекционно-развивающей работы и психолого-педагогической помощи в
соответствии с индивидуальными рекомендациями РПМПК:
 адаптация содержания учебного материала, от простого к сложному, выделение в
каждой теме базового материала, подлежащего закреплению, дифференцировка заданий
взаимосвязи от коррекционных задач;
 помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и
выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизации учебной
деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.);
 дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности;
 стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха,
побуждение к активному труду и др.);
 формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов;
 совершенствование навыка письма (развитие навыка работы по заданному образцу;
зрительно-слуховые диктанты);
 развитие слухового внимания и памяти;
 совершенствование различных видов мышления; развитие наглядно-образного
мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать
логические связи между предметами, явлениями и событиями);
 развитие умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида:
ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с
наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя;
 осуществлять самоконтроль и самооценку.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГОКУРСА, ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
 Навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
 Основы мотивации учебной деятельности и личностного смысл изучения математики,
интерес к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов при
выполнении заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
 Положительное отношение к урокам математики, к учёбе, к школе;
 Понимание значения математических знаний в собственной жизни;
 Понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
 Восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя
успешности учебной деятельности;
 Умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности) и
понимание личной ответственности за результат;
 Знание и применение правил общения, навыки сотрудничества в учебной деятельности;
 Начальное представление об основах гражданской идентичности (через систему
определённых знаний и представлений);
 Уважение и принятие семейных ценностей. Понимание необходимости бережного отношения
к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
 Начальных представлений об универсальности математических способов познания
окружающего мира;
 Осознания значения математических знаний в жизни человека, при изучении других
школьных дисциплин;
 Осознанного проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной
деятельности;
 Интереса к изучению учебного предмета «Математика»: количественных и
пространственных отношений, зависимости между объектами, процессами и явлениями

окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению
математических способов решения познавательных задач.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
 Понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи, осуществлять поиск средств
для достижения учебной задачи;
 Находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и
письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
 Планировать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей для её решения;
 Проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях
самостоятельно;
 Выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей деятельности на уроке и по
результатам изучения отдельных тем.
Обучающийся получит возможность научиться:
 Самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с
поставленной целью, находить способы решения учебной задачи;
 Адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать
причины неуспеха на том или ином этапе;
 Самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
 Контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями
других участников, работающих в паре, группе.
Познавательные
Обучающийся научится:
 Устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и
процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме,
строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
 Проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
 Устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств,
геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
 Выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным
основаниям;
 Делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
 Проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной
области применения;
 Понимать базовые межпредметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
 Фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаковосимволической форме (на моделях);
 Стремиться полнее использовать свои творческие возможности;
 Осмысленно читать тексты математического содержания в соответствии с поставленными
целями и задачами;
 Самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в
справочнике и в других источниках;
 Осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной
форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
 Самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаковосимволические средства для её представления, для построения моделей изучаемых объектов
и процессов;
 Осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и
поисково-творческих заданий.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
 строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;



понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их
уточнения, чётко и аргументировано высказывать свои оценки и предположения;
 принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог,
речевые коммуникативные средства;
 принимать участие в обсуждении математических фактов, стратегии успешной
математической игры, высказывать свою позицию;
 применять учебные правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной
деятельности;
 контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и
качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Обучающийся получит возможность научиться:
 использовать речевые средства и средства информационных и коммуникативных
технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во
время участия в проектной деятельности;
 согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать
возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою
позицию;
 контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями
других участников, работающих в паре, группе;
 конструктивно разрешать конфликты, учитывать интересы сторон и сотрудничать с
ними.
Предметные результаты
Числа и величины
Обучающийся научится:
 образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1000;
 сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные
числа, заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых, мелкие единицы счёта
крупными и наоборот;
 устанавливать закономерность – правило. По которому составлена числовая
последовательность
(увеличение/уменьшение
числа
на
несколько
единиц,
увеличение/уменьшение числа в несколько раз), продолжать её или восстанавливать
пропущенные в ней числа;
 группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или
нескольким признакам;
 читать, записывать и сравнивать значение площади, использовать изученные единицы этой
величины и соотношения между ними, переводить одни единицы измерения площади в
другие;
 читать, записывать и сравнивать значение массы, используя изученные единицы этой
величины и соотношение между ними;
 читать, записывать и сравнивать значения времени, используя изученные единицы этой
величины и соотношение между ними;
Обучающийся получит возможность научиться:
 классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять
свои действия;
 самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в
конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Обучающийся научится:
 выполнять табличное умножение и деление чисел; умножение на 1 и на 0, деление вида а:а,
0:а;
 выполнять внетабличное умножение и деление. В том числе деление с остатком, проверку
арифметических действий умножение и деление;
 выполнять письменно действия сложение и вычитание, а также умножение и деление на
однозначное число в пределах 1000;
 вычислять значение числового выражения в два-три действия (со скобками и без скобок).

