ИСТОРИЯ УГЛУБЛ 10

·
·

·
·

·

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории 10 класс составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО; на основе
основной образовательной программы основного общего образования, программы: В.А. Никонов, С.В. Девятов.
Примерная рабочая программа к учебнику в 2-х частях «История. История России 1914-начало XXI в.» Десятникова
М.А., примерная рабочая программа к учебному изданию В.В. Кириллова, М.А. Бравиной «История. История
России до 1914 года; Л.А. Суворова автор-составитель, под ред. Л.С. Белоусова. Программа и тематическое
планирование курса «Всеобщая история. Новейшая история. 1914 г. – начало XXI в.: 10-11классы» Базовый и
углубленный уровни/ М.: ООО «Русское слово».
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса издательство «Русское слово»:
«История. История России. 1914 г. — начало XXI в.: в 2 ч. 10 класс» / В.А. Никонов, С.В. Девятов, под науч. ред.
С.П. Карпова,- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020.; Н.В. Загладин, Л.С. Белоусов, под науч. ред. С.П.
Карпова,- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020.
Рассчитана на изучение углубленного курса истории 10 классов в течении 136 учебных часов из расчета 4 часа в
неделю.
Форма организации образовательного процесса:
Основные формы организации образовательного процесса: классно-урочная система(128 часов) и
дистанционная (8 часов).
Дистанционные уроки вводятся с целью корректировки программы при введении карантинных мер и при
потере часов в праздничные дни.
Дистанционная форма организации образовательного процесса используется на основании следующих
документов:
ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»
Постановление от 29.12.2010 № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий
Указ Губернатора Оренбургской области от 17.03.2020 № 112-ук "О мерах по противодействию распространению
в Оренбургской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)"
Дистанционные технологии используются на основе платформы Moodle «Лицей №1» г.Новотроицка Оренбургской
области, возможности СДО для организации онлайн-лекций и занятий: Skype, Zoom, Google classroom. СДО для
тестирования и выполнения заданий Skysmart, Решу ВПР, Решу ЕГЭ.
Уроки, как правило, проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий,
лабораторных работ, контрольных и самостоятельных работ, коллоквиумов и т.д. На уроке истории используются
следующие формы учебной работы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Реализация рабочей
программы рассчитана на использовании в учебном процесс элементов таких современных технологий как:
интерактивное обучение, метод проектов,
личностно-ориентированные, деятельностные, проблемноориентированные. Технологии, используемые в обучении: проблемное обучение, исследовательские методы в
обучении, проектные методы обучения, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа),
информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии личностноориентированного обучения.
Формы контроля.
Виды контроля:
Входной контроль: проводится на 2-3 неделе учебных занятий и осуществляется в форме контрольных работ.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса или с помощью
практических и лабораторных работ (компьютерного практикума).
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольных работ или
тестовых заданий, а также самостоятельных работ.
Промежуточный контроль осуществляется в конце года. Содержание и объем материала, подлежащего проверке в
контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность
усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Основные виды деятельности

· Слушание объяснений учителя. · Слушание и анализ выступлений своих товарищей. · Самостоятельная работа с
учебником.· Работа с научно-популярной литературой;· Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
· Написание рефератов и докладов. ·Выполнение заданий по разграничению понятий.· Систематизация учебного
материала.· Наблюдение за демонстрациями учителя. · Просмотр учебных фильмов.· Анализ графиков, таблиц,
схем. · Анализ проблемных ситуаций. · Работа с картой и контурной картой.·
Составление плана ответа по
теме.

