2 КЛАСС МУЗЫКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 2 класса начального общего образования составлена на
основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных
в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с
учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики
планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от
02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания,
развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и
предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом
коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как
способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы
будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений
музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании
образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор,
классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной
культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения
музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных
музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной
музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка,
понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов
музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей,
специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным.
Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и
осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям,
которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В.
В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования
мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при
составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества,
как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных
ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного
исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в
целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым
формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов,
внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных

представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей

элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание
чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной
сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального
искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни; 3)
формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с
природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к
общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального
переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными
универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного
воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельно сти, в
том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);
д) Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки,
основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационнообразного строя отечественной музыкальной культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других
стран, культур, времён и народов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего

образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является
обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и
основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной
области«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность
обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных
действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами
образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» во 2 классе, составляет 34 часа (не
менее 1 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Музыкальные пейзажи
Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося
природой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно
передать словами
Музыкальные портреты
Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты»,
выраженные в музыкальных интонациях
Танцы, игры и веселье
Музыка — игра звуками. Танец — искусство и радость движения. Примеры популярных танцев
Главный музыкальный символ
Гимн России — главный музыкальный символ нашей страны. Традиции исполнения Гимна России.
Другие гимны
Искусство времени
Музыка — временное искусство. Погружение в поток музыкального звучания. Музыкальные образы
движения, изменения и развития
Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
Мелодия
Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки. Мелодический
рисунок.
Сопровождение
Аккомпанемент. Остинато. Вступление, заключение, проигрыш.
Песня
Куплетная форма. Запев, припев.
Тональность. Гамма
Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2—3 знаков при
ключе)
Интервалы
Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста,
октава. Диссонансы: секунда, септима
Вариации
Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации.
Музыкальный язык
Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато, легато,
акцент и др.)
Лад
Понятие лада. Семиступенные лады мажор и минор. Краска звучания. Ступеневый состав
Модуль «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Композиторы — детям.
Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра.
Песня, танец, марш.
Музыкальные инструменты. Фортепиано.
Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте +
пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор)

Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель.
Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную
музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты.
Программная музыка.
Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф.
Симфоническая музыка
Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина.
Европейские композиторы-классики
Творчество выдающихся зарубежных композиторов.
Русские композиторы-классики
Творчество выдающихся отечественных композиторов.
Мастерство исполнителя
Творчество выдающихся исполнителей — певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория,
филармония, Конкурс имени П. И. Чайковского
Модуль «ДУХОВНАЯ МУЗЫКА»
Звучание храма
Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.). Звонарские приговорки. Колокольность в
музыке русских композиторов
Песни верующих
Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторовклассиков
Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
Русский фольклор
Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор (игровые,
заклички, потешки, считалки, прибаутки)
Русские народные музыкальные инструменты
Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки).
Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии
Народные праздники
Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных
праздников
Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов
Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации
как основа для композиторского творчества
Модуль «МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО»
Музыкальная сказка на сцене, на экране
Характеры персонажей, отражённые в музыке. Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль
Театр оперы и балета
Особенности музыкальных спектаклей. Балет. Опера. Солисты, хор, оркестр, дирижёр в
музыкальном спектакле
Опера. Главные герои и номера оперного спектакля
Ария, хор, сцена, увертюра — оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русских
и зарубежных композиторов

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие,
смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего
образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и
внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его
исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации;
проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов
России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в
творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и
доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и
других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины
мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность
в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей
среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкальноисполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика
умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе,
настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в
сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при
изучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать
основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;

- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты
(музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы
и др.);находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального
искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе
предложенного учителем алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения,
делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным
состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкальноисполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений,
планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного
музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей
предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое,
причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента,
классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в
различных условиях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную
в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной
задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем
алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение,
чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные
нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия,
исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при
решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование
смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности
(управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия
и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ
музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в
регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как
важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах,

умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;
сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные
произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;
имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных
смежных видах искусства;
с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по
учебным модулям и должны отражать сформированность умений:
Модуль «Музыка в жизни человека»:
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни,
посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы,
выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые
жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением),
декламационность, эпос (связь со словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в
окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических
потребностей.
Модуль «Народная музыка России»:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному
фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые,
ударные, струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или
народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных
и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;
исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;
участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на
основе освоенных фольклорных жанров.
Модуль «Музыкальная грамота»:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие,
высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия,
аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия
музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные
формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;
ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;

исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль «Классическая музыка»:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение,
исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть
типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные
и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков;
воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства,
вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального
восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания
музыкального образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства
настроения, характера, комплекса выразительных средств.
Модуль «Духовная музыка»:
определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её
жизненное предназначение;
исполнять доступные образцы духовной музыки;
уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской
православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции).
Модуль «Музыка театра и кино»:
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта,
мюзикл);
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух
и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих
голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом
процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Наимен
п/п ование
раздело
в и тем
програм
мы

Количество часов

Репертуар

всег контрол практич для слушания
о
ьные
еские
работы работы

для пения

для
музициро
вания

Дата
изуче
ния

Виды
деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Модуль 1. Музыка в жизни человека
1.1 Музык
. альные
пейзаж
и

1

0

0

М.Мус
орский
,
С.Про
кофьев
«Прог
улка»

"Песня
друзей"
(Ничего
на свете
лучше
нету)
(музыка:Г
ен.Гладко
в, слова:
Ю.Энтин)

Слушание произведений программной музыки, Тестировани РЭШ,
https://www.youtube.com/wat
посвящённой образам природы. Подбор эпитетов е;
ch?v=0M0O3Mnbwzo
для
описания
настроения,
характера
музыки.Сопоставление музыки с произведениями
изобразительного
искусства.;
Разучивание,
одухотворенное исполнение песен о природе, её
красоте.; Рисование«услышанных»пейзажей и/или
абстрактная живопись —передача настроения
цветом, точками, линиями.;

1.2 Музык
. альные
портре
ты

1

0

0.5

«Детский
альбом»
П.И.
Чайковског
о

песня
«Смешн
ой
человеч
ек»

Слушание произведений вокальной, программнойУстный
инструментальной музыки, посвящённой образамопрос;
людей, сказочных персонажей. Подбор эпитетов для
описания
настроения,
характера
музыки.Сопоставление музыки с произведениями
изобразительного
искусства.;
Разучивание,
харáктерное
исполнение
песни
—
портретнойзарисовки.; Рисование, лепка героя
музыкального произведения.;

1.3 Танцы, 1
. игры и
веселье

0

0.5

фрагмент
ы
произведе
ний
П.И.Чайк
овского
«Камарин
ская»,
«Вальс»,
«Полька».

http://www.youtube.com/watc
h?v=_VA-Yz1wW8w

Проблемная ситуация: зачем люди танцуют?; Практическа http://www.youtube.com/watc
h?v=cIwAwQkYQIw
Вокальная,
инструментальная, я работа;
ритмическаяимпровизация
в
стиле определённого танцевального жанра.; Звуковая
комбинаторика —эксперименты со случайным
сочетанием музыкальных звуков, тембров, ритмов;

1.4 Главны 1
. й
музыка
льный
символ

0

0

«Гимн
России»
муз
Александ
рова, сл
Михалков
а

Патриоти
ческая
песня
«Глинки;
«Моя
Россия»
Струве;
«Осенняя
песенка»

Разучивание,
исполнение
Гимна
Российской Зачет;
Федерации.Знакомство
с
историей
создания,
правилами исполнения.; Просмотр видеозаписей
парада,
церемонии
награждения
спортсменов.Чувство гордости, понятия достоинства
и чести. Обсуждение этических вопросов, связанных
с
государственными
символами
страны.;
Разучивание, исполнение Гимна своей республики,
города, школы;

http://www.youtube.com/watc
h?v=2xD54-1MHPc

Чунгачанга” В.
Шаински
й,
“До
свиданья,
осень!” А.
Кудряшов

Определение на слух, прослеживание по нотнойУстный
записи мелодических рисунков с поступенным,опрос;
плавным движением, скачками, остановками.;
Исполнение, импровизация (вокальная или на
звуковысотных
музыкальных
инструментах)
различных мелодических рисунков.; Обнаружение
повторяющихся и неповторяющихся мотивов,
музыкальных фраз, похожих друг на друга.;
Исполнение на духовых, клавишных инструментах
или виртуальной клавиатуре попевок, кратких
мелодий по нотам;

https://www.youtube.com/wat
ch?v=lHEq_v-2T1M

Итого
по 4
модулю
Модуль 2. Музыкальная грамота
2.1 Мелодия 1
.

