ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по технологиям интегрирует знания по разным учебным предметам и является одной из базовых для формирования у обучающихся функциональной грамотности, технико-технологического, проектного, креативного и критического мышления на основе практико-ориентированного обучения и системно-деятельностного развития в реализации реализаций. Программа по технологиям знакомит обучающихся с различными технологиями, в том числе материальными, информационными, коммуникационными, когнитивными, техническими. В рамках освоения программы по технологиям происходит приобретение базовых навыков работы с современными технологиями, освоение современных технологий, знакомство с мировыми профессиями, самоопределение и ориентация обучающихся в сути трудовой деятельности. Программа по технологии робота раскрывает содержание, адекватное отражающее изменение жизненных реалий и обеспечивает профессиональную ориентацию и самоопределение личности, в том числе: компьютерное черчение, промышленный дизайн, 3D-моделирование, прототипирование, технологии масштабирования производства в области пространственной обработки материалов, аддитивные технологии, нанотехнологии, отехника и система автоматического управления; технологии электротехники, электроника и электроэнергетика, строительство, транспорт, агро- и биотехнологии, обработка пищевых продуктов. Программа по технологии конкретизирует содержание, предметные, метапредметные и личностные результаты. Стратегическими документами, определяющими направление прогрессивного развития и методов обучения, являются ФГОС ООО и Концепция преподавания предметной области «Технология». Основной целью освоения технологий является достижение технологической грамотности, предельной компетентности, творческого мышления. Задачами курса по технологиям являются: владение основами, навыками и опытом деятельности в предметной области «Технология»; применение трудовых методов и методов преобразования материи, энергии и информации в соответствии с поставленными преступниками, исходя из экономических, социальных, экологических, эстетических последствий, а также из соображений личной и общественной безопасности; поддержка у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, помощь предложению и продуманности новых технологических решений; условия использования обучения необходимы навыки в трудовой деятельности цифровых инструментов и программных сервисов, когнитивных инструментов и технологий; Развитие умений оценивает их профессиональные интересы и склонности в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности, методы работы определяют их профессиональные предпочтения. Технологическое образование обучающихся носит интегративный характер и строится на неразрывной взаимосвязи с трудовым процессом, создаёт возможность применения научно-теоретических знаний в преобразовательной продуктивной деятельности, включения обучающихся в реальные трудовые отношения в процессе созидательной деятельности, воспитания культуры личности во всех её проявлениях (культуры труда, эстетической Следовательно, технологической и других ее культур), самостоятельности, инициативности, предприимчивости, развития компетенций, обучающиеся осваивают новые виды труда и принимают нестандартные решения. Основной методический принцип программы по технологии: освоение сути и структуры технологии неразрывно связано с освоением процесса познания – построение и анализ надежных моделей. Программа по технологии построена по модульному принципу. Модульная программа по технологии – эта система логически завершённых блоков (модулей) обеспечивает материал, позволяющий достичь результатов, предусматривающих различные образовательные траектории её реализации. Модульная программа включает в себя инвариантные (обязательные) и вариативные модули. ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ Модуль «Производство и технологии» Модуль «Производство и технологии» является общим для рассмотрения другими модулями. Основные технологии раскрываются в модуле в системном виде, что позволяет осваивать их при внедрении в рамках других инвариантных и вариативных модулей. Особенностью современной техносферы является распространение технологического потребления в когнитивную область. Объектом-технологии разрабатываются фундаментальные элементы социума: данные, информация, знания. Преобразование данных в информации и информация в знаниях в условиях проявления феномена «больших данных» является одной из значимых и востребованных в профессиональной сфере технологий. Освоение содержания модуля осуществляется на протяжении всего курса обучения на уровне базового общего образования. Содержание модуля построено на основе постоянного знакомства учащихся с технологиями, технологиями, материалами, производством и профессиональной сферой. Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» В следующем примере описываются технологии обработки материалов по единой схеме: историко-культурное значение, экспериментальное свойство исследуемого материала, знакомство с инструментами, технологии обработки, организация рабочего места, правила безопасного использования инструментов и приспособлений, экологические последствия использования материалов и применения технологий. , а также характеризуют профессию, непосредственно связанную с добычей и обработкой данных материалов. Материалы и технологии для изучения, используемые в процессе выполнения учебного проекта, результатом которого будет производство продукции, используемое преподавателем. Модуль может быть представлен как проектный цикл по освоению технологий обработки материалов. Модуль «Компьютерная графика. Черчение» В рамках данной модуля обучающиеся знакомятся с алгоритмами и областями применения графической информации, с различными типами графических изображений и их элементов, учатся применять чертёжные инструменты, читать и выполнять чертежи на бумажном носителе с соблюдением основных правил, знакомятся с инструментами и условными графическими представлениями графических редакторов. , учатся создавать с их помощью тексты и рисунки, знакомятся со схемой конструкторской документации и графических моделей, владеют навыками чтения, выполнения и оформления сборных чертежей, ручными и сложными методами подготовки чертежей, эскизов и технических чертежей деталей, выполнения расчётов по чертежам. Приобретаемые в модуле знания и навыки необходимы для создания и освоения новых технологий, а также продуктов техносферы, и направлены на решение задач, обеспечивающих кадровый потенциал российского производства. Содержание модуля «Компьютерная графика. Черчение» может быть представлено, в том числе, и различать темами или блоками в других модулях. Ориентиром в данном случае будут приведены предметные результаты за год обучения. ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ Модуль «Автоматизированные системы» Модуль знакомит обучающихся с автоматизацией технологических процессов на производстве и в быту. Акцент сделан на изучении обеспечения управления переменными переменными и их практической реализации на примере простых технических систем. В результате освоения модуля участвующие разрабатывают индивидуальный или групповой проект, имитирующий работу автоматизированной системы (например, системы управления электродвигателем, освещением в помещении и т. д.). СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ Модуль «Производство и технологии» 6 КЛАСС Производственно-технологические задачи и способы их решения. Модели и моделирование. Виды машин и отношение. Моделирование технических устройств. Кинематические схемы. Конструирование изделий. Конструкторская документация. Конструирование и производство техники. Усовершенствование конструкции. Основы изобретательской и рационализаторской деятельности. Технологические задачи, решаемые в процессе производства и изготовления изделий. Соблюдение технологий и качества продукции (продукции). Информационные технологии. Перспективные технологии. Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» 6 КЛАСС Технологии обработки конструкционных материалов. Получение и использование металлов людьми. Рациональное использование, сбор и переработка вторичного сырья. Общие сведения о видах металлов и сплавов. Тонколистовой металл и проволока. Народные промыслы по обработке металла. Способы обработки тонколистового металла. Слесарный верстак. Инструменты для разметки, правки, резания тонколистового металла. Операции (основные): правка, разметка, резание, гибка тонколистового металла. Профессии, связанные с производством и обработкой металлов. Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из металла». Выполнение проектного изделия по технологической карте. Потребительские и технические требования к качеству готовой продукции. Оценка качества проектного изделия из тонколистового металла. Технологии обработки пищевых продуктов. Молоко и молочные продукты в питании. Пищевая ценность молока и молочных продуктов. Технологии приготовления блюд из молока и молочных продуктов. Определение качества молочных продуктов, правил хранения продуктов. Виды теста. Технологии приготовления разных видов теста (тестологии для вареников, песочное тесто, бисквитное тесто, дрожжевое тесто). Профессии, связанные с пищевым производством. Групповой проект по теме «Технологии обработки пищевых продуктов». Технологии обработки текстильных материалов. Современные текстильные материалы, их получение и свойства. Сравнение свойств тканей, выбор ткани с учетом условий эксплуатации изделия. Одежда, виды одежды. Мода и стиль. Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из текстильных материалов». Чертёж выкроек проектного швейного изделия (например, укладка для инструментов, сумка, рюкзак; изделие в механическом лоскутном пластике). Выполнение технологических операций по раскрою и пошиву проектного изделия, отдела изделия. Оценка качества изготовления проектного швейного изделия. Модуль «Компьютерная графика. Черчение» 6 КЛАСС Создание проектной документации. Основы выполнения чертежей с использованием чертёжных инструментов и приспособлений. Стандарты оформления. Предложение о графическом редакторе, компьютерной графике. Инструменты графического редактора. Создание эскиза в графическом редакторе. Инструменты для создания и редактирования текста в графическом редакторе. Создание печатной продукции в графическом редакторе. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения технологий на уровне базового общего образования у обучающегося формируются следующие личностные результаты по частям: 1) патриотического воспитания : глубокий интерес к истории и современному состоянию российской науки и технологий; ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных. 2) гражданского и духовно-нравственного воспитания : готовность к активному развитию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, границ с современными технологиями, в особенностях технологий четвёртой промышленной революции; осознание важности морально-этических преобразований в деятельности, связанной с реализацией технологий; понимание социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослых и социальные сообщества. 