ИСТОРИЯ БАЗ.УР 10

Пояснительная записка
Данный курс предназначен для учащихся 10 класса средних общеобразовательных учебных
заведений, изучающих предмет во втором концентре исторического образования в средней школе
базового уровня.
Составлена рабочая учебная программа по истории на основе примерной
программы среднего ( полного) общего образования на профильном уровне по истории, по учебникам:
1) Загладин Н.В., Белоусов Л.С. История. Всеобщая история. 1914-начало XXI века: учебник для 10-11
классов 2020.
2) Никонов В.А., Девятов С.В. История России…учебник для 10 классов в 2-х частях, 2020.
Изучение истории на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на
достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений
учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных,
этнонациональных традиций, нравственных социальных установок, идеологических доктрин;
расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого
взаимодействия в истории;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного
мира, критически анализировать полученную информацию, определять собственную позицию по
отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически
возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философскоисторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к
продолжению образования в области гуманитарных дисциплин овладение умениями и навыками
комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации
исторической информации как основы решения исследовательских задач;
- формирование исторического мышления- способности рассматривать события и явления с точки
зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных
версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять
собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Задачи:
- расширить и систематизировать знания учащихся по истории зарубежных стран и отечественной
истории;
- совершенствовать навыки работы учащихся с учебником, дополнительными источниками; учить
давать объективные оценки историческим событиям прошлого;
- побудить к исследовательской и проектной работе по изучению отдельных страниц истории.
Программа рассчитана на 68 уч. часов при изучении истории (России и Всеобщей) 2 часа в неделю.
Всеобщая история-23 ч. и История России-45 ч.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
РАЗДЕЛ 1. ПУТИ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ИСТОРИИ (3 ч.)
Этапы развития исторического знания. Основы исторической науки. Россия во всемирной истории.
РАЗДЕЛ 2. ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ (4 ч.)
У истоков рода человеческого. Государства Древнего Востока. Цивилизация Древней Греции.
Древнеримская цивилизация. Культурно-религиозное наследие античной цивилизации.
РАЗДЕЛ 3. РУСЬ, ЕВРОПА И АЗИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА (22 ч.)
Европа в эпоху раннего Средневековья. Рождение исламской цивилизации. Славяне в раннем
Средневековье. Образование Древнерусского государства. Расцвет Древней Руси .Социальноэкономическое развитие Древней Руси. Политическая раздробленность Руси. Культура Руси X – начала
XIII в. Зарождение русской цивилизации. Католический мир на подъеме. Государства Азии в период
европейского Средневековья. Падение Византии. Монгольское нашествие на Русь. Русь между
Востоком и Западом. Политика Александра Невского. Западная Европа в XIV – XV вв. Европейская
культура, наука и техника в Средние века. Мир за пределами Европы в Средние века. Возвышение
новых русских центров и начало объединения русских земель вокруг Москвы. Эпоха Куликовской
битвы. По пути Дмитрия Донского. Междоусобная война на Руси.
На заре новой эпохи. Западная Европа: новый этап развития. Тридцатилетняя война и
буржуазные революции в Европе. Образование Русского централизованного государства. Правление
Ивана IV Грозного. Культура и быт России в XIV – XVI вв. Смутное время на Руси. Россия при первых
Романовых. Экономическое и общественное развитие России в XVII в. Россия накануне
преобразований. Культура и быт России в XVII в.

РАЗДЕЛ 4. РОССИЯ И МИР НА РУБЕЖЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ (КОНЕЦ XV – НАЧ. XVII В.) (10 ч.)
Промышленный переворот в Англии и его последствия. Эпоха Просвещения и просвещенный
абсолютизм. Государства Азии в XVII—XVIII вв.Россия при Петре I. Россия в период дворцовых
переворотов. Расцвет дворянской империи. Могучая внешнеполитическая поступь империи.
Экономика и население России во второй половине XVIII в. Культура и быт России XVIII в.
РАЗДЕЛ 5. РОССИЯ И МИР В ЭПОХУ ЗАРОЖДЕНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (9 ч.)
РАЗДЕЛ 6. РОССИЯ И МИР В КОНЦЕ XVII – НАЧАЛЕ XIX В. (20 ч.)