Основное содержание курса.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. Новейшая история 1914-начало XXI века
Раздел 1. Мир накануне и в годы Первой мировой войны
Обострение противоречий мирового развития в начале XX в.: экономические кризисы XIX – начала XX в.,
соперничество ведущих стран мира за рынки сбыта, возникновение геополитики. Основные международные
противоречия. Наращивание военной мощи и создание военно -политических союзов. Завершение колониального
раздела мира. Колониальные империи: владения Великобритании, Германии, США, других государств. Пути
развития стран Азии , Африки и Латинской Америки : роль европейских государств в управлении Османской
империей , раздел территорий Китая , Таиланда ( Сиама ), Ирана на сферы влияния и его последствия ;
антиколониальные движения в государствах Востока; характерные черты политического, экономического и
социального развития стран Латинской Америки. Первая мировая война: причины, характер, этапы военных
действий, итоги войны.
Раздел 2. Межвоенный период (1918-1939)
Изменения в социальной структуре общества с наступлением индустриальной эпохи, рост городов. Формы
социальных отношений и их национальная специфика. Структура рабочего класса и развитие профсоюзного
движения. Становление социал - демократического движения. Появление ревизионистского и революционного
течений в социал -демократии. Обострение противоречий между ревизионистскими и революционными фракциями
социал -демократии. Их отношение к Первой мировой войне и революции 1917 года в России. Создание Коминтерна
и раскол профсоюзного движения. Углубление конфликта между коммунистами и социал -демократами в 1920- е –
начале 1930-х годов.
Зарождение конфликта между странами Антанты и Советской Россией. Мирный план В. Вильсона и
учреждение Лиги Наций. Создание Версальско - Вашингтонской системы. Пацифистские настроения в странах
Европы 1920-х годов. Советский Союз и Коминтерн на международной арене
Демократизация общественно -политической жизни и рост активности гражданского общества в странах
Запада в конце XIX – первой половине ХХ веке. Расширение роли государства в социальных отношениях. «Новый
курс» Ф.Д. Рузвельта в США и рост масштабов вмешательства государства в экономику. Кейнсианство – теория
социально ориентированного либерализма. Развитие консервативной идеологии в ХХ веке.
Идеология фашистских партий: общее и особенное в Германии и Италии. Установление фашистского
режима в Италии. Приход к власти А. Гитлера в Германии. Особенности внутренней политики гитлеровского
режима. Завоевательная программа фашизма и холокост. Тоталитарная диктатура и ее признаки. Полемика вокруг
концепции тоталитаризма в современной науке
Политика расширения колониальных империй после Первой мировой войны. Национально освободительные движения в колониальных и зависимых странах Азии и Северной Африки. Значение поддержки
СССР Турции, Ирана и Афганистана в борьбе с колонизаторами. Революция 1925—1927 годов и гражданская война
в Китае. Очаги военной опасности в Азии и Европе. Теория и практика создания системы коллективной
безопасности в Европе. Политика «умиротворения» агрессоров. Гражданская война в Испании 1936—1939 годов и
ее международные последствия. Мюнхенское соглашение и советско-германский Договор о ненападении.
Раздел 3. Вторая мировая война
Разгром Польши. Советско-финская война. Поражение Франции. Советско-германские отношения в 1939—
1941 годах. Нападение Германии на СССР. Создание антигитлеровской коалиции. Нападение Японии на США.
Перелом в ходе войны. Боевые действия в Средиземноморье, бассейне Тихого океана . Открытие второго фронта.
Освобождение Восточной Европы. Движение Сопротивления и его роль в войне. Разгром гитлеровской Германии и
милитаристской Японии. Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская война. Поражение Франции. Советско -германские
отношения в 1939—1941 годах. Нападение Германии на СССР. Создание антигитлеровской коалиции. Нападение
Японии на США. Перелом в ходе войны. Боевые действия в Средиземноморье, бассейне Тихого океана. Открытие
второго фронта. Освобождение Восточной Европы. Движение Сопротивления и его роль в войне. Разгром
гитлеровской Германии и милитаристской Японии. Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская 7 конференции о
послевоенном мирном урегулировании. Итоги Второй мировой войны. Роль Советского Союза в войне. Создание
ООН
Раздел 4. Соревнования социальных систем
Причины и предпосылки «холодной войны». «План Маршалла» и создание системы военно-политических
блоков. Первые военно -политические конфликты «холодной войны», Берлинский кризис 1948 г. Распространение
«холодной войны» на Азию. Гражданская война 1946—1949 гг. в Китае и образование КНР. Война в Корее 1950—
1953 гг. Поиски формулы «мирного сосуществования». Карибский кризис 1962 года и его последствия. Война в Юго
- Восточной Азии (1964—1973). Военное соперничество СССР и США. Итоги военного и экономического
соревнования СССР и США. Договоры и соглашения, уменьшившие риск ядерной войны. Разрядка в Европе и ее
значение. Обострение советско -американских отношений в конце 1970-х – начале 1980-х годов. «Новое
политическое мышление» и завершение «холодной войны».
Становление смешанной экономики в конце 1940-х – 1950- е годы. Придание рыночной экономике
социальной ориентации в 1950—1960-е годы. Методы проведения социальной политики. Причины кризисов в
развитых странах. Левые правительства и коммунисты в Западной Европе. Новые левые и их идеология.
Молодежные движения и кризис 1968 года во Франции. Леворадикальные террористические группировки.
Особенности неоконсервативной идеологии. Социально-экономическая политика неоконсервативных правительств.
Социальная опора неоконсерватизма. Особенности неоконсервативной модернизации в США и в странах
континентальной Европы. Этапы развития и новый облик социал-демократии. Идеология современной европейской

