РОДНОЙ РУССКИЙ 1 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному языку (русскому) и родной (русской) литературы для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования
подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования», зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100), Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р), а также
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания. в соответствии с реализацией Федерального закона от 3
августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации” , Примерной
программы воспитания (утверждена решением ФУМО по общему образованию от 2 июня 2020 г.).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ) И РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части
требований, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и
литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область
«Русский язык и литературное чтение».
Содержание предмета «Родной язык (русский) и родная (русская) литература» направлено на удовлетворение потребности, обучающихся в изучении
родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык (русский) и родная (русская)
литература»не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение
данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса.
В содержании предмета «Родной язык (русский) и родная (русская) литература» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к
внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к
многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом Программа учебного предмета отражает социокультурный
контекст существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую
обусловленность.
Программа также ориентирована на сопровождение и поддержку курса литературного чтения, входящего в образовательную область «Русский язык и литературное
чтение», при этом цели курса литературного чтения на родном (русском) языке в рамках предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
имеют свою специфику.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Русский язык и литературное
чтение»курс направлен на формирование понимания места и роли литературы на родном языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, в сохранении
и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей; понимания роли фольклора и художественной литературы родного
народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства субъекта Российской Федерации; на формирование понимания родной литературы
как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в
систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации. В основу курса «Литературное чтение на родном (русском) языке»
положена мысль о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не
только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего
русской национально-культурной традиции в сознании младших школьников.

Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии
подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка. Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского
родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение»,

сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями
основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
Задачами данного курса являются: совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка
и речи, развитие языковой интуиции; изучение исторических фактов развития языка; расширение представлений о различных методах познания языка
(учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.); включение учащихся в практическую речевую деятельность.
В соответствии с этим в программе выделяются три блока. Первый блок — «Русский язык: прошлое и настоящее» —включает содержание,
обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный
блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об
общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.
Второй блок — «Язык в действии» — включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и
навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного
русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и
совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм
современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка
во всех сферах жизни.
Третий блок — «Секреты речи и текста» — связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием
коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением
практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений
понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической
принадлежности.
А также:формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося в культурно- языковое пространство своего
народа; формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических
ценностей;
формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания и отражённых в родной
литературе;
обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования;
совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ) И РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»
Целями изучения русского родного языка являются:
осознание русского языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей русского народа; понимание значения родного языка для освоения и
укрепления культуры и традиций своего народа, осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса к
родному языку и желания его изучать, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре;
овладение первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации, о месте
русского языка среди других языков народов России; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой
межнационального общения;
овладение первоначальными представлениями о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и

фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
овладение выразительными средствами, свойственными русскому языку;
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения
особенностей картины мира, отраженной в языке;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры;
включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям
своего народа;
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры;
развитие читательских умений.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ) И РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Родной язык (русский)
и родная (русская) литература»входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для
изучения.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» в 1 классе рассчитано на общую учебную нагрузку в объёме 66 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РАЗДЕЛ 1. РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие предметы
традиционного русского быта:
1) дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.д.);
2) как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).
Имена в малых жанрах фольклора (пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание. Словарь в картинках.
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
сочетаемости слов).
РАЗДЕЛ 3. СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в
диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как
запрос на новое содержание).
Различные приемы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа.
РАЗДЕЛ 4. МИР ДЕТСТВА.
Я и книги.
Не красна книга письмом, красна умом
Произведения, отражающие первые шаги в чтении. Например: С. А. Баруздин. «Самое простое дело».
Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент).
Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»).
Я взрослею.
Без друга в жизни туго
Пословицы о дружбе.
Произведения, отражающие представление о дружбе как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания.
Например:
Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало».
И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент).
С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг».
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный
Пословицы о правде и честности.
Произведения, отражающие традиционные представления о честности как нравственном ориентире.
Например:
В. А. Осеева. «Почему?».
Л. Н. Толстой. «Лгун».
Я фантазирую и мечтаю
Необычное в обычном
Произведения, отражающие умение удивляться при восприятии окружающего мира. Например: С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент).
В. В. Лунин. «Я видела чудо».
М. М. Пришвин. «Осинкам холодно».
А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры».
РАЗДЕЛ 5. РОССИЯ - РОДИНА МОЯ.
Что мы Родиной зовём.
С чего начинается Родина?
Произведения, отражающие многогранность понятия «Родина». Например: Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент).
П. А. Синявский. «Рисунок».
К. Д. Ушинский. «Наше Отечество».
О родной природе.
Сколько же в небе всего происходит
Поэтические представления русского народа о солнце, луне, звёздах, облаках; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской
поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках.