Война за независимость в Северной Америке. Великая французская революция и ее последствия для
Европы. Европа и наполеоновские войны. Россия в начале XIX века. Отечественная война 1812
г. Россия и Священный союз. Тайные общества. Реакция и революции в Европе 1820 – 1840-х
гг. Европа: облик и противоречия промышленной эпохи. Страны Западного полушария в XIX веке.
Гражданская война в США. Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Восток. Россия
при Николае I. Крымская вой. Воссоединение Италии и объединение Германии. Россия в эпоху реформ
Александра II. Правление Александра III . Общественно-политическое развитие стран Запада во второй
половине XIX века. Власть и оппозиция в России середины – конца XIX века . Наука и искусство в
XVIII—XIX вв. Золотой век русской культуры. Обобщение по курсу «История с древнейших времен до
конца XIX века». Итоговая контрольная работа по курсу «История с древнейших времен до конца XIX
века».
11 класс - 68 часов.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ МО РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и
примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования»;
с авторскими программами курсов «История России с древнейших времён до конца XIX в. для 11
класса общеобразовательных учреждений Сахарова А.Н., Боханова А. Н., Козленко С. И. (4-е изд. - М.:
ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009 года) и «Всеобщая история» (10-11 класс) Загладина Н.В.,
Козленко С.И., Загладиной Х.Т. (4-е изд., перераб.-М. : ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009 года.
Рабочая учебная программа по истории составлена на основе примерной программы среднего (
полного) общего образования на профильном уровне по истории, по учебникам:
1) Загладин Н.В., Белоусов Л.С. История. Всеобщая история. 1914-начало XXI века: учебник для 10-11
классов 2020.
2) Кирилов В.В., Бравина М.А. История России до 1914 года, М., 2021.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (включая материал по истории России и Всеобщей истории).
Общая характеристика учебного предмета, курса, описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета:
Изучение истории на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих
целей:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам
человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их
взаимосвязи и хронологической последовательности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными
источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися
культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и
ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в
межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Методы преподавания и учения






o
o
o
o
o





















Для реализации заявленных целей и задач в рамках курса используются следующие методы
преподавания и учения:
коммуникативный метод в преподавании , предполагающий организацию учебного общения как
средства освоения материала и общеучебных умений;
метод реализации учебных и образовательных проектов, предполагающий постановку практической
(прикладной, профессиональной) задачи, поиск средств ее решения (информационные ресурсы,
коммуникативные ресурсы и т.п.), определение порядка действий, предъявление продукта, анализ
результатов;
метод организации дискуссий и дебатов, ролевых игр, предполагающий подбор текстового
материала по определенной тематике (проблематике), формулировку личного отношения к проблеме в
тексте, предъявление собственных позиций, обсуждение вариантов решения проблемы в контексте
отрывка;
Формы работы: лекции, практикум, выступления с докладами или с содокладами, дополняющими
лекционные выступления учителя; семинар, тренинг, дискуссия, деловая игра.
Вид контроля:
контрольная работа по материалу
презентация своего короткого рассказа
написание анализа текста
выполнение творческих заданий по темам
написание эссе
Механизм оценивания результатов:
Владение фактами:
установление причин фактов
установление взаимосвязей между фактами
отличие основных фактов и фактов второстепенных
Владение проблематикой:
формулирование проблем по теме
умение отыскать возможные пути решения проблемы
Владение понятиями:
раскрытие содержания понятий
установление взаимосвязей между понятиями
практическое применение понятий
Владение правилами и приемами:
формулирование правил, требований, приемов
раскрытие содержания правил, требований, приемов
характеристика действий, связанных с применением правил, требований, приемов
Проверка навыков:
моделирование ситуаций, связанных с практическим выполнением действий, составляющих конкретное
умение
выполнение комплекса действий, составляющих определенное умение
самоанализ результатов выполнения подобных действий
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование
следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: диск
«Романовы», электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия. Краткая Российская энциклопедия,
ФОРМИРУЕМЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧЕНИКА
В результате изучения истории ученик должен
знать периодизацию всемирной и отечественной истории;
знать основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность
отечественной и всемирной истории XX – начала XXI века и выдающихся деятелей истории;
знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического
развития;
знать изученные виды исторических источников;





















особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;
уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных
учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов,
границы государств, города, места значительных исторических событий;
обладать навыком поиска нужной информации по заданной теме, извлечения необходимой информации
из различных знаковых систем (схемы, таблиц, графиков и т.д.)
выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
уметь анализировать исторические явления, процессы факты;
группировать исторические явления и события по заданному признаку;
владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь,
формулировать вопрос, сжато давать ответ;
уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание
необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на
основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной
монологической форме;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов,
рецензий;
уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между
ними;
выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории XX – начала XXI
века, достижениям культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для;
уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.
осознать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного,
конфессионального сообщества, гражданина России.
Требования к уровню подготовки учащихся 11 классов:
должны знать/понимать:
Факты, явления, процессы, понятия, характеризующие целостность исторического процесса;
Особенности исторического, социологического, политологического, культурологического анализа
событий, явлений, процессов прошлого;
Взаимосвязь и особенности истории России и мира;
Периодизацию отечественной и всемирной истории;
Современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
Особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
должны уметь:
Проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
Критически анализировать источник исторической информации;
Систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об
общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта,
таблица, схема);
Формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач;
Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по
обсуждаемым вопросам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
Определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;
Использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне
социальной информации;

Соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически сложившимися формами
социального поведения;
Осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного,
конфессионального сообщества, гражданина России.
владеть компетенциями: информационной, коммуникативной, рефлексивной, познавательной.
Содержание программы (68 ч)
Раздел I. От Древней Руси к Российскому государству
Введение
Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического
процесса. Факторы самобытности российской истории. Интерпретации и фальсификации истории
России. Исторические источники. Архивы – хранилища исторической памяти.
Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности
Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества.
Народы Сибири и Дальнего Востока в древности. Государства Причерноморья в эллинистическую
эпоху.
Тема 2. Восточная Европа в середине I тысячелетия н.э.
Великое переселение народов. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху переселения народов.
Дискуссии о славянской прародине, происхождении славян и этимологии слова «Русь». Восточные
славяне и их соседи. Хозяйство восточных славян. Общественный строй и политическая организация
восточных славян. Традиционные верования.
Тема 3. Образование государства Русь
Предпосылки и особенности формирования государства Русь. Дискуссии о происхождении государства
Русь. Формирование княжеской власти (князь, дружина, полюдье). Объединение северных и южных
земель, перенос столицы в Киев. Внутренняя и внешняя политика первых русских князей.
Формирование территории государства Русь.
Тема 4. Расцвет государства Русь
Русь при Владимире Святославиче. Крещение Руси: причины и значение. Внутренняя и внешняя
политика Ярослава Мудрого. Русская Правда – первый письменный свод законов государства Русь.
Последняя попытка сохранения единства. Любечский съезд князей 1097 г. Княжение Владимира
Мономаха.
Тема 5. Социально-экономические отношения в Древней Руси
Дискуссии об общественном строе государства Русь. Управление и социальная структура
древнерусского общества. Экономическое развитие государства Русь: сельское хозяйство, развитие
ремёсел, торговли и градостроительства.
Тема 6. Культура Древней Руси
Становление древнерусской культуры. Специфика ранней русской культуры. Начало летописания.
Распространение грамотности. Литература Древней Руси: жанры и основные произведения. Развитие
архитектура и изобразительного искусства.
Тема 7. Формирование системы земель – самостоятельных государств
Причины и начало политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель –
самостоятельных государств. Характеристика основных земель Руси: Владимиро-Суздальская земля,
Великий Новгород, Галицко-Волынская земля. Развитие культуры в русских землях в середине XII –
начале XIII в.: формирование региональных центров. Летописание и его центры. «Слово о полку
Игореве». Развитие местных художественных и архитектурных школ.