Обучающийся получит возможность научиться:
 использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
 вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
 решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами арифметических
действий.
Работа с текстовыми задачами
Обучающийся научится:
 анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на
схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
 составлять план решения задачи в два-три действия, объяснять его и следовать ему при
записи решения задачи;
 преобразовывать задачу в новую, изменяя её условие или вопрос;
 составлять
задачу
по
краткой
записи,
по
схеме,
по
её
решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость, задачи на
уменьшение/ увеличение числа в несколько раз.
Обучающийся получит возможность научиться:
 сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами,
рассматриваемыми в задачах;
 дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
 находить различные способы решения одной и той же задачи, сравнивать и выбирать
наиболее рациональный;
 решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
 решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчёты.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Обучающийся научится:
 обозначать геометрические фигуры буквами;
 различать круг и окружность;
 чертить окружность заданного радиуса с помощью циркуля.
Обучающийся получит возможность научиться:
 Различать треугольники по соотношению длин сторон, по видам углов;
 Изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
 Читать план участка (комнаты, сада и др.)
Геометрические величины
Обучающийся научится:
 Измерять длину отрезка;
 Вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
 Выражать площади объектов в разных единицах площади(квадратный сантиметр, квадратный
дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними.
Обучающийся получит возможность научиться:
 Выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
 Вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
Работа с информацией
Обучающийся научится:
 Анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для
построения вывода;
 Устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по
установленному правилу недостающими элементами;
 Самостоятельно оформлять в таблице связь между пропорциональными величинами;
 Выстраивать цепочку логических рассуждений. Делать выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
 Читать несложные готовые таблицы;
 Понимать высказывания, содержащие логические связки («… и…», «если, то…», «каждый»,
«все» и др.), определять верно или неверно приведённое высказывание о числах. Результатах
действий, геометрических фигурах.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА, ПРЕДМЕТА
№ урока

1-8

9-64

Содержание

Характеристика видов деятельности обучающихся
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100.
Сложение и вычитание (8 ч)
Сложение и вычитание. Сложение и Выполнять сложение и вычитание в пределах 100.
вычитание двузначных чисел с Решать уравнения на нахождение неизвестного
переходом
через
десяток. слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого на основе
Выражения с переменной. Решение знаний о взаимосвязи чисел при сложении и
уравнений. Новый способ решения. вычитании. Обозначать геометрические фигуры
Закрепление. Решение уравнений с буквами. Выполнять задания творческого и
неизвестным слагаемым на основе поискового характера.
взаимосвязи
чисел при сложении. Решение
уравнений
с
неизвестным
уменьшаемым,
с
неизвестным
вычитаемым на основе взаимосвязи
чисел при вычитании.
Обозначение геометрических фигур
буквами. Закрепление пройденного
материала. Решение задач.
Табличное умножение и деление (28 ч+28ч)
Связь умножения и деления; Применять правила о порядке выполнения действий в
таблицы умножения и деления с числовых выражениях со скобками и без них при
числами 2 и 3; четные и нечетные вычислении.
Вычислять
значения
числовых
числа;
зависимости
между выражений в 2 – 3 действия со скобками и без них.
величинами: цена, количество, Использовать математическую терминологию при
стоимость. Порядок выполнения чтении и записи числовых выражений. Использовать
действий в выражениях со скобками различные
приемы
проверки
правильности
и без скобок. Зависимости между вычисления значения числового выражения (с опорой
пропорциональными величинами: на свойства арифметических действий, на правила о
масса одного предмета, количество порядке
выполнения
действий
в
числовых
предметов, масса всех предметов; выражениях) Анализировать текстовую задачу,
расход ткани на один предмет, выполнять краткую запись задач разными способами,
количество предметов, расход ткани а также в табличной форме. Моделировать с
на все предметы. Текстовые задачи использованием
схематических
чертежей
на увеличение (уменьшение) числа зависимости между пропорциональными величинами.
в несколько раз, на кратное Решать
задачи
арифметическими
способами.
сравнение
чисел.
Задачи
на Объяснять выбор действия для решения. Сравнивать
нахождение
четвертого задачи на увеличение числа (уменьшение) на
пропорционального.
Таблицы несколько единиц и в несколько раз, приводить
умножения и деления с числами 4, объяснения. Составлять план решения задачи,
5, 6, 7, 8, 9. Таблица Пифагора. действовать по нему, поясняя ход решения. Вносить и
Площадь.
Способы
сравнения наблюдать за изменениями в решении задачи при
фигур по площади. Единицы изменении еѐ условия. Обнаруживать и устранять
площади: квадратный сантиметр, ошибки логического и вычислительного характера.
квадратный дециметр, квадратный Оценивать результаты освоения тем. Анализировать
метр. Площадь прямоугольника. свои действия и управлять ими. Воспроизводить по
Умножение на 1 и на 0. Деление памяти табл. Умножения на 0, 1, 2, 3, 4, 5. 6. 7 и
вида a : a, 0 : a при a≠0. Текстовые соответствующие случаи деления. Применять знания
задачи в три действия. Круг. таблицы умножения при вычислении значений
Окружность
(центр,
радиус, числовых выражений. Находить число, которое в
диаметр).
Вычерчивание несколько раз больше или меньше данного.
окружностей с использованием Выполнять задания творческого и поискового