0

0.5

пьеса Э.
Грига
“Песня
Сольвейг
”;

2.2 Сопрово 1
. ждение

0

0

П.И.Чайков
ский пьесы
из
«Детского
альбома»:«
Баба Яга»,
«Утренняя
молитва»,
Марш
деревянны
х
солдатиков
», «Новая
кукла»,
«Болезнь
куклы».

Определение на слух, прослеживание по нотнойУстный
записиглавного голоса и сопровождения.Различение,опрос;
характеристика мелодических и ритмических
особенностей
главного
голоса
и
сопровождения.Показ рукой
линии движения
главного голоса и аккомпанемента.; Различение
простейших
элементов
музыкальной
формы:
вступление, заключение, проигрыш. Составление
наглядной графической схемы.; Импровизация
ритмического аккомпанемента к знакомой песне
(звучащими жестами или на ударных инструментах).;

2.3 Песня
.

1

0

0.75

Л.
В. попевка«
Бетховен
Дон-Дон»
«Сурок».

Знакомство
со
строением
куплетной Практическа http://www.youtube.com/watc
h?v=3jeQE8xJ3XQ
формы.Составление наглядной буквенной или я работа;
графической схемы куплетной формы.; Исполнение
песен, написанных в куплетной форме.; Различение
куплетной формы при слушании незнакомых
музыкальных
произведений.;
Импровизация,
сочинение новых куплетов к знакомой песне;

2.4 Тона
. льнос
ть.
Гамм
а

1

0

0

Знакомство песня
–
с русскими «Пойду
я
народными ль
выйду
ль
инструмент
ами и как я да».
они звучат.

Определение на слух устойчивых звуков. Игра«устойУстный
— неустой».Пение упражнений —гамм с названиемопрос;
нот, прослеживание по нотам. Освоение понятия
«тоника».Упражнение на
допевание неполной
музыкальной
фразы
до
тоники
«Закончи
музыкальную фразу».; Импровизация в заданной
тональности;

Итого
по 4
модулю
Модуль 3. Классическая музыка

https://nsportal.ru/shkola/muz
yka/library/2013/10/21/melod
iya-i-soprovozhdenie-v-pesne

http://www.youtube.com/watc
h?v=_2MPcsoQ_vI

3.1 Композ 2
. иторы
—
детям

0

0.5

Прокофье
в С.С. «
Пятнашк
и»
из
цикла«Де
тская
музыка»;
Прокофье
в С.С. «
Марш» из
оперы
«Любовь
к
трем
апельсина

Слушание
музыки,
определение
основногоТестировани http://www.youtube.com/watc
h?v=1w9UMa3o9k4
характера,
музыкально-выразительных
средств,е;
использованных композитором. Подбор эпитетов,
иллюстраций к музыке. Определение жанра.;
Музыкальная викторина.; Вокализация, исполнение
мелодий
инструментальных
пьес
со
словами.Разучивание, исполнение песен.; Сочинение
ритмических
аккомпанементов
(с
помощью
звучащих жестов или ударных и шумовых
инструментов) к пьесам маршевого и танцевального
характера;

3.2 Музы
. кальн
ые
инстр
умент
ы.
Форте
пиано
.

0

0.5

«Марш
песня
Черномора «Мама
» из оперы и
«Руслан и Родина
Людмила» »
Н. А.
РимскогоКорсакова,
А.
Стариков,
Фрагмент
«Сонаты №
7» Л. В.
Бетховена

Знакомство
с
многообразием
красок Практическа http://www.youtube.com/watc
h?v=pkwSJBItZ8Y
фортепиано.Слушание
фортепианных
пьес
в я работа;
исполнении
известных
пианистов.;
«Я — пианист» —игра — имитация исполнительских
движений во время звучания музыки.; Слушание
детских пьес на фортепиано в исполнении
учителя.Демонстрация возможностей инструмента
(исполнение одной и той же пьесы тихо и громко, в
разных регистрах, разными штрихами). Игра на
фортепиано в ансамбле с учителем2.; Разбираем
инструмент —наглядная демонстрация внутреннего
устройства
акустического
пианино.;«Паспорт
инструмента»
исследовательская
работа,
предполагающая подсчёт параметров (высота,
ширина, количество клавиш, педалей и т. д.);