И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…»
С. В. Востоков. «Два яблока». В. М. Катанов. «Жар-птица». А. Н. Толстой. «Петушки».
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Родной язык (русский) и родная (русская) литература» в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский) и родная (русская) литература» в начальной школе у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты при реализации основных направлений воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение родного русского языка, отражающего историю и культуру
страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего
состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как
средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске
дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении
норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при
обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира); познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том
числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский) и родная (русская) литература» в начальной школе у обучающегося будут сформированы
следующие познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц; классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм
действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на
дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по
предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации,
сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к
словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное
отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленнойзадачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования,
проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на
основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических
ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым мате- риалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родной язык (русский) и родная (русская) литература» в течение четырёх лет обучения должно обеспечить воспитание
ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа,
осмысление красоты и величия русского языка; приобщение к литературному наследию русского народа; обогащение активного и пассивного словарного
запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной
и письменной речи, правилами речевого этикета; расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование
аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
— распознавать слова с национально-культурным компонентом значения, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда),
понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
— использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
— понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
— осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
— произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
— осознавать смыслоразличительную роль ударения;
— соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
— выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной
действительности;
— различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

—
—
—
—
—

уместно использовать коммуникативные приёмы диалога (начало и завершение диалога и др.);
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём наиболее существенные факты.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю., Русский родной язык. Учебник. 1
класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическое пособие 1 класс О.М.Александрова, М.И Кузнецова, Л.В.Петленко Москва "Учебная литература"
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 1-4 класс, авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
http://kopilurokov.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Мультимедийный проектор, компьютер
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Таблицы по темам

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/
п

Наименованиеразделовитемпрограммы

Колвочас
ов

Раздел1.Секретыречиитекста
1.1. Общение.Устнаяиписьменнаяречь.
3

1.2. Стандартныеоборотыречидляучастиявдиалоге:Какпр
иветствоватьвзрослогоисверстника? Как вежливо
попросить? Как похвалить товарища? Как
правильноотблагодарить? Этикетные формы
обращения в официальной и
неофициальнойречевойситуации.

2

1.3. Правила корректного речевого поведения в ходе
диалога; использование в
речиязыковыхсредствдлясвободноговыражениямысл
ейичувствадекватноситуацииобщения.Секретыдиало
га:учимсяразговариватьдругсдругомисовзрослыми.
1

1.4. Именавмалыхжанрахфольклора
1

Видыдеятельности

Работа с иллюстрациямиучебника Беседа о видахречевой
деятельности, ихразграничение
(говорение,слушание,чтениеиписьмо);Коллективноеформул
ирование вывода отом, какие видыречевой
деятельностиотносятся к письменнымформам речи, а какие
кустным;
Учебный диалог на основеанализа иллюстраций и
текстаучебника, в ходе которогоучащиеся определяют,
когда,с какой целью, вкаких ситуациях людипользуются
речью;Коллективноеформулирование вывода
онепосредственном речевомсопровождении всех
видовдеятельности человека;Работа с
иллюстрациямиучебника Беседа о видахречевой
деятельности, ихразграничение
(говорение,слушание,чтениеиписьмо);
Творческое задание:придумать ситуацииобщения,
когданужно обратитьсянавыинаты.;
Парнаяработа:разыгрываниедиалогов на
основеизображенных в учебникеситуаций
общения,требующих выбораопределенных
вариантовформул речевого этикета;Групповая
работа,направленная на обсуждениероли слова
«пожалуйста» внашейречи;
Рассказучителяобисториивежливых слов
(благодарю,спасибо, извините);Объяснение
значенияпословицы о правильномотношении к
словамблагодарности;
Коллективноеформулированиевыводаотом, какие
видыречевой деятельностиотносятся к
письменнымформам речи, а какие кустным;
Работаскнигой;

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
http://www.rus.1sept
ember.ru

http://www.rus.1sept
ember.ru

http://www.rus.1sep
tember.ru

http://www.rus.1se
ptember.ru

1.5. Целиивидывопросов:вопросуточнение,вопроскакзапроснановоесодержание.

2

Итогопоразделу:

Беседа«Почемумызадаёмдруг другу вопросы?»;Групповая
работа: анализтекста стихотворения
З.Александровой;Творческое задание:составление рассказа
наоснове вопросовоб интересном явленииприроды;
Обсуждение текстастихотворения «Четырестарушки»,
роливопросов, которые задаютгерои
стихотворения;Творческое
задание:моделированиеситуаций,вкоторых необходимо
задатьвопрос, и ситуаций, вкоторых вопросы
будутизлишними; Коллективноеформулированиевыводао
значении инеобходимости умениязадаватьвопросы;
Беседа о целях вопросов, ихадресате,
использованииспециальных вопросительныхслов, которые
помогаютзадаватьвопросы;
Игровоеупражнение«Вопросы-ответы»: одинученик
придумывает вопрос,которыйначинаетсясослова«почему»,
другиеученики отвечаютнавопрос,используя в своих
ответахслово«потомучто»;
Беседа о том, когданеобходим полный,развернутый ответ
навопрос, акогдаможнодатьответ одним
словом;Практическая групповаяработа: отработка
уменияотвечать на вопрос однимсловом;
Игровое упражнение
«Ктобыстрееответитнавопрос?»(необходимо ответить
напоставленный вопрос однимсловом);
Беседа по содержаниюстихотворения С. Черного
;Составлениерассказаогероестихотворения;

http://www.rus.1septe
mber.ru

9

Раздел2.Языквдействии
2.1. Рольлогическогоударения.

