ПРАВО 10 КЛАСС

Пояснительная записка
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРАВО»
Учебный предмет «Право» играет ведущую роль в выполнении системой образования функции интеграции
молодежи в современное общество и обеспечивает условия для формирования российской гражданской
идентичности, традиционных ценностей многонационального российского народа, готовности обучающихся к
саморазвитию и непрерывному образованию, труду и творческому самовыражению, взаимодействию с другими
людьми на благо человека и общества.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРАВО»
Цель курса: развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социальноправовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя
полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы.
Задачи курса:
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности,
уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России,
необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной
реализации гражданской позиции;
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью
реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе;
решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
формирование способности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному
действию в сфере отношений, урегулированных правом.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРАВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом предмет «Право» на углубленном уровне уровне изучается в 10-11 классе.
Общий объём за два года обучения составляет 68 часов. Общая недельная нагрузка обучения составляет 1 час.

Учебная программа составлена по учебнику:
- Право : 10-11 классы : учебник: базовый и углублённый уровни / Никитин А.Ф.,
Никитина Т.И., Акчкрин Т.Ф. – 3-е изд.,М.,: Просвещение, 2022.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРАВО»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Личностные результаты освоения обучающимися программы среднего общего
образования по предмету «Право» должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних
убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и
опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в
части:
Гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка; принятие традиционны активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий,
предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных
дисциплин.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего
образования (на базовом уровне) у них науки, включая социальные науки, и общественной практики, основанного
на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование
языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; языковое и
речевое развитие человека, включая понимание языка социально-экономической и политической коммуникации;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе; мотивация к познанию и творчествусовершенствуется эмоциональный
интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать свое
эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в
себе в межличностном взаимодействии и при принятии решений; саморегулирования, включающего
самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей
стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей; готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать типичные
социальные роли; эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его
при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; социальных навыков,
включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать
конфликты.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Владеть знаниями о социальной структуре общества, критериях социальной стратификации; формах и факторах
социальной мобильности в современном обществе, о семье как социальном институте, возрастании роли семейных
ценностей; направлениях социальной политики в Российской Федерации, в том числе в области поддержки семьи;
о структуре и функциях политической системы общества, направлениях государственной политики Российской
Федерации; конституционном статусе и полномочиях органов государственной власти; о праве как социальном
регуляторе, системе права и законодательстве Российской Федерации, системе прав, свобод и обязанностей
человека и гражданина в Российской Федерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в Российской
Федерации; правовом регулирования гражданских, семейных, трудовых, налоговых, образовательных,
административных, уголовных правовых отношений; экологическом законодательстве, гражданском,
административном и уголовном судопроизводстве.
2) Характеризовать российские духовно-нравственные ценности, в том числе ценности человеческой жизни,
патриотизма и служения Отечеству, семьи, созидательного труда, норм морали и нравственности, прав и свобод
человека, гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма, исторического единства народов России,
преемственности истории нашей Родины, осознания ценности культуры России и традиций народов России,
общественной стабильности и целостности государства на примерах разделов «Конституционное право»,
«Гражданское право», «Семейное право», «Трудовое право».
3) Владеть умениями определять смысл, различать признаки научных понятий и использовать понятийный аппарат
при анализе и оценке социальных явлений при изложении собственных суждений и построении устных и
письменных высказываний, включая понятия: право, источник права, система права, норма права, отрасль права,
институт права, правонарушение, юридическая ответственность, нормативный правовой акт, закон, подзаконный
акт, законодательный процесс, правовой статус, гражданство Российской Федерации, налог; классифицировать и
типологизировать на основе предложенных критериев используемые в социальных науках понятия и термины,
отражающие социальные явления и процессы, в том числе: правовые нормы; отрасли и институты права;
источники права; нормативные правовые акты; виды правовых отношений; правонарушения; виды юридической
ответственности; права и свободы человека и гражданина Российской Федерации; конституционные обязанности
гражданина Российской Федерации; способы защиты гражданских прав; правоохранительные органы;
организационно-правовые формы юридических лиц; права и обязанности родителей и детей; права и обязанности
работников и работодателей; дисциплинарные взыскания; налоги и сборы в Российской Федерации; права и
обязанности налогоплательщиков; виды административных правонарушений и наказаний; экологические
правонарушения; способы защиты права на благоприятную окружающую среду; виды преступлений; виды
наказаний в уголовном праве.
4) Владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи при описании социальной структуры, формы государства, политической культуры
личности и ее политического поведения, системы права, нормативно-правовых актов, прав, свобод и обязанностей;
приводить примеры взаимосвязи социальной, политической и других сфер жизни общества; права и морали;
государства и права; действия правовых регуляторов и развития общественных процессов; характеризовать
причины и последствия преобразований в социальной, политической сферах, в правовом регулировании
общественных отношений в Российской Федерации; отклоняющегося (девиантного) поведения; правонарушения и
юридической ответственности за него; абсентеизма; коррупции; характеризовать функции семьи, социальных
норм, включая нормы права; социального контроля; государства, субъектов и органов государственной власти в
Российской Федерации; правоохранительных органов; отражать связи социальных объектов и явлений с помощью
различных знаковых систем, в том числе в таблицах, схемах, диаграммах, графиках.
5) Иметь представления о методах изучения правовой сферы жизни общества, включая универсальные методы
науки, а также специальные методы социального познания, в том числе социологические опросы, биографический,
сравнительно-правовой метод, политическое прогнозирование.
6) Применять знания, полученные при изучении разделов права, для анализа социальной информации о
социальном и политическом развитии российского общества, направлениях государственной политики в
Российской Федерации, правовом регулировании общественных процессов в Российской Федерации, полученной
из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах государственных органов,
нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в СМИ;
осуществлять поиск политической и правовой информации, представленной в различных знаковых системах,
извлекать информацию из неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых сведений
для восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные выводы, различать отдельные компоненты в
информационном сообщении, выделять факты, выводы, оценочные суждения.
7) Осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность с опорой на полученные знания о
структуре общества, социальных отношениях, политической сфере, правовом регулировании и законодательстве
Российской Федерации, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ
социальной и междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по изученным темам, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов,
анализировать неадаптированные тексты.
8) Использовать правовые знания для взаимодействия с представителями других национальностей и культур в
целях успешного выполнения типичных социальных ролей, ориентации в актуальных общественных событиях,
определения личной гражданской позиции; осознания роли непрерывного образования; использовать средства
информационно-коммуникационных технологий в решении различных задач при изучении разделов права.
9) Формулировать на основе приобретенных знаний о законодательстве Российской Федерации собственные
суждения и аргументы по проблемам тенденций развития семьи; участия субъектов политики в политическом