1

3.3 Музык
. альные
инстру
менты.
Скри
пка,
виоло
нчель

1

0

0.5

Знакомс
тво
с
музыкал
ьными
произве
дениями
цикла
«Времен
а года»

«Петушок
»;
-«Лесенк
а» муз.
Тиличее
вой сл.
Долинов

Игра-имитация исполнительских
движений во Практическа
время звучания музыки.; Музыкальная викторина на я работа;
знание конкретных произведений и их авторов,
определения тембров звучащих инструментов.;

https://yandex.ru/video/previe
w/?
text=урок%20музыки%20по
%20теме%20Музыкальные
%20инструменты.%20Скри
пка%2C%20виолончель%20
2%20класс%20школа%20ро
ссии&path=yandex_search&
parentreqid=1654485994903514-

Обобщение жизненного опыта, связанного со Устный
звучанием колоколов. Диалог с учителем оопрос;
традициях изготовления колоколов, значении
колокольного
звона.Знакомство
с
видами
колокольных звонов.; Двигательная импровизация —
имитация движений звонаря на колокольне.;
Просмотр документального фильма о колоколах.;

http://www.youtube.com/watc
h?v=EP3je_G1pV0

а.

Итого
по 4
модулю
Модуль 4. Духовная музыка
4.1 Звучани 1
. е храма

0

0

«В
церкви»
П.И.Чай
ковский.

4.2 Песни
1
. верующи
х

0.25

0.25

Бах
«Хорал»,
Чайковск
ий»Утрен
няя
молитва»,
«Дорога
добра»

Итого
по 2
модулю
Модуль 5. Музыкальная грамота

«Дорог
ою
добра»
,попев
ка«Сне
г»

Слушание, разучивание, исполнение вокальных Контрольная http://www.youtube.com/watc
h?v=xmifCEkfOvY
произведений религиозного содержания. Диалог с работа;
Практическа
учителем о характере музыки, манере исполнения,
выразительных
средствах.;
Знакомство
с я работа;
произведениями светской музыки, в которых
воплощены молитвенные интонации, используется
хоральный
склад
звучания.;
Просмотр
документального фильма о значении молитвы.;

5.1 Интерва 1
. лы

0

0.25

Видеофраг Слова А.
мент: песня Хайт,
музыка Б.
кота
Леопольда Савельева
, песенка
из
мультфиль «Неприят
ма «Лето ность эту
мы
кота
Леопольда переживе
м».

Итого
по 1
модулю
Модуль 6. Народная музка России
6.1 Русский 1 0
0.75
«На горе- Р.н.п.
. фольклор
то
«На
калина»,
горе-то
«Светит
калина»,
р.н.п.
месяц»,
Плясовой «Светит
наигрыш месяц»
6.2 Русские 2 0
0.5
Песня
»Березка»
. народны
Садко
из -русская
е
оперы
народная
«Садко»
Н.
музыкал
хороводн
А.
ьные
ая песня;
Римского- «Полянка
инструм
Корсакова; » русская
енты
»Былинные народная
наигрыши» песня;

Освоение понятия «интервал». Анализ ступеневогоУстный
состава мажорной и минорной гаммы (тон-полутон).;опрос;
Разучивание, исполнение попевок и песен с ярко
выраженной
характерной
интерваликой
в
мелодическом движении. Элементы двухголосия.;
Досочинение к простой мелодии подголоска,
повторяющего основной голос в терцию, октаву.;

http://www.youtube.com/watc
h?v=ceOetZogegM

http://www.youtube.com/watc
Разучивание, исполнение русских народных песен Устный
h?v=Ply6KLYSWng
разных
жанров.;
Участие
в
коллективной опрос;
Практическа
традиционной музыкальной игре.; Сочинение
мелодий, вокальная импровизация на основе текстов я работа;
игрового детского фольклора.;
Двигательная игра —импровизация-подражание игре Практическа http://www.youtube.com/watc
h?v=brCwPDSf2dQ
на
музыкальных
инструментах.;
Просмотр я работа;
видеофильма о русских музыкальных инструментах.;
Освоение простейших навыков игры на свирели,
ложках;

6.3 Наро
. дные
празд
ники

1

0

0.75

РНП
“Блины”.

