ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 5 класса основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка», Примерной программы воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационновыразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщённости, с другой — глубокая степень психологической вовлечённости личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством. Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур. Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком — подсознательном — уровне. Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым. Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие ребёнка, формирование всей системы ценностей. Рабочая программа позволит учителю: — реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования; — определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной образовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию); Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. №2/20); — разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программе примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности. Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество). В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям: 1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы; 2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации; 3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности. Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются: 1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания. 2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на человека. 3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия. 4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей. 5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе: а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки; аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением); б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах); в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных продуктов); г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование и др.); д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали, представления); е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства. 6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре. Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания. Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения: модуль № 1 «Музыка моего края»; модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Европейская классическая музыка»; модуль № 5 «Русская классическая музыка»; модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»; модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»; модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»; модуль № 9 «Жанры музыкального искусства». МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно. Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 5 классе составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю). ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов всего контрольные практические работы работы Дата Виды, формы изучения контроля 1. " Что стало бы с музыкой ,если бы не было литературы".Искусство в нашей жизни. 1 0 0 05.09.2022 Устный опрос; 2. Что я знаю о песне? 1 0 0 12.09.2022 Устный опрос; 3. Как сложили песню? 1 0 0 19.09.2022 Устный опрос; 4. Песни без слов. 1 0 0 26.09.2022 Устный опрос; 5. Опера.Балет. 1 0 0 03.10.2022 Устный опрос; 6. Жанр кантаты. 1 0 0 10.10.2022 Устный опрос; 7. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов . 1 1 0 24.10.2022 Тестирование; 8. "Что стало бы с литературой ,если бы не было музыки". Музыкаглавный герой сказки. 1 0 0 07.11.2022 Устный опрос; 9. Почему сказки и песни есть у всех народов мира? 1 0 0 14.06.2022 Устный опрос; 10. Музыка главный герой басни. 1 0 0 21.11.2022 Устный опрос; 11. Чудо музыки в повестях К.Паустовского. 1 0 0 28.11.2022 Устный опрос; 12. Музыка в кино. 1 0 0 05.12.2022 Устный опрос; 13. Путешествие в музыкальный театр" Мюзикл" 1 0 0 12.12.2022 Устный опрос; 14. Музыка профессиональных копозиторов Осетии 1 0 0 19.12.2022 Практическая работа; 15. Обобщающий урок 1 полугодия. 1 1 0 26.12.2022 Тестирование; 16. "Музыка и 1 изобразительное искусство".Что роднит музыку с изобразительным искусством. 0 0 09.01.2023 Устный опрос; 17. Небесное и земное в 1 звуках и красках. И. С.Бах. 0 0 16.01.2023 Устный опрос; 18. Богатырские образы в искусстве. 1 0 0 23.01.2023 Устный опрос; 19. Музыкальная живопись и живописная музыка. 2 0 0 30.01.2023 Устный опрос; 20. Выразительные возможности и её изобразтильности. 0 0 0 06.02.2023 Устный опрос; 21. Звать через прошлое к настоящему. 2 0 0 13.02.2023 Устный опрос; 0 0 0 20.02.2023 Устный опрос; 23. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. 2 0 0 27.02.2023 Устный опрос; 24. Выразительные возможности скрипки.Н. Паганини. 0 0 0 06.03.2023 Устный опрос; 25. Волшебная палочка дирижёра. 1 0 0 13.03.2023 Устный опрос; 26. Урок закрепления новых знаний. 1 1 0 20.06.2022 Тестирование; 27. Застывшая музыка. 1 0 0 03.04.2023 Устный опрос; 28. Полифония в живописи и в 1 музыке.И.С.Бах. 0 0 10.04.2023 Устный опрос; 29. О подвигах , о доблести и славе... 1 0 0 17.04.2023 Устный опрос; 30. Музыка на мольберте. 2 0 0 24.04.2023 Устный опрос; 31. Урок плакат к Дню Победы. 0 0 0 08.05.2023 Устный опрос; 32. Импрессионизм в музыке.К.Дебюсси 1 0 0 15.05.2023 Устный опрос; 22. Кантата"Александр Невский" "С.С.Прокофьев 33. Мир композитора.С веком наравне. 1 0 0 22.05.2023 Устный опрос; 34. Заключительный урокобобщение. 1 0 0 29.05.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Алеев "Искусство. Музыка. 5 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС". Музыка. 5 класс. Учебник - Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Электронные источники. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Алеев "Искусство. Музыка. 5 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС". Музыка. 5 класс. Учебник - Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Электронные источники. Хрестоматия. Музыка. Сборник песен. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. https://www.youtube.com/watch?v=ZJ3YdFqCtQM 2. "https://infourok.ru/prezentaciya_po_muzyke_na_temu-107850.htm". 3. "https://www.youtube.com/watch?v=fLYDcDXs-xQ". 4. "https://infourok.ru/prezentaciya-urok-muziki-v-klasse-po-teme-nebesnoe-i-zemnoe-v-zvukah-i-kraskah3810234.html". 5. "https://infourok.ru/prezentaciya-po-muzike-kantata-aleksandr-nevskiy-klass-1240862.html". 6."https://www.youtube.com/watch?v=iVDKeI678hs". 7. "https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-muziki-o-podvigah-o-doblesti-o-slave-klass-2019453.html". 8. "https://www.youtube.com/watch?v=aw8URS-5cRE". МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбук, аудиосистема, видеопроектор, баян , ноты.