процессе; опасности коррупции и необходимости борьбы с ней; соотношения прав и свобод человека с
обязанностями и правовой ответственностью; использовать ключевые понятия, теоретические положения, в том
числе о необходимости поддержания законности и правопорядка; юридической ответственности за совершение
правонарушений;
механизмах защиты прав
человека;
особенностях
трудовых
правоотношений
несовершеннолетних работников; особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних для объяснения
явлений социальной действительности; конкретизировать теоретические положения о конституционных
принципах национальной политики в Российской Федерации; социальных конфликтах, включая этносоциальные, и
путях их разрешения; федеративном устройстве и политической системе Российской Федерации на современном
этапе; государственном суверенитете; избирательной системе в Российской Федерации; государственной службе и
статусе государственного служащего; основах конституционного строя Российской Федерации; субъектах
гражданских правоотношений; юридической ответственности и ее видах; правовом регулировании оказания
образовательных услуг; порядке приема на работу, заключения и расторжения трудового договора, в том числе
несовершеннолетних граждан; защите трудовых прав работников; порядке и условиях заключения и расторжения
брака; правах и обязанностях налогоплательщика; принципах уголовного права, уголовного процесса,
гражданского процесса фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного
социального опыта.
10) Применять знание о правах и обязанностях потребителя финансовых услуг, зафиксированных в
законодательстве Российской Федерации; находить, анализировать и использовать информацию, предоставленную
государственными органами, в том числе в цифровой среде, в целях управления личными финансами и
обеспечения личной финансовой безопасности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Метапредметные результаты освоения программы среднего общего
образования по предмету «Обществознание» (базовый уровень) должны отражать:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать социальную проблему,
рассматривать ее всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации
и обобщения социальных объектов, явлений и процессов; определять цели познавательной деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых социальных
явлениях и процессах; вносить коррективы в деятельность (с учетом разных видов деятельности), оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; координировать и выполнять работу
в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем, в том числе учебно-познавательных. Базовые исследовательские действия:
развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения проблем; проявлять
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов социального познания; осуществлять деятельность по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов; формировать научный тип мышления, применять научную терминологию,
ключевые понятия и методы социальных наук; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях; выявлять причинно-следственные связи социальных явлений и процессов и
актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать результаты, полученные в ходе
решения задачи, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать
оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания социальных объектов, в социальных отношениях;
оценивать приобретенный опыт; уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и процессах в
познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных
областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи,
допускающие альтернативные решения. Работа с информацией: владеть навыками получения социальной
информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и
визуализации; оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и форм представления (в том
числе полученной из интернет-источников), ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками
распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать
конфликтные ситуации; развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать
тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению:
составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной
работы; оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям; предлагать новые учебные исследовательские и социальные проекты, оценивать идеи с