РНП
“Блины”.

Знакомство с праздничными обычаями, обрядами,
бытовавшими ранее и сохранившимися сегодня
уразличных
народностей Российской Федерации.; Разучивание
песен, реконструкция фрагмента обряда, участие в
коллективной традиционной игре2.; Просмотр
фильма/
мультфильма,
рассказывающего
о
символике фольклорногопраздника.; Участие в
народных гуляньях на улицах родного города,
посёлка;

https://yandex.ru/video/preview/?t
ext=урок%20музыки%20по%20т
еме%20Народные%20праздники
%202%20класс%20школа%20ро
ссии&path=yandex_search&paren
t-reqid=16545047354289826654376786506365249-vla11510-vla-l7-balancer-8080-BAL5655&from_type=vast&filmId=33
15839686890188334

6.4 Фолькло 2
. р
в
творчест
ве
професс
иональн
ых
музыкан
тов

0

0

русские
«Светит
народные месяц»,
наигрыши, «Бояре,
«Светит
а мы к
месяц»,
вам
«Бояре, а пришли
мы к вам »
пришли»;
поэтически
й фольклор

Диалог
с
учителем
о
значении Зачет;
фольклористики.Чтение
учебных,
популярных
текстов о собирателях фольклора.; Слушание
музыки, созданной композиторами на основе
народных жанров и интонаций.Определение приёмов
обработки,
развития
народных
мелодий.;
Разучивание, исполнение народных песен в
композиторской обработке. Сравнение звучания
одних и тех же мелодий в народном и
композиторском
варианте.
Обсуждение
аргументированных оценочных суждений на основе
сравнения

http://www.youtube.com/watc
h?v=M9jveADN3Uw

Итого
по 6
модулю
Модуль 7. Музыкальная грамота
7.1 Вариаци 1
. и

0

1

Э. Григ «В Постанов
пещере
ка
музыкаль
горного
ной
короля»,
музыка М. сказки«Ре
Красевой пка»
слова З.
Александ
ровой
«Маленьк
ой
елочке»,
«Репка».

Итого
по 1
модулю
Модуль 8. Музыка театра и кино

Слушание произведений, сочинённых в форме Практическа http://www.youtube.com/watc
h?v=Nvdb2k7HQJQ
вариаций. Наблюдение за развитием, изменением я работа;
основной темы. Составление наглядной буквенной
или графической схемы.; Исполнение ритмической
партитуры, построенной по принципу вариаций.;
Коллективная импровизация в форме вариаций;

8.1 Музыкал 1
. ьная
сказка
на сцене,
на
экране

0

0.75

Видеопро
смотр
музыкаль
ной
сказки

Видеопросмотр музыкальной сказки. Обсуждение Практическа http://www.youtube.com/watc
h?v=A1NbcMaVlck
музыкально-выразительных средств, передающих я работа;
повороты сюжета, характеры героев.Игра-викторина
«Угадай по голосу».; Разучивание, исполнение
отдельных номеров из детской оперы, музыкальной
сказки.;
Творческий
проект«Озвучиваем
мультфильм»;

8.2 Театр
. оперы
и
балета

1

0

0.5

8.3 Опера.
1 0.5
0
. Главны
е герои
и
номера
оперног
о
спектак
Итого
по 3
модулю
Модуль 9. Классическая музыка
9.1 Програ
1 0
0
пьеса
из
. ммная
фортеп.
музыка
цикла
Чайковско
го
«Детский
альбом»;
9.2 Симфон
. ическая
музыка

1

0

0

Знакомство со знаменитыми музыкальными театрами. Практическа https://www.youtube.com/wat
ch?v=DsZqGffBF6E
Просмотр фрагментов музыкальных спектаклей с я работа;
комментариями
учителя.;«Игра
в
дирижёра»
—
двигательная
импровизация
во время
слушания
оркестрового
фрагмента
музыкального
спектакля.;
Виртуальная экскурсия по Большому театру.;

«Марш»
из
балета«
Щелкунч
ик»
Марш»
из
оперы«Л
юбовь к
трем
апельсин
ам»
Прокофьев.
«Марш
опера
М.
Коваля
«Волк
и
семеро
козлят».

«Четвертая
симфония»П
.
Чайковского
.«Симфония
№
40»
Моцарта.