циркуля. Доли (половина, треть,
четверть,
десятая,
сотая).
Образование и сравнение долей
Задачи на нахождение доли числа и
числа по его доле. Единицы
времени: год, месяц, сутки.

65-92

93-104

характера.
Собирать
и
классифицировать
информацию. Оценивать ход и результат работы.
Составлять сказки и рассказы с использованием
математических
понятий,
взаимозависимостей,
отношений, чисел, фигур. Сравнивать геометрические
фигуры
по
площади.
Вычислять
площадь
прямоугольника разными способами. Чертить
окружность
с
использованием
циркуля.
Моделировать различное положение кругов на
плоскости.
Классифицировать
геометрические
фигуры. Находить долю величины или величину по
ее доле. Сравнивать доли одной и той же величины.
Описывать явления и события с использованием
величин времени, Переводить одни единицы времени
в другие. Дополнять задачи-расчеты недостающими
данными. Располагать предметы на плане комнаты по
описанию. Работать на вычислительной машине
Внетабличное умножение и деление (28 ч)
Приемы умножения для случаев Воспроизводить по памяти табл. Умножения на 0, 1,
вида 23 * 4, 4 * 23. Приемы деления 2, 3, 4, 5. 6. 7 и соответствующие случаи деления.
для
случаев
вида Применять знания таблицы умножения при
78 : 2, 69 : 3. Деление суммы на вычислении значений числовых выражений.
число. Связь между числами при Анализировать текстовую задачу, выполнять краткую
делении. Проверка
умножения запись задач разными способами, а также в табличной
делением. Выражения с двумя форме.
Моделировать
с
использованием
переменными вида a + b, a – b, a * b, схематических
чертежей
зависимости
между
c : d (d≠0), вычисление их значений пропорциональными величинами. Решать задачи
при заданных значениях букв. арифметическими способами. Объяснять выбор
Решение уравнений на основе связи действия для решения. Сравнивать задачи на
между
компонентами
и увеличение числа (уменьшение) на несколько единиц
результатами умножения и деления. и в несколько раз, приводить объяснения. Составлять
Деление с остатком Решение задач план решения задачи, действовать по нему, поясняя
на
нахождение
четвертого ход решения.
пропорционального.
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000
Нумерация (12 ч)
Устная и письменная нумерация. Читать и записывать трёхзначные числа. Сравнивать
Разряды
счетных
единиц. трёхзначные числа и записывать результат сравнения.
Натуральная
последовательность Заменять трёхзначное число суммой разрядных
трехзначных чисел. Увеличение и слагаемых.
Упорядочивать
заданные
числа.
уменьшение числа в 10, 100 раз. Анализировать достигнутые результаты и недочёты,
Замена трехзначного числа суммой проявлять
личностную
заинтересованность
в
разрядных слагаемых. Сравнение расширении
знаний
и
способов
действий.
трехзначных чисел.
Упорядочивать заданные числа. Устанавливать
«Странички для любознательных» правило, по которому составлена
числовая
—
задания
творческого
и последовательность,
продолжать
её
или
поискового
характера:
задачи- восстанавливать пропущенные в ней числа.
расчёты;
обозначение
чисел Группировать
числа
по
заданному
или
римскими цифрами.
самостоятельно
установленному
основанию,
Странички для любознательных» поискового характера: читать и записывать числа
—
задания
творческого
и римскими цифрами; сравнивать позиционную
поискового
характера:
задачи- десятичную
систему
счисления
с
римской
расчёты;
задачи
логического непозиционной системой записи чисел.
содержания; вычерчивание узоров; Читать записи, представленные римскими цифрами,
работа на вычислительной машине. на циферблатах часов, в оглавлении книг, в
Повторение пройденного «Что обозначении веков. Переводить одни единицы массы