позиции новизны, оригинальности, практической значимости; осуществлять позитивное стратегическое поведение
в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями.
Самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в жизненных ситуациях; самостоятельно
составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и практической деятельности, в межличностных
отношениях; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор
стратегий поведения, решений при наличии альтернатив, аргументировать сделанный выбор, брать
ответственность за принятое решение; оценивать приобретенный опыт; способствовать формированию и
проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень. Самоконтроль: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии
для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности. Принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при анализе
результатов деятельности; признавать свое право и право других на ошибки; развивать способность понимать мир
с позиции другого человека.

Содержание курса.
10 класс (34 ч)
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Происхождение государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая,
патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая.
Государство, его признаки и формы. Общественный, классовый и политико-правовой подходы к рассмотрению
сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства,
политический режим. Признаки тоталитарного, авторитарного, либерального и демократического режимов.
Понятие и признаки правового государства и гражданского общества.
Гарантированность прав человека. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей на три
ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
Понятие права. Система права. Представления о праве. Значение понятия «право». Право — универсальный
регулятор общественных отношений. Признаки и функции права. Система права. Вертикальное строение права.
Отрасли и институты права. Норма права, ее структура. Виды норм права. Горизонтальное строение права.
Взаимосвязь государства, права и общества.
Право в системе социального регулирования. Право и мораль. Право и религия. Право и культура. Право и
политика. Право и экономика.
Источники права. Правовой обычай, нормативный акт, судебный прецедент, международный договор.
Правотворчество. Субъекты и объекты правотворчества. Виды правотворчества. Стадии правотворческого
процесса. Способы систематизации законодательства. Юридическая техника.
Реализация права и ее формы. Формы реализации правовых норм. Толкование права.
Правоотношения. Объект правоотношений. Субъект правоотношений.
Правоспособность. Дееспособность. Деликтоспособность. Содержание правоотношений. Юридический факт.
Правомерное поведение. Правонарушение. Проступки. Преступления. Юридический состав правонарушения.
Юридическая ответственность. Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности.
Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Обстоятельства, смягчающую юридическую
ответственность. Основания освобождения от юридической ответственности.
Правовая культура и правосознание. Виды правовой культуры. Структура правосознания. Уровни и виды
правосознания. Правовая деятельность. Юридические профессии и специальности. Совершенствование правовой
культуры. Правовой нигилизм. Правовой цинизм. Правовая антикультура.
Правовые системы современности. Классификация правовых систем. Правовая семья. Романо-германская
правовая семья. Англо-саксонская правовая семья. Религиозная правовая семья. Традиционная правовая семья.
Социалистическая правовая семья. Правовая система России.
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
Конституция Российской Федерации
Понятие конституции, ее виды. Конституционализм. Конституционное (государственное) право России, его
принципы и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма.
Общая характеристика Конституции РФ. Основы конституционного строя.
Содержание преамбулы Конституции РФ. Российская Федерация — демократическое федеративное правовое
государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его
права и свободы - высшая ценность. Многонациональный народ России - носитель Cи1089 суверенитета и
источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.
Избирательное право. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Принципы
демократических выборов. Избирательное законодательство.
Избирательные системы и избирательный процесс.
Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательный процесс. Этапы.
Избирательная кампания. Избирательные комиссии. Референдум. День голосования.