Итого
по 2
модулю
Модуль 10. Музыкальная грамота

Слушание фрагментов опер. Определение характера Контрольная https://www.youtube.com/wat
музыки сольной партии, роли и выразительных средств работа;
ch?v=m3TIgJvFLTI
оркестрового сопровождения.; Рисование героев, сцен из
опер.; Просмотр фильма-оперы.;

«песенк
и
мамонт
ёнка»
В.
Шаинского

Слушание
произведений
программной
музыки.Обсуждение
музыкального
образа,
музыкальных средств, использованных композитором.;
Рисование образов программной музыки.;

Зачет;

Знакомство с составом симфонического оркестра, Устный
группами инструментов.Определение на слух тембровопрос;
инструментов симфонического оркестра.; Слушание
фрагментов
симфонической
музыки.«Дирижирование»оркестром.;
Музыкальная
викторина; Просмотр фильма об устройстве оркестра;

http://www.youtube.com/watc
h?v=0SxguCf6D7E

https://www.youtube.com/wat
ch?v=v0LtZ1TehIc

10. Музыка
1. льный
язык

1

0

0.25

отрывок
песня «До,
«Тема Пети» ре, ми, фа,
из
соль»
музыкальной
сказки С.С.
Прокофьев
а «Петя и
волк

Знакомство
с
элементами
музыкального
языка, Практическая http://vk.com/video69660554_45
6239050
специальными терминами, их обозначением в нотной работа;
записи.; Определение изученных элементов на слух при
восприятии музыкальных произведений.; Составление
музыкального словаря;

10. Лад
2.

1

0

1

Свиридо
в «Весна.
Осень»«
Резвушка
»Д.Кабал
евского
«Плакса»
Д.Кабале
вского

https://www.youtube.com/watch
Определение на слух ладового наклонения музыки. Игра Зачет;
«Солнышко —туча». Наблюдение за изменением Практическая ?v=uG7dS12YoNU
музыкального образа при изменении лада.Распевания, работа;
вокальные упражнения, построенные на чередовании
мажора и минора.; Исполнение песен с ярко выраженной
ладовой окраской.; Импровизация, сочинение в заданном
ладу.; Чтение сказок о нотах и музыкальных ладах;

Итого
модулю

по 2

песня
В.
Шаинского
“Улыбка”

Модуль 11. Классическая музыка
11. Композ
1. иторы
—детям

1

0

1

песня
Н.А.
Римский – «Мама»
Корсаков.
«Полет
шмеля» из
оперы
«Сказка
о
царе
Салтане»П.
И.
Чайковского
пьеса
из
цикла
«Ноябрь»

Слушание музыки, определение основного характера, Практическая http://www.youtube.com/watch?
v=1w9UMa3o9k4
музыкально-выразительных
средств, использованных работа;
композитором. Подбор эпитетов, иллюстраций к музыке.
Определение
жанра.;
Музыкальная
викторина.;
Вокализация, исполнение мелодий инструментальных
пьес со словами.Разучивание, исполнение песен.;
Сочинение ритмических аккомпанементов (с помощью
звучащих жестов или ударных и шумовых инструментов)
к пьесам маршевого и танцевального характера;

11. Европе
2. йские
композ
иторыкласси
ки

1

0

1

«Полет
шмеля» из
оперы«Сказ
ка о царе
Салтане»

Знакомство
с
творчеством
выдающихся
композиторов, отдельными фактами из их
биографии.Слушание
музыки.
Фрагменты
вокальных, инструментальных, симфонических
сочинений. Круг характерных образов (картины
природы, народной жизни, истории и т.
д.).Характеристика
музыкальных
образов,
музыкально-выразительных средств. Наблюдение
за развитием музыки. Определение жанра,
формы.;
Чтение
учебных
текстов
и
художественной литературы биографического
характера.;

Устный
опрос;

11. Русски
3. е
композ
иторыкласси
ки

1

0

1

«Сладкая
греза»
Чайковског
о
и
«Вечер»Пр
окофьева.