узнали. Чему научились»
Проверочная работа «Проверим
себя и оценим свои достижения»
(тестовая
форма).
Анализ
результатов.
Контроль и учёт знаний

в другие: мелкие в более крупные и крупные в более
мелкие, используя соотношения между ними.
Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их.
Выполнять задания творческого и поискового
характера, применять знания и способы действий в
изменённых условиях.
Анализировать достигнутые результаты и недочёты,
проявлять
личностную
заинтересованность
в
расширении знаний и способов действий
Сложение и вычитание (11 ч)
105-115 Приёмы устных вычислений в Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к
случаях, сводимых к действиям в действиям в пределах 100, используя различные
пределах 100 (900 + 20, 500 − 80, приёмы устных вычислений.
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать
120 ⋅ 7, 300 : 6 и др.)
Приёмы письменных вычислений: удобный. Применять алгоритмы письменного
алгоритм письменного сложения, сложения и вычитания чисел и выполнять эти
действия с числами в пределах 1000.
алгоритм письменного вычитания.
Виды
треугольников: Контролировать пошагово правильность применения
арифметических
действий
при
разносторонний, равнобедренный, алгоритмов
письменных вычислениях.
равносторонний.
различные
приёмы
проверки
«Странички для любознательных» Использовать
—
задания
творческого
и правильности вычислений.
поискового характера: логические Различать треугольники по видам (разносторонние и
задачи и задачи повышенного равнобедренные,
а среди равнобедренных — равносторонние) и
уровня сложности.
называть их.
Повторение пройденного «Что
Выполнять задания творческого и поискового
узнали. Чему научились»
Взаимная
проверка
знаний: характера; применять
«Помогаем друг другу сделать шаг знания и способы действий в изменённых условиях.
к успеху». Работа в паре по тесту Работать в паре. Находить и исправлять неверные
высказывания.
«Верно? Неверно?»
Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать
свою точку
зрения, оценивать точку зрения одноклассника
Умножение и деление (16 ч)
116-131 Приемы устного умножения и Использовать различные приёмы для устных
деления.
вычислений.
Сравнивать
разные
способы
Странички для любознательных» — вычислений, выбирать удобный. Выполнять задания
задания творческого и поискового творческого и поискового характера; применять
характера: применение знаний в знания и способы действий в изменённых условиях.
изменённых
условиях.
Виды Различать
треугольники:
прямоугольный,
треугольников:
прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Находить их в более
тупоугольный, остроугольный.
сложных фигурах.
Приём письменного умножения на Применять алгоритмы письменного умножения и
однозначное число.
деления многозначного
Приём письменного деления на числа на однозначное и выполнять эти действия.
однозначное число.
Использовать
различные
приёмы
проверки
Проверка деления умножением
правильности вычислений, проводить проверку
Способы проверки правильности правильности
вычислений
с
использованием
вычислений.
калькулятора.
Знакомство с калькулятором.
Повторение пройденного «Что
узнали. Чему научились».
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе» (5 ч). Проверка знаний
132-136 Повторение и обобщение знаний.
Резерв (4 ч)

137-140 Повторение и обобщение изученного материала
ВСЕГО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: 140 ч

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Волкова С.И. Математика. Методические рекомендации. 3 класс. – М.: Просвещение, 2023
2. Волкова С.И. Математика. Проверочные работы. 3 класс. – М.: Просвещение, 2021
3. Волкова С.И. Математика. Контрольные работы. 1-4 класс. – М.: Просвещение, 2021
Тема
Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Числа от 1 до
100. Сложение и вычитание» (2)
2 Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Умножение и
деление» (2)
3 Контроль и учёт знаний (3)
4 Проверим себя и оценим свои достижения (тест) по теме
«Умножение и деление» (2)
5 Контрольная работа за первое полугодие (3)
6 Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Умножение и
деление» (2)
7 Проверим себя и оценим свои достижения (тест) по теме «Числа от1
до 1000. Нумерация» (2)
8 Контроль и учёт знаний (3)
9 Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Сложение и
вычитание» (2)
10 Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Умножение и
деление» (2)
11 Итоговая контрольная работа за 3 класс (3)
1

№
урока
8

Стр.
пособие
С.6-7 (1)

18

С.10-11 (2)

36
50

С.37-38 (3)
С.30-31 (2)

64
92

С.41 (1)
С. 46-47 (2)

103

С. 70-71 (2)

104
115

С.45-46 (1)
С.74-75 (1)

130

С.84-85 (2)

134

С. 51-52 (3)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».