Федеративное устройство России. Формы государственного устройства. Унитарное государство. Федерация.
Конфедерация. История государственного устройства в России. Россия — федеративное государство. Основы
федеративного устройства по Конституции РФ. Виды субъектов РФ. Равенство субъектов Федерации. Целостность
и неприкосновенность территории Российской Федерации. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ.
Разграничение предметов ведения и полномочий РФ и ее субъектов. Проблема сепаратизма.
Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и
гражданина. Компетенции и полномочия Президента РФ. Порядок избрания Президента РФ. Условия досрочного
прекращения полномочий Президента РФ или отрешения его от должности.
Федеральное Собрание Российской Федерации. Россия — государство с республиканской формой правления.
Парламент. Парламенты в европейской политической традиции и в России. Виды парламентов. Федеральное
Собрание. Совет Федерации и Государственная Дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии
обеих палат. Функции и предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы.
Законодательный процесс в Российской Федерации. Законотворчество. Законодательная инициатива. Субъекты
права законодательной инициативы. Законопроект, его виды. Законодательный процесс, его стадии. Порядок
принятия законов РФ Государственной Думой, Советом Федерации. Подписание и обнародование законов
Президентом РФ. Официальное и неофициальное опубликование законов.
Правительство Российской Федерации. Его состав и порядок формирования. Аппарат Правительства РФ.
Функции Председателя Правительства РФ. Направления деятельности и полномочия Правительства РФ.
Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ. Структура органов исполнительной власти в РФ.
Законотворческая и правотворческая деятельность Правительства РФ.
Судебная власть в Российской Федерации. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ.
Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система.
Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ.
Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность.
Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного
самоуправления.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Правовой статус человека и гражданина РФ. Гражданство в Российской Федерации.
Структура правового статуса человека. Гражданственность. Понятие гражданства. Гражданин. Источники
законодательства о гражданстве. Принципы гражданства в РФ. Основания приобретения гражданства.
Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Содержание главы 2 Конституции РФ.
Конституционные свободы и права человека. Обязанности граждан России. Значение Всеобщей декларации прав
человека. Виды прав человека: гражданские, политические, экономические, социальные права. Положения
философии прав человека. Международные договоры о правах человека. Содержание Международного билля о
правах человека. Виды международных документов о правах человека.
Гражданские (личные) права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток.
Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу
мысли, совести и религии.
Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право
принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство избранных представителей.
Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное
обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на
свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной
жизни общества.
Право на благоприятную окружающую среду. Экология. Ухудшение экологической ситуации в мире и в нашей
стране.
Экологическое
право.
Экологические
права
человека.
Экологические
преступления.
Природоохранительное законодательство.
Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.
Нарушения прав человека. Геноцид, апартеид, расизм, дискриминация национальных меньшинств. Нарушения
прав человека в социально-экономической области.
Защита прав человека в мирное время. Международный механизм в области защиты прав человека. Защита
прав человека на национальном уровне.
Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.
Комбатанты. Военнопленные. Военные преступления. Военные преступники. Международный военный трибунал.

11 класс (34 ч.)
ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА
Гражданское право
Понятие и источники гражданского права. Гражданский кодекс РФ, его содержание и особенности. Субъекты
гражданских отношений.
Гражданская правоспособность и дееспособность. Уровни недееспособности. Признание гражданина
недееспособным или ограниченно дееспособным. Гражданские права несовершеннолетних. Эмансипация.
Предпринимательство. Юридические лица. Формы предприятий. Хозяйственные товарищества и общества.
ООО. Акционерное общество. Крестьянское хозяйство. Хозяйственное партнерство. Производственный
кооператив. Унитарное предприятие.
Право собственности. Понятие 087 п5 собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Объекты
собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита права собственности.
Прекращение права собственности. Национализация. Приватизация.