Тема 8. Монгольское нашествие и установление зависимости Руси от ордынских ханов
Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Нашествие на Русь. Русские земли
и Золотая Орда: оценки и формы зависимости русских земель ордынских ханов. Борьба с экспансией
крестоносцев на западных границах Руси: Невская битва и Ледовое побоище. Александр Невский.
Тема 9. Борьба за лидерство на Руси и начало объединительных процессов
Образование Московского княжества и политика московских князей. Противостояние Москвы и Твери.
Усиление Московского княжества. Иван Каита. Народные выступления против ордынского господства.
Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.
Тема 10. Культура русских земель в XIII–XIV вв.

Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях. Роль православной
церкви в формировании духовного единства русских земель. Сергий Радонежский. Летописание и
литература. Архитектура и живопись. Феофан Грек, Андрей Рублёв.
Тема 11. Народы и государства Степи и Сибири в XIII–XV вв.
Золотая Орда: политический строй и социально-экономическое развитие. Распад золотой Орды и его
влияние на политическое развитие русских земель. Образование татарских ханств (Казанское,
Крымское, Сибирское, Астраханское, Касимовское ханства, Ногайская Орда), их отношения с
Московским государством. Народы Северного Кавказа и Причерноморья.
Тема 12. Русские земли в первой половине ХV в.
Русские земли в составе Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель.
Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти ХV в. Новгород и Псков в XV в.
Тема 13. Завершение процесса объединения русских земель
Предпосылки объединения русских земель в единое государство. Основные направления политики
Ивана III. Присоединение Новгорода и Твери Освобождение Руси от ордынской зависимости. Принятие
общерусского Судебника. Расширение международных связей Московского государства. Складывание
теории «Москва – Третий Рим». Государственные символы единого государства.
Тема 14. Культурное пространство единого Русского государства
Особенности развития русской культуры в XV в. Падение Византии и установление автокефалии
Русской православной церкви. Возникновение ересей. Иосифляне и нестяжатели. Просвещение.
Основные жанры и сюжеты литературы XV в. Развитие архитектуры и изобразительного искусства.
Московский Кремль. Дионисий. Повседневная жизнь.
Раздел II. Россия в XVI – XVII вв.: от Великого княжества к Царству
Тема 15. Россия в ХVI в. Иван IV Грозный
Василий III и завершение объединения русских земель. Социальная структура Московского
государства. Регентство Елены Глинской. Начало правления Ивана IV. Установление царской власти.
Избранная Рада. Реформы 1550-х гг. и их значение. Опричнина: причины, сущность, последствия.
Дискуссии о характере опричнины. Земские соборы. Стоглавый собор. Внешняя политика Московского
царства в ХVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири.
Ливонская война, её итоги и последствия.
Тема 16. Россия в конце XVI в.
Царь Фёдор Иванович. Внутренняя и внешняя политика России в конце XVI в. Учреждение
патриаршества. Дальнейшее закрепощение крестьян. Исторические концепции закрепощения крестьян.
Тема 17. Культура Московской Руси в XVI в.
Особенности культуры в XVI в. Просвещение. Начало книгопечатания и его влияние на общество.
Литература: публицистика, исторические повести. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и
нравах. Архитектура. Живопись и декоративно-прикладное искусство.
Тема 18. Смута в России
Сущность Смутного времени начала XVII в. в оценках историков. Причины Смуты. Феномен
Самозванства. Пресечение династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Характеристика
основных этапов Смуты. Борьба против интервенции сопредельных держав. Подъём национальноосвободительного движения. Народные ополчения. К. Минин и Д.М. Пожарский. Воцарение династии
Романовых и завершение Смуты.
Тема 19. Россия при первых Романовых
Последствия Смутного времени. Правление Михаила Фёдоровича. Экономическое развитие России в
XVII в. Царь Алексей Михайлович. Система государственного управления. Соборное уложение 1649 г.
Оформление сословного строя. Окончательное закрепощение крестьянства. Правление царя Фёдора
Алексеевича. Отмена местничества. Стрелецкое восстание 1682 г.
Тема 20. Церковный раскол и народные движения в XVII в.
Реформы патриарха Никона и церковный раскол. Старообрядчество, протопоп Аввакум. «Бунташный
век»: причины, формы, участники народных движений XVII в. Городские восстания. Восстание под
предводительством С. Разина: причины, участники, ход, итоги и последствия.