3

Практическая
http://www.rus.1sept
работа,направленнаянауточнениеиразграничение
ember.ru
слов,называющих похожиепризнаки или
действия(шерстяной—меховой,мыть—стиратьидр.);
Игровое задание: учительназывает прилагательное ибросает
мяч первому игроку,ребёнок называетсловосочетание с
этимсловом и передаёт мячследующему игроку;Групповая
работа силлюстрациями учебника,составлениеописания
картинки спомощью словосочетаний;Учебный
диалог,направленный на уточнениелексического значения
слов-паронимов;

2.2. Звукописьвстихотворномхудожественномтексте.

1

2.3. Какнельзяпроизноситьслова:пропедевтическаяработа
попредупреждениюошибоквпроизношениислов.Смы
слоразличительнаярольударения.

4

2.4. Наблюдениезасочетаемостьюслов:пропедевтическаяр
аботапопредупреждениюошибоквсочетаемостислов.

2

Итогопоразделу:
Раздел3.Русскийязык:прошлоеинастоящее
3.1. Сведения об истории русской письменности: как
появились буквы современногорусского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси:
оформлениекрасной строки и заставок. Значение

Самостоятельная работа:нахождение приемазвукописи в
тексте, выборправильной интонации итемпа при
выразительномпрочтении стихотворения;Наблюдение за
приемомзвукописи в тексте,определение звуков,
припомощикоторыхпроисходитигра;
Практическая работа:отработка произнесения справильным
ударением слов,вкоторыхчастодопускаютсяошибки;
Творческое задание:придумать предложение суказанными
словами, обращаявниманиенаместоударениявних;
Работа с иллюстрациямиучебника,
отработкапостановкиправильного ударения вглаголах
прошедшеговремени женского рода;Творческая
работа:придумывание предложенийсиспользованием
отработанныхслов;
Учебный диалог,направленный на наблюдениеи
осмыслениеявления подвижностиударения в разных
формаходногослова;
Коллективноеформулирование выводов овозможности
изменения местаударениявразличныхформаходного и того
же слова;Практическая
работа:определениеместаударениявсловах;
Практическая работа:отработка умениявнимательно
читатьтекст, запоминать детали,строить
развернутоевысказывание порезультатам анализа
текста;Наблюдение над омографами,анализ значений слов
вомонимических парах,обсуждение роли контекста
вразличении слов-омонимов;Обобщение
результатовнаблюдения, коллективноеформулирование
выводов овозможности различенияслов, которые совпадают
понаписанию, но различаютсяпо значению ипроизношению,
спомощью контекста;Наблюдение над
языковымматериалом: анализзвукоподражательных слов —
названий голосов животных,определение пути
ихвозникновениявязыке;

http://www.rus.1sept
ember.ru

Работа с иллюстрациямиучебника: нахождениеразличий
оформления текстав древней рукописи и
всовременномтексте;
Рассказ учителя о том, чтотакое буквица,

http://www.rus.1sept
ember.ru

http://www.rus.1sept
ember.ru

http://www.rus.1sept
ember.ru

10

4

устаревших слов данной тематики.
Русскиепословицыипоговорки,связанныесписьменно
стью.Различныеприёмыслушаниянаучнопознавательных и художественных текстов об
истории языка и культурерусского народа.
Различные приёмы слушания научно-познавательных
ихудожественныхтекстовобисторииязыкаикультурер
усскогонарода.

3.2. Лексическиеединицыснациональнокультурнойсемантикой,обозначающиепредметы
традиционногорусскогобыта:домвстарину:чтокакназ
ывалось(изба,терем,хоромы,горница, светлица,
светец, лучина и т.д.). Значение устаревших слов
указаннойтематики. Русские пословицы и поговорки,
связанные с жилищем. Различные приемыслушания
научно-познавательных и художественных текстов
об истории языка икультуре русского народа.
Различные приемы научно-познавательных
ихудожественныхтекстовобисторииязыкаикультурер
усскогонарода.

4

демонстрацияразличных вариантов ееоформления в
древнихкнигах, рассказ об историивыражения «красная
строка»;Самостоятельная
работа:найтисовременныекниги,гдевоспроизводится
традицияукрашать первую букву настранице;
Организация книжнойвыставки:
демонстрациясовременныхкниг,вкоторыхкрасиво украшена
перваябуква на странице;Практическая работа:оформление
буквиц изаставок;
Наблюдение за оформлениемпредложений в древнихкнигах;
Дидактическаяигра
«Расшифруй послание»:чтение
предложения,написанногобезпропусковмежду
словами;Коллективноеформулирование вывода оважности
и необходимостинаписания текста спробелами;
Дидактическаяигра
«Изобрази букву»:самостоятельноиливпарессоседом по
парте детипробуют изобразить буквысовременного
русскогоалфавита;
Рассказучителяославянскойазбуке и её создателях —
КириллеиМефодии;
Работа с иллюстрациейучебника:
сравнениестарославянского исовременногоалфавитов;
Дидактическаяигра «Изобрази
http://www.rus.1sep
букву»:самостоятельноиливпарессоседом по парте
tember.ru
детипробуют изобразить буквысовременного
русскогоалфавита;
Рассказучителяославянскойазбуке и её создателях —
КириллеиМефодии