Наследование. Страхование. Понятие наследования. Завещание. Институт страхования. Договор страхования, его
стороны. Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора. Стороны договора. Виды
гражданско-правовых договоров. Защита материальных и нематериальных (гражданских) прав. Причинение
и возмещение вреда. Материальные и нематериальные блага. Гражданская ответственность. Неосновательное
обогащение. Моральный вред.
Финансовое и налоговое право
Налоговое право. Налоговые органы. Аудит. Понятие налога, сбора, пошлины. Система налогового
законодательства. Налоговый кодекс РФ. Права и обязанности налогоплательщика. Субъекты и объекты
налоговых правоотношений. Налоговые органы. Аудит.
Виды налогов Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Виды налогов: прямые и косвенные;
федеральные, региональные и местные; налоги с физических и юридических лиц. Административная и уголовная
ответственность. Дисциплинарная ответственность.
Налогообложение физических и юридических лиц. Понятие «юридическое лицо». Налог на добавленную
стоимость (НДС). Акцизы. Налог на прибыль предприятий и организаций. Налоговые льготы предприятий и
организаций. Понятие «физическое лицо». Налоги с населения. Налог на доходы физических лиц. Налог на
имущество. Единая ставка налога. Декларация о доходах.
Правовое регулирование банковской деятельности. Права и обязанности вкладчиков. Банковское право.
Структура Банковской системы РФ. Центральный банк РФ и его полномочия. Коммерческие банки и их
полномочия. Банковские операции.

Семейное право
Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи. Семейные
правоотношения. Брак, условия его заключения. Понятие «брак». Условия вступления в брак. Брачный возраст.
Принцип моногамии. Порядок регистрации брака. Права и обязанности супругов. Личные права.
Имущественные права и обязанности. Брачный договор. Причины развода. Прекращение брака.
Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека (попечительство). Виды прав родителей. Виды
прав детей. Ограничение в родительских правах. Лишение родительских прав. Алименты. Усыновление, опека и
попечительство. Приемная семья.

Трудовое право
Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения. Права и обязанности
работника и работодателя. Коллективный договор. Трудовой договор. Стороны и порядок заключения
коллективного договора. Условия трудового договора. Трудовая книжка. Основания прекращения трудового
договора. Рабочее время. Время отдыха. Фактически отработанное время. Виды рабочего времени: нормальная
продолжительность, сокращенная продолжительность и неполное рабочее время. Учет рабочего времени. Виды
отдыха. Праздничные дни. Ежегодный отпуск.
Оплата труда. Охрана труда. Заработная плата в производственной сфере. Единая тарифная сетка (ЕТС).
Системы оплаты труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законов об охране труда. Охрана
труда и здоровья женщин и несовершеннолетних.
Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву. Ответственность по трудовому праву. Индивидуальные
и коллективные трудовые споры. Комиссия по трудовым спорам (КТС). Забастовки. Дисциплина труда. Правила
внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная и материальная ответственность работников. Порядок
возмещения ущерба.

Административное право
Административное право, понятие и источники. Административные правонарушения Административное
правовое регулирование. Административная ответственность. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Признаки и виды административных правонарушений.
Административные наказания, их виды. Подведомственность дел об административных правонарушениях.
Судебное производство по административным делам.

Уголовное право
Понятие и источники уголовного права. Принципы российского уголовного права. Уголовный кодекс РФ, его
особенности.
Понятие, признаки и состав преступления. Признаки преступления. Состав преступления. Категории
преступлений. Неоднократность преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив преступлений.
Виды преступлений. Преступления против личности; в сфере экономики; против общественной безопасности и
общественного порядка; против государственной власти; против военной службы; против мира и безопасности.
Компьютерные преступления.
Уголовная ответственность и наказание. Уголовное наказание, его цели и принципы. Виды наказания. Виды
наказания: основные и дополнительные.
Обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие наказание. Необходимая оборона. Крайняя
необходимость. Групповые преступления. Явка с повинной. Амнистия. Помилование.
Уголовная ответственность несовершеннолетних, ее особенности. Возраст уголовной
ответственности. Принудительные меры воспитательного воздействия.
Основы судопроизводства
Гражданское процессуальное право (гражданский процесс). Гражданско-правовые споры. Гражданское
процессуальное право, судебное разбирательство, его этапы и участники. Гражданский иск.
Особенности уголовного судопроизводства (уголовный процесс). Уголовно- процессуальный кодекс РФ.
Уголовно-процессуальное право. Уголовное судопроизводство, его стадии, участники и принципы. Приговор и его
обжалование.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Международное (публичное) право. Источники международного права. Принципы международного права.
Отрасли международного права. Международно-правовая ответственность.