социал-демократии. США: от «третьего пути» к социально ориентированному неоконсерватизму. Старые и новые
массовые движения в странах Запада. Социалистический интернационал (Социнтерн), равные стартовые
возможности, «третий путь», социально ориентированный неоконсерватизм, движения гражданских инициатив,
новые демократические движения, феминистское движени , экологическое движение , « зелёные », движение
антиглобалистов , сетевые структуры . Этапы развития интеграционных процессов в Западной и и Центральной
Европе. Учреждение ЕЭС и его структура. Достижения и противоречия европейской интеграции. Углубление
интеграционных процессов и расширение ЕС. Интеграция в Северной Америке.
Переход стран Восточной Европы в орбиту влияния СССР. Советско-югославский конфликт и его причины.
Первые кризисы в странах Восточной Европы. Антикоммунистическая революция в Венгрии в 1956 году. События
1968 года в Чехословакии и «доктрина Брежнева». Углубление кризиса в восточноевропейских странах в начале
1980-х годов. Перестройка в СССР и перемены в Восточной Европе. Восточноевропейские страны после
социализма. Кризис в Югославии. Образование СНГ и проблемы интеграции на постсоветском пространстве.
Вооруженные конфликты в СНГ и миротворческие усилия России. Самопровозглашенные государства в СНГ.
Особенности развития стран СНГ. Характер и причины «цветных революций».
По пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке
Причины ослабления колониальных империй после Второй мировой войны. Формы освобождения от
колониализма. Проблемы выбора пути развития государств «Юга». Социалистическая ориентация и ее особенности.
Конфликты и очаги нестабильности в освободившихся государствах. Итоги первых преобразований, появление
новых индустриальных стран. КНР после завершения гражданской войны. Перемены в советско -китайских
отношениях. Внутрення и внешняя политика КНР в 1950—1970-е годы. «Большой скачок» и «культурная
революция». Прагматические реформы 1980-х годов и их итоги. Внешняя политика современного Китая. Япония
после Второй мировой войны: по пути реформ. Японское «экономическое чудо» и его истоки. Поиски новой модели
развития на рубеже XX–XXI веков. Опыт развития новых индустриальных стран (Южная Корея, Тайвань, Гонконг,
Сингапур). «Второй эшелон» НИС и их проблемы. Особенности послевоенного развития Индии, ее превращение в
один из мировых «центров силы». Исламские страны: общее и особенное. Истоки единства и разобщенности
исламского мира. Страны Центральной и Южной Африки: обострение проблем развития. Модернизационная
политика в Латинской Америке и ее итоги. «Экономическое чудо» в Бразилии. Истоки слабости диктаторских
режимов. Перонизм и демократия в Латинской Америке. Волна демократизации и рост влияния левых сил в
латиноамериканских странах конца ХХ века Интеграционные процессы в Латинской Америке.
Опыт осмысления исторических процессов. Новое в науке о человеке и развитие философии.
Изобразительное искусство и архитектура. Художественная литература, музыкальная жизнь, театр , кино . Новые
теории общественного развития. Церковь и общество в ХХ — начале XXI века. СМИ и массовая культура. Новые
направления в искусстве второй половины ХХ века. Контркультура и культура молодежного бунта. Подъём
национальных культур.
Проблемы мирового развития в начале третьего тысячелетия.
Угроза распространения ядерного оружия. Международный терроризм, его особенности и истоки.
Экологические проблемы.
История России
Раздел 1. Россия в годы «Великих потрясений» 1914–1921 гг.
Российская империя накануне революции. Россия в Первой мировой войне. Война и общество. Нарастание кризиса.
Российская революция 1917 г.: от Февраля к Октябрю. Приход к власти партии большевиков. Становление
советской власти. Начало Гражданской войны. В вихре братоубийственного противостояния. Россия в годы
«военного коммунизма». Общество в эпоху революционных потрясений. Культура и революция. Региональный
компонент.
Раздел 2. Советский Союз в 1920-1930-е гг.
Новая экономическая политика. Образование СССР и его международное значение. Модернизация экономики и
науки в 1930-х гг. Политическое развитие СССР в 1920–1930-е гг. Внешняя политика СССР в 1930-е гг. Культура и
искусство СССР в предвоенное десятилетие. Региональный компонент.
Раздел 3. Советский Союз в годы военных испытаний
СССР накануне войны. Начальный этап Великой Отечественной войны (июнь 1941 — осень 1941 г.). Битва за
Москву и блокада Ленинграда. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Война и общество. Во
вражеском тылу. Культура и наука в годы войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. СССР и вопросы
послевоенного мирового устройства. Победа: итоги и уроки. Региональный компонент.
Раздел 4. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг.
Советский Союз в последние годы жизни Сталина. Первые попытки реформ и XX съезд КПСС. Внешняя политика
СССР в 1945–1964 гг. Советское общество конца 1950-х — начала 1960-х гг. Духовная жизнь в СССР в 1950-е –
1960-е гг. Политика и экономика: от реформ к застою. СССР на международной арене. Углубление кризисных
явлений в СССР и формирование духовной оппозиции. Наука, литература и искусство. Спорт. 1960–1980-е гг.
Политика перестройки в сфере экономики. Развитие гласности и новое политическое мышление. Кризис и распад
советского общества. Региональный компонент.
Раздел 5. Российская Федерация в 1991-2016 гг.
Начало рыночных реформ в России в 1992 г. Политико-конституционный кризис 1993 г. Новая Конституция России.
Попытки корректировки курса реформ 1993–1996 гг. Национальные и социальные проблемы 1990-х гг. Второе
президентство Б.Н. Ельцина. 1996–1999 гг. Внешняя политика Российской Федерации в 1990-е гг. Политическое
развитие России в 2000–2016 гг. Модернизация экономики России в 2000–2008 гг. Российская экономика в 2009–
2016 гг. Социальное развитие России в 2000–2016 гг. Внешняя политика России в начале XXI в. Образование, наука
и культура России в конце XX — начале XXI вв. Региональный компонент.

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

·
·

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Предметные результаты
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные
предметные результаты изучения истории в 10 классе отражают
Выпускник научится:
рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;
определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
представлять культурное наследие России и других стран;
работать с историческими документами;
сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику; – критически анализировать
информацию из различных источников;
соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
использовать аудиовизуальный ряд как источник информации составлять описание исторических объектов и
памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет - ресурсов;
работать с хронологическими таблицами, картами и схемами; – читать легенду исторической карты;
владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
оценивать роль личности в отечественной истории;
ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории и существующих в науке их современных
версиях и трактовках.
Выпускник получит возможность научиться:
используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России,
других государств в Новейшее время;
использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение
принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); применять знания по истории России и своего
края при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

Название раздела
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. Новейшая история 1914-начало XXI века
Раздел 1. Мир накануне и в годы Первой мировой войны
Раздел 2. Межвоенный период (1918-1939)
Раздел 3. Вторая мировая война
Раздел 4. Соревнования социальных систем
История России
Раздел 1. Россия в годы «Великих потрясений» 1914–1921 гг.
Раздел 2. Советский Союз в 1920-1930-е гг.
Раздел 3. Советский Союз в годы военных испытаний
Раздел 4. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг.
Раздел 5. Российская Федерация в 1991-2016 гг.
Учебно-тематический план

Количество
часов
50
7
7
7
29
86
20
10
15
21
20

Программное обеспечение:
- Загладин Н.В., Белоусов Л.С. История. Всеобщая история. 1914-начало XXI века: учебник для
10-11 классов…,2020.
- Никонов В.А., Девятов С.В. История России…учебник для 10 классов в 2-х частях, 2020.

- Мединский В. Р., Торкунов А. В. История России 1914-1945 гг.,10 класс, Базовый уровень,
учебник, 2023 г.
- Блиев М.М., Бзаров Р.С. - История Осетии - 2000.
- История России с древнейших времен до конца XIX века. Итоговая аттестация. Типовые тестовые
задания. 10 класс. Чернова М.Н. (2012, 256с.)
- История. Тесты за курс 10 класса в формате ЕГЭ. Пазин Р.В. (2013, 176с.)

- Промежуточное тестирование. История России. 10 класс. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. (2015,
144с.)
- Атлас. 10 класс. История России 1914 год - начало XXI века. (2016, 40с.)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».