МУЗЫКА 5КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 5 класса основного общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка»,
Примерной программы воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех
культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационновыразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и
мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень
обобщённости, с другой — глубокая степень психологической вовлечённости личности. Эта
особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека,
гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через
занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как
целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное
значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего
понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других
народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и
смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях
великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете
целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы
являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему
мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком —
подсознательном — уровне.
Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса
психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к
распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать
индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает
его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере
эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом
музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие
ребёнка, формирование всей системы ценностей.
Рабочая программа позволит учителю:
— реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
— определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного
предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО (утв. приказом

Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и
дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной
образовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от
04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. №2/20);
— разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного
региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программе
примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также
предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его
психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений,
моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве
эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального
искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и
народов, эффективного способа автокоммуникации;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт
эмоционально-эстетического переживания.
2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития
музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом
обществе, специфики её воздействия на человека.
3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание
уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность
парадигме сохранения и развития культурного многообразия.
4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального
искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных
музыкальных стилей.
5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных
умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки;

аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным
произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных
инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных
инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в
том числе с использованием цифровых программных продуктов);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное
моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали,
представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для
активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства
родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной
музыкальной культуре.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает
вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и
методов освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального
образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на
протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;
модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является
обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно.
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность
обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на
межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное
искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 5 классе составляет 34 часа (не
менее 1 часа в неделю).

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Дата
Виды, формы
изучения контроля

1.

" Что стало бы с музыкой
,если бы не было
литературы".Искусство в
нашей жизни.

1

0

0

05.09.2022 Устный опрос;

2.

Что я знаю о песне?

1

0

0

12.09.2022 Устный опрос;

3.

Как сложили песню?

1

0

0

19.09.2022 Устный опрос;

4.

Песни без слов.

1

0

0

26.09.2022 Устный опрос;

5.

Опера.Балет.

1

0

0

03.10.2022 Устный опрос;

6.

Жанр кантаты.

1

0

0

10.10.2022 Устный опрос;

7.

Особенности восприятия
музыкального фольклора
своего народа и других
народов .

1

1

0

24.10.2022 Тестирование;

8.

"Что стало бы с
литературой ,если бы не
было музыки". Музыкаглавный герой сказки.

1

0

0

07.11.2022 Устный опрос;

9.

Почему сказки и песни
есть у всех народов мира?

1

0

0

14.06.2022 Устный опрос;

10. Музыка главный герой
басни.

1

0

0

21.11.2022 Устный опрос;

11. Чудо музыки в повестях
К.Паустовского.

1

0

0

28.11.2022 Устный опрос;

12. Музыка в кино.

1

0

0

05.12.2022 Устный опрос;

13. Путешествие в
музыкальный театр"
Мюзикл"

1

0

0

12.12.2022 Устный опрос;

14. Музыка
профессиональных
копозиторов Осетии

1

0

0

19.12.2022 Практическая
работа;

15. Обобщающий урок 1
полугодия.

1

1

0

26.12.2022 Тестирование;

16. "Музыка и
1
изобразительное
искусство".Что роднит
музыку с изобразительным
искусством.

0

0

09.01.2023 Устный опрос;

17. Небесное и земное в
1
звуках и красках. И. С.Бах.

0

0

16.01.2023 Устный опрос;

18. Богатырские образы в
искусстве.

1

0

0

23.01.2023 Устный опрос;

19. Музыкальная живопись и
живописная музыка.

2

0

0

30.01.2023 Устный опрос;

20. Выразительные
возможности и её
изобразтильности.

0

0

0

06.02.2023 Устный опрос;

21. Звать через прошлое к
настоящему.

2

0

0

13.02.2023 Устный опрос;

0

0

0

20.02.2023 Устный опрос;

23. Портрет в музыке и
изобразительном
искусстве.

2

0

0

27.02.2023 Устный опрос;

24. Выразительные
возможности скрипки.Н.
Паганини.

0

0

0

06.03.2023 Устный опрос;

25. Волшебная палочка
дирижёра.

1

0

0

13.03.2023 Устный опрос;

26. Урок закрепления новых
знаний.

1

1

0

20.06.2022 Тестирование;

27. Застывшая музыка.

1

0

0

03.04.2023 Устный опрос;

28. Полифония в живописи и в 1
музыке.И.С.Бах.

0

0

10.04.2023 Устный опрос;

29. О подвигах , о доблести и
славе...

1

0

0

17.04.2023 Устный опрос;

30. Музыка на мольберте.

2

0

0

24.04.2023 Устный опрос;

31. Урок плакат к Дню
Победы.

0

0

0

08.05.2023 Устный опрос;

32. Импрессионизм в
музыке.К.Дебюсси

1

0

0

15.05.2023 Устный опрос;

22.

Кантата"Александр
Невский" "С.С.Прокофьев

33. Мир композитора.С веком
наравне.

1

0

0

22.05.2023 Устный опрос;

34. Заключительный урокобобщение.

1

0

0

29.05.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Алеев "Искусство. Музыка. 5 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС".
Музыка. 5 класс. Учебник - Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
Электронные источники.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Алеев "Искусство. Музыка. 5 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС".
Музыка. 5 класс. Учебник - Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
Электронные источники.
Хрестоматия.
Музыка. Сборник песен.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. https://www.youtube.com/watch?v=ZJ3YdFqCtQM
2. "https://infourok.ru/prezentaciya_po_muzyke_na_temu-107850.htm".
3. "https://www.youtube.com/watch?v=fLYDcDXs-xQ".
4. "https://infourok.ru/prezentaciya-urok-muziki-v-klasse-po-teme-nebesnoe-i-zemnoe-v-zvukah-i-kraskah3810234.html".
5. "https://infourok.ru/prezentaciya-po-muzike-kantata-aleksandr-nevskiy-klass-1240862.html".
6."https://www.youtube.com/watch?v=iVDKeI678hs".
7. "https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-muziki-o-podvigah-o-doblesti-o-slave-klass-2019453.html".
8. "https://www.youtube.com/watch?v=aw8URS-5cRE".

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбук, аудиосистема, видеопроектор, баян , ноты.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».