3) эстетического воспитания : восприятие эстетических качеств предметов труда; умение создавать эстетичные значимые изделия из различных материалов; понимание ценностей отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в декоративно-прикладном искусстве; осознание роли художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе. 4) ценности научного познания и практической деятельности : понимание ценностей науки как фундаментальных технологий; развитие интереса к исследовательской деятельности, внедрение достижений науки. 5) контроль культуры здоровья и эмоционального здоровья : осознание принципов безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами; уметь распознавать признаки угрозы и защищать личность от этих угроз. 6) трудового воспитания : уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей); ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивности, морально достойном труда в российском обществе; готовность к активному развитию в возможностях, возникающих практически в трудовых делах, задачах технологической и социальной направленности, возможности инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; умение ориентироваться в мире современных профессий; умение осознанно выбирать индивидуальную траекторию развития с учетом личных и общественных интересов, желаний; ориентация на достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности. 7) экологическое воспитание : воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между окружающей средой и техносферой; осознание пределов преобразовательной деятельности человека. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения технологий на уровне базового образования у обучающихся разрабатываются универсальные познавательные процессы, универсальные регулятивные процессы, универсальные коммуникативные процессы. Универсальные познавательные процессы Базовые логические действия: выявлять и характеризовать основные признаки проявления и рукотворных объектов; сохраненный признак классификации, поддержка обобщения и сравнения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру; выявлять причинно-следственные связи при изучении тенденций и процессов, а также процессов, происходящих в техносфере; Самостоятельно выбираются способы решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии. Базовые исследовательские действия : использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формировать запрос к информационной системе с получением ресурсов информации; оценить полноту, достоверность и актуальность полученной информации; опытным путем изучения свойств различных материалов; овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерений, изучать арифметические действия с приближенными величинами; строить и оценивать модели объектов, окружающей среды и процессов; уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения научных и познавательных задач; уметь правильно оценивать выполнение учебной задачи, собственные возможности ее решения; прогнозировать поведение технических систем, в том числе с учётом синергетических эффектов. Работа с информацией : выбрать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи; интерпретировать данные между данными, информацией и эффектами; владеть начальными навыками работы с «большими данными»; Владелец следующего преобразования данных в информацию, информация в знания. Регулятивные универсальные технологические действия Самоорганизация: уметь самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные методы решения научных и познавательных задач; уметь соотносить свои действия с приведенными результатами, изучать контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющимися изменениями; делать выбор и брать на себя ответственность за решение. Самоконтроль (рефлексия): дать адекватную оценку ситуации и предложить план ее изменений; объяснение причин достижений (недостижения) результатов приводной деятельности; вносить необходимые коррективы в работу по решению проблем или по отдельному проекту; оценить соответствие результата цели и условий и при необходимости скорректировать цель и процесс ее достижения. Умения принятия себя и других: Признавать свое право на ошибку при применении задачи или при реализации проекта, это то же самое право, другое, на аналогичную ошибку. Коммуникативные универсальные технологические действия У обучающихся развиваются навыки общения как часть коммуникативных универсальных научных действий: в ходе обсуждения материалов, планирования и выполнения учебного проекта; в рамках публичного показа результатов проектной деятельности; в ходе совместного решения задач с использованием облачных сервисов; в ходе общения с другими культурами, например, с электричеством. Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной работы в учебном проекте; понимать необходимость выработки знаково-символических средств как условия успешной проектной деятельности; уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника – участников совместной деятельности; владеть навыками постепенности своей точки зрения, используя при этом законы логики; уметь распознавать некорректную аргументацию. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Для всех модулей обязательные предметные результаты: - организовать рабочее место в соответствии с изучаемым продуктом; - соблюдать правила безопасного использования ручных и электрифицированных инструментов и оборудования; - грамотно и осознанно выполнять технологические операции в соответствии с изучаемым методом. Предмет результатов освоения содержания модуля «Производство и технологии» К окончанию обучения в 6 классе: называть и характеризовать машины и механизмы; конструировать, оценивать и использовать модели в познавательной и практической деятельности; Разработать новейшую технологическую, конструкторскую документацию для выполнения творческих проектных задач; решать сложные изобретательские, конструкторские и технологические задачи в процессе изготовления изделий из различных материалов; предлагать варианты модных конструкций; охарактеризовать предметы труда в различных видах материального производства; охарактеризовать виды современных технологий и определить перспективы их развития. Предмет результатов освоения содержания модуля «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» К окончанию обучения в 6 классе : характеризовать свойства конструкционных материалов; названные народные промыслы по обработке металлов; называть и характеризовать виды металлов и их сплавов; рассматривать, анализировать и сравнивать свойства металлов и их сплавов; классифицировать и характеризовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование; использовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование при обработке тонколистового металла, проволоки; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, технологического оборудования; обработка металлов и их сплавов слесарным способом; знать и называть пищевую ценность молока и молочных продуктов; определять качество молочных продуктов, называть правила хранения продуктов; название и выполнение технологии приготовления блюд из молока и молочных продуктов; название вида теста, технология приготовления разных видов теста; названные блюда готовятся из разных видов теста; называть виды одежды, характеризовать стили одежды; охарактеризовать современные текстильные материалы, их получение и свойства; выбирать текстильные материалы для изделий с учетом их свойств; самостоятельно выбирать выкроек швейного изделия; соблюдать порядок технологических операций при раскрое, пошивке и отделке продукции; выполнение технических проектов, соблюдение технологических процессов и технологии изготовления проектных изделий. Предмет результатов получения содержания модуля «Компьютерная графика. Черчение» К окончанию обучения в 6 классе : знать и выполнять основные правила выполнения чертежей с использованием чертёжных инструментов; знать и использовать для выполнения чертежей инструменты графического редактора; понимать смысл условных графических изображений, созданных с их помощью графических текстов; создавать тексты, рисунки в графическом редакторе. 6 КЛАСС ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Производство и технологии 1.1 Модели и моделирование 2 0 0 https://resh.edu.ru/subject/lesson/7078/start/257494/ 1.2 Машины дома и на производстве. Кинематические схемы 2 0 0 https://resh.edu.ru/subject/lesson/7079/start/257339/ 1.3 Техническое конструирование 2 0 0 https://resh.edu.ru/subject/lesson/7081/start/289099/ 1.4 Перспективы развития технологий 2 0 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/7081/start/289099/ Итого по разделу 8 Раздел 2. Компьютерная графика. Черчение 2.1 Компьютерная графика. Мир изображений 2 0 0 https://resh.edu.ru/subject/lesson/7081/start/289099/ 2.2 Компьютерные методы представления графической информации. Графический редактор 4 0 0 https://resh.edu.ru/subject/lesson/7081/start/289099/ 2.3 Создание печатной продукции в графическом редакторе 2 0 0 https://resh.edu.ru/subject/lesson/7088/start/257056/ Итого по разделу 8 Раздел 3. Технологии обработки материалов и пищевых продуктов Технологии обработки 3.1 конструкционных 2 0 1 материалов https://resh.edu.ru/subject/lesson/7088/start/257056/ 3.2 Способы обработки тонколистового металла 2 0 0 ttps://resh.edu.ru/subject/lesson/7089/start/258025/ 3.3 Технологии изготовления изделий из металла 6 0 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/7089/start/258025/ 3.4 Контроль и оценка качества изделий из металла. Мир профессий 4 0 0 https://resh.edu.ru/subject/lesson/7089/start/258025/ 3.5 Технологии обработки пищевых продуктов 4 0 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/7089/start/258025/ 3.6 Технологии обработки текстильных материалов. Мир профессий 4 0 3 https://resh.edu.ru/subject/lesson/7093/start/257151/ 3.7 Современные текстильные материалы, получение и свойства 2 0 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/7093/start/257151/ 3.8 Выполнение технологических операций по раскрою и пошиву швейного изделия 8 0 0 https://resh.edu.ru/subject/lesson/7093/start/257151/ 0 0 0 https://resh.edu.ru/subject/lesson/7093/start/257151/ 3.9 Итого по разделу Раздел 4. Робототехника 32 4.1 Мобильная робототехника 2 0 0 4.2 Роботы: конструирование и управление 4 0 0 4.3 Датчики. Назначение и функции различных датчиков 4 0 0 4.4 Управление движущейся моделью робота в компьютерноуправляемой среде 2 0 0 4.5 Программирование управления одним сервомотором 4 0 0 4.6 Основы проектной деятельности 4 0 3 0 11 Итого по разделу 20 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68