Знакомство
с
творчеством
выдающихся
композиторов, отдельными фактами из их
биографии. Слушание музыки.
Фрагменты
вокальных, инструментальных, симфонических
сочинений. Круг характерных образов (картины
природы, народной жизни, истории и т.
д.).Характеристика
музыкальных
образов,
музыкально-выразительных средств.Наблюдение
за развитием музыки. Определение жанра,
формы.;
Чтение
учебных
текстов
и
художественной литературы биографического
характера.; Разучивание, исполнение доступных
вокальных сочинений.;

Практическа http://www.youtube.com/watc
h?v=ebaUT5xcwIE
я работа;

http://www.youtube.com/watc
h?v=Iw6-aSX3u_M

11. Масте
4. рство
испол
нител
я

1

0

1

песня
Сюита
«Шутка» «Катюша
»
Бах,
Симфония
№40
Моцарт,«П
атетическа
я
соната»Бет
ховен,
«Утро»
Григ.

Знакомство
с
творчеством
выдающихся Практическа РЭШ
исполнителей классической музыки. Изучение я работа;
программ, афиш консерватории, филармонии.;
Сравнение нескольких интерпретаций одного и того
же произведения в исполнении разных музыкантов.;
Дискуссия на тему«Композитор —исполнитель —
слушатель».;

Итого
по 4
модулю
Модуль 12. Музыка в жизни человека
12. Иску
1. сство
време
ни

1

Итого по
модулю

1

1

34 1.75
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕС
ТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАМ
МЕ

0

13.75

фрагменты
из
произведен
ий:
“Эгмонт”,
Симфония

Наблюдение за своими телесными реакциями Контрольная РЭШ
(дыхание, пульс, мышечный тонус) при восприятии работа;
музыки.; Проблемная ситуация: как музыка
воздействует на человека?;

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Дата
изучения

Виды,
формы
контроля

0.5

3.

Мелодия
1
Здравствуй, Родина моя! Моя 1
Россия.
Гимн России.
1

4.

Музыкальные инструменты.

0.5

5.

Природа и музыка. Прогулка. 1

6.

Танцы, танцы, танцы...

7.

Эти разные марши. Звучащие 1
картины.

Устный
опрос;

8.

Расскажи сказку.

1

9.

Колыбельные. Мама.

1

0.5

10. Великий колокольный звон.

1

0.5

11. Звучащие картины.

1

0.5

12. Святые земли Русской.

1

Устный
опрос;
Практическая
работа;
Практическая
работа;
Практическая
работа;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;
Практическая
работа;
Зачет;

1.
2.

0.5

1

1

С
Рождеством1
13. Молитва.
Христовым!
14. Рождество
Христово.1
Рождественское чудо.
15. Русские
народные 1
инструменты.
16. Плясовые наигрыши. Разыграй 1
песню.

0.75

0.25

0.25
0.25
0.75

0.5

Устный
опрос;
Практическая
работа;
Практическая
работа;
Практическая
работа;
Зачет;
Практическая
работа;

Практическая
работа;

17. Музыка в народном стиле. 1
Сочини песенку.
18. Проводы
зимы.
Встреча 1
весны.
19. Сказка
будет
впереди. 1
Волшебная палочка.
20. Детский музыкальный театр. 1
21. Театр оперы и балета.

1

22. Опера "Руслан и Людмила".

1

0.75
1
0.75
0.5
0.5

23. Симфоническая сказка "Петя и 1
волк".
24. Картинки с выставки.
1
Музыкальное впечатление.
25. Звучит нестареющий Моцарт! 1

0.25

26. Симфония №40. Увертюра.

1

1

1

27. Волшебный
цветик- 1
семицветик.
Музыкальные
инструменты. И всё это - Бах.
28. Всё в движении. Тройка.

1

29. Попутная песня.

1

Зачет;

1

Практическая
работа;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Практическая
работа;
Контрольная
работа;
Тестирование;

учит
людей 1
30. Музыка
понимать друг друга. Два лада.
31. Природа и музыка.

1

1

32. Печаль моя светла. Первый.

1

1

33. Мир композитора.

1

1

34. Могут ли иссякнуть мелодии? 1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 34
ПО ПРОГРАММЕ

Практическая
работа;
Практическая
работа;
Практическая
работа;
Практическая
работа;
Контрольная
работа;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Практическая
работа;
Практическая
работа;

0
1.75

13.75

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка, 2 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество
«Издательство«Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Программа начального общего образования по музыке.
2. Сборники песен и хоров.
3. Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).
4. Книги о музыке и музыкантах.
5. Научно-популярная литература по искусству
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
2. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
3. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах. Фотографии и
репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Компьютер. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».