Тематическое планирование.
10 класс.
1
2
3
4
5
6.
7
8
9.
10
11
12

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Происхождение государства и права. Государство, его признаки и
сущность.
Форма государства
Функции государства и государственный механизм
Гражданское общество и правовое государство. Верховенство
правового закона.
Понятие права. Признаки и функции права. Система права.
Право в системе социального регулирования
Источники права. Действие нормативно-правовых актов…
Правотворчество: понятие принципы, виды.
Правоотношения: понятия, структура. Юридические факты.
Правомерное поведение. Правонарушение: понятие и виды.
Юридическая ответственность: понятие, виды, основания
Совершенствование правовой культуры. Правовые системы
современности.
Повторение главы 1 «Теория государства и права».
Понятие конституции, её виды. Общая характеристика
Конституции РФ.
Основы конституционного строя РФ
Избирательное право. Избирательные системы и избирательный
процесс.
Федеративное государство
Президент РФ
Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума.
Законодательный процесс в РФ.
Правительство в РФ
Судебная власть в РФ. Прокуратура.
Местное самоуправление.
Правовой статус человека и гражданина в РФ
Права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Гражданские (личные) права
Политические права.
Экономические, социальные и культурные права. Право на
благоприятную окружающую среду.
Права ребёнка.
Нарушение прав человека.
Защита прав человека в мирное время.
Международная защита прав человека.
Повторение главы 3 «Права человека»
Итоговое повторение
Итоговое повторение.

П.1-2
П.3
П.4
П. 5-6
П. 7
П. 8
П. 9
П. 10
П. 12
П. 13
П. 14
П. 16-17
П. 1-17
П. 18-19
П. 20
П. 21-22
П. 23
П. 24
П. 25-26
П.27
П. 28
П.29
П. 30
П. 31
П. 32
П. 33
П. 34-35
П. 36
П. 37
П. 38
П. 39
П. 30-39

11 класс.
1
2
3
4
5
6.
7
8
9.
10
11
12

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Понятие и источники гражданского права. Гражданская
правоспособность и дееспособность.
Предпринимательство. Юридические лица, их формы.
Право собственности.
Наследование. Страхование. Обязательное право. Сделка.
Договоры.
Защита материальных и нематериальных прав.
Финансовое и налоговое право. Налоговые органы. Аудит.
Виды налогов. Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Налогообложение физических и юридических лиц.
РЕЗЕРВ
Повторение главы 4
по темам «Гражданское право» и «Финансовое право».
Понятие и источники семейного права.
Брак, условия его заключения и расторжения.
Права и обязанности супругов.
Права и обязанности родителей и детей.
Понятие и источники трудового права.
Коллективный договор. Трудовой договор.
Рабочее время и время отдыха. Оплата труда. Охрана труда.
Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву.
РЕЗЕРВ
Повторение главы 4
по темам «Семейное право» и «Трудовое право».
Понятие и источники административного права.
Административное правонарушение.
Административные наказания.
Понятие и источники уголовного права.
Понятие, признаки и состав преступления.
Виды преступлений.
Уголовная ответственность и наказание.
Обстоятельства, исключающие преступность деяния
Уголовная ответственность несовершеннолетних
РЕЗЕРВ
Повторение главы 4
по темам «Административное право» и «Уголовное право».
Гражданское процессуальное право (гражданский процесс)
Особенности уголовного судопроизводства
Международное (публичное) право
Повторение главы 4 «Основные отрасли российского права»
Итоговое повторение.

П. 40-41
П. 42
П. 43
П. 44-45
П. 46
П. 47
П. 48
П. 49
П. 40-49
П. 51
П. 52
П. 53-54
П. 55
П. 56
П. 57-58
П. 59
П. 51-59
П. 60
П. 61
П. 62
П. 63
П. 64
П. 65
П. 66
П. 67
П. 60-67
П. 68
П. 69
П. 70
П. 40-70


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».