Тема 21. Внешняя политика России в XVII в.
Борьба за ликвидацию последствий Смуты: Смоленская и русско-шведская войны. Освободительная
война 1648–1654 гг. под руководством Б.М. Хмельницкого. Вхождение Левобережной Украины в

состав России. Русско-польская война 1654–1667 гг. Противостояние Крыму и Турции на южном
направлении. Завершение присоединения Сибири. Нерчинский договор с Китаем.
Тема 22. Культура России в XVII в.
Русская культура на пороге Нового времени. Просвещение. Славяно-греко-латинская академия.
Накопление научных знаний. Последние летописи. Новые жанры в литературе. Зодчество и
изобразительное искусство. Быт и нравы допетровской Руси.
Раздел III. Россия в конце XVII – XVIII в.: от Царства к Империи
Тема 23. Начало эпохи Петра I
Необходимость и предпосылки преобразований. Регентство царевны Софьи. Стрелецкие восстания.
Начало правления Петра I. Личность Петра Алексеевича.
Тема 24. Северная война и военные реформы
Причины и начало Северной войны. Военная реформа и реорганизация армии: создание флота,
рекрутские наборы, гвардия. Основание Санкт-Петербурга. Продолжение и итоги Северной войны.
Провозглашение России империей.
Тема 25. Преобразования Петра I
Реформы в экономической сфере. Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд.
Денежная и налоговая реформы. Подушная подать (ревизии). Изменение социального статуса сословий
и групп. Табель о рангах. Указ о единонаследии. Унификация социальной структуры города. Реформы
государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Областная
(губернская) реформа. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея. Социальные и
национальные движения первой четверти XVIII в. Культура и нравы Петровской эпохи. Оценки
петровских реформ в исторической литературе.
Тема 26. После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов»
Причины и сущность дворцовых переворотов. Фаворитизм. Внутренняя политика российских монархов
в 1725–1762 гг. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Экономическая
и финансовая политика российских монархов эпохи «дворцовых переворотов». Внешняя политика.
Россия в Семилетней войне 1756–1763 гг.
Тема 27. Российская империя при Екатерине II
Просвещённый абсолютизм: содержание и особенности. Национальная и религиозная политика
Екатерины II. Губернская реформа 1775 г. «Золотой век» российского дворянства. Сословная политика
Екатерины II. Жалованные грамоты дворянству и городам. Усиление крепостничества. Экономическая
политика Екатерины II.
Тема 28 Восстание под предводительством Е.И. Пугачёва
Причины, цели и состав участников восстания. Ход восстания. Итоги и значение восстания.
Тема 29. Россия в мировой и европейской политике во второй половине XVIII в.
Основные направления внешней политики Екатерины II. Борьба за выход к Чёрному морю: русскотурецкие войны второй половины XVIII в. и их итоги. Присоединение Крыма и Северного
Причерноморья. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Россия и
Французская революция.
Тема 30. Российская империя при Павле I
Личность и взгляды Павла I. Внешняя политика Павла I: участие России в антифранцузских коалициях,
Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова, военные экспедиции Ф.Ф. Ушакова. Внутренняя
политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Изменения в сфере местного управления.
Унификация и регламентация в жизни общества. Ставка на мелкопоместное дворянства. Политика в
отношении крестьян. Экономическая политика Павла I. Заговор и свержение императора.
Тема 31. Культурное пространство Российской империи
Просвещение и его влияние на российскую культуру. Сословный характер образования. Становление
отечественной науки. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Русские изобретатели.
Деятельность Вольного экономического общества. Исследовательские экспедиции. Литература:
основные направления, жанры, писатели. Общественно-политическая мысль. Архитектура и
скульптура. Живопись и театр.
Раздел IV. Российская империя в XIX – начале ХХ в.
Тема 32. Россия в начале ХIХ в.

Общая характеристика экономического развития Российской империи в начале XIX в. Население
России в начале XIX в.: основные сословия и социальные группы и их положение. Император
Александр I и его окружение. «Дней Александровых прекрасное начало». Реформы начала
царствования. Проекты Сперанского и конституционные замыслы верховной власти. Создание
министерств и Государственного совета.
Тема 33. Основные направления и задачи внешней политики. Отечественная война 1812 г.
Основные цели и направления внешней политики России при Александре I. Участие России в
антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Континентальна блокада.
Присоединение к России Финляндии. Бухарестский мир с Турцией. Начало Отечественной войны 1812
г.: причины, планы сторон, основные сражения начального этапа войны. Бородинская битва.
Патриотический подъём народа. Герои Отечественной войны 1812 г. Завершение войны. Заграничные
походы русской
Тема 34. Внутриполитический курс Александра I
Самодержавие и крестьянский вопрос. Указ о вольных хлебопашцах. Изменение внутриполитического
курса. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Итоги внутренней политики Александра I.
Тема 35. Движение декабристов
Предпосылки возникновения движения декабристов, идейные основы и цели. Первые тайные
организации, их участники. Южное и Северное общества. «Русская правда» П.И. Пестеля и
«Конституция» Н.М. Муравьёва. Выступления декабристов в Санкт-Петербурге и на юге, их итоги.
Значение движения декабристов.
Тема 36. Правление Николая I: политика государственного консерватизма
Преобразование и укрепление государственного аппарата. Политическая полиция и цензура.
Кодификация законов. Политика в области просвещения.
Тема 37. Социальная и экономическая политика Николая I
Политика в отношении дворянства. Крестьянский вопрос. Реформа управления государственными
крестьянами П.Д. Киселёва. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные
последствия. Первые железные дороги. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина.
Тема 38. Общественная мысль в 1830-1850-е гг.
Охранительное направление. Теория официальной народности. Оппозиционная общественная мысль.
Славянофилы и западники. Революционно-социалистическое течение. Общество петрашевцев.
Тема 39. Внешняя политика России во второй четверти XIX в.
Основные направления внешней политики. Борьба с революционным движением в Европе. Кавказская
и русско-иранская войны. Восточный вопрос. Крымская война 1853-1855 гг.: причины, участники,
основные сражения. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне.
Тема 40. Культура России в первой половине XIX в.
Образование и книжное дело. Географические экспедиции и их участники. Открытие Антарктиды
русскими мореплавателями. Развитие науки: учёные, их открытия и труды. Золотой век русской
литературы: писатели и их произведения. Театр и музыка. Архитектура и скульптура: стили,
архитекторы, скульпторы и их произведения. Живопись: стили, жанры, художники.
Тема 41. Отмена крепостного права в России
Император Александр II и его окружение. Необходимость и предпосылки реформ. Подготовка
крестьянской реформы. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены
крепостного права.
Тема 42. Реформы 1860–1870-х гг.
Земская и городская реформы: основные принципы и положения. Судебная реформа. Реформы в
области образования. Военные реформы.
Тема 43. Социально-экономическое развитие пореформенной России
Сельское хозяйство после отмены крепостного права: основные черты и векторы развития. Развитие
промышленности и торговли. Изменения в социальной структуре общества. Положение основных слоёв
населения Российской империи.
Тема 44. Общественные движения второй половины XIX в.
Подъём общественного движения после поражения в Крымской войне. Консервативные и либеральные
течения общественной жизни. Политика лавирования Радикализм. Народническое движение:

идеология, организации и тактика. «Хождение в народ». Начало рабочего движения. Распространение
марксизма. Зарождение российской социал-демократии.
Тема 45. Народное самодержавие Александра III
Начало правления Александра III. Манифест о незыблемости самодержавия. Ограничительная политика
в сферах печати, образования и судебного производства. Изменения в земском и городском
самоуправлении. Укрепление общинных порядков в деревне. Национальная политика. Возрастание
роли государства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию промышленности.
Завершение промышленного переворота и его последствия. Экономические и финансовые реформы.
Разработка рабочего законодательства.
Тема 46. Внешняя политика России во второй половине XIX в.
Основные направления внешней политики при Александре II. «Союз трёх императоров». Русскотурецкая война 1877-1878 гг. Роль России в освобождении балканских народов. Присоединение
Средней Азии. Дальневосточная политика России. Продажа Аляски. Внешняя политика при Александре
III. Ослабление влияния России на Балканах. Российско-германские отношения. Сближение России и
Франции. Азиатская политика.
Тема 47. Культура России во второй половине XIX в.
Развитие образования. Печать и книжное дело. Развитие российской науки: достижения российских
учёных, их вклад в мировую науку и технику. Литература: стили, жанры, общественное звучание
литературы. Театр и музыка. Живопись. Архитектура и скульптура.
Тема 48. На пороге нового века: динамика и противоречия социально-экономического развития
Особенности промышленного и аграрного развития на рубеже XIX–XX вв. Политика модернизации
«сверху». С.Ю. Витте. Государственный капитализм. Аграрный вопрос. Формирование монополий.
Иностранный капитал в России. Политическая система. Император Николай II и его воззрения.
Социальная структура общества, положение основных групп населения.
Тема 49. Русско-японская война 1904-1905 гг.
Политика России на Дальнем Востоке. Причины, начало и ход военных действий. Портсмутский мир.
Воздействие войны на общественно-политическую жизнь страны.
Тема 50. Общественное движение в России в начале XX в.
Образование политических партий. Социалистические (революционные) политические партии.
Либеральные политические партии. Консервативные (традиционалистские) политические партии.
Тема 51. Первая российская революция (1905-1907)
Первая российская революция: причины и характер. Начало революции: «кровавое воскресенье».
Основные события революции: возникновение Советов, восстания в армии и на флоте, всероссийская
политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Начало российского парламентаризма. Итоги и
значение первой российской революции.
Тема 52. Общество и власть после революции. Столыпинские реформы
Правительственная программа П.А. Столыпина. Третьеиюньская политическая система. Аграрная
реформа: цели, осуществление, итоги реформы.
Тема 53. Культура России в начале XX в.
Особенности русской культуры на рубеже XIX–XX вв. Народное образование. Печать и книжное дело.
Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Развитие литературы: от реализма к
модернизму. Поэзия Серебряного века. Драматический театр: традиции и новаторство. Русский балет.
«Русские сезоны» С.П. Дягилева. Музыка и кинематограф. Живопись: традиции реализма, «Мир
искусства», авангардизм. Архитектура и скульптура.
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Виды и формы контроля, сведения о системе оценивания.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с уставом образовательного учреждения.
Контроль дает возможность увидеть ошибки, оценить результаты, осуществить коррекцию знаний и
навыков; позволяет повысить мотивацию, инициирует творческую деятельность, является средством
обучения и развития. Он должен быть естественным продолжением обучения.
Дидактические принципы: системность, последовательность, доступность, дифференцированность;
опора на базовые знания; содружество в совместной деятельности педагога и учащихся;

индивидуально-ориентированный подход; гуманизация воспитания и обучения; преемственность,
традиции; творчество и вариативность;
Предусмотрен входной, промежуточный и итоговый контроль, также текущий контроль. Виды
текущего контроля опрос; наблюдение; самоконтроль; взаимопроверка и взаимный контроль; беседа с
элементами опроса; тестирование; защита рефератов; работа с контурными картами; проблемные
семинары.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
История. 11 класс.
1. Загладин Н. В., Петров Ю. А. «История - конец ХIХ – начало ХХI века», 11 класс. базовый уровень,
М., «Русское слово», 2015 г. 448 с. – Инновационная школа.
2. История мировой культуры [Текст] : справочник школьника. – М., 1996.
3. 1000 вопросов и ответов по истории [Текст] : учеб. пособие / под общ. ред. Л. Н. Алексашкиной. – М.
: АСТ, 1996.
Рекомендуются также: сборники КИМов; методика подготовки к ЕГЭ; сборники из серии «Репетитор»;
тренировочные задания; сборники заданий; CD-диск «История. Подготовка к ЕГЭ».
Печатные пособия.
Таблицы по истории России и всеобщей истории XX – начала XXI века (синхронистические,
хронологические, сравнительные, обобщающие).
Схемы по истории России и всеобщей истории XX – начала XXI века (отражающие причинноследственные связи, системность ключевых событий, явлений и процессов истории).
Диаграммы и графики, отражающие статистические данные по истории России и всеобщей истории XX
– начала XXI века.
Портреты выдающихся деятелей истории СССР, Ро ссии и всеобщей истории XX – начала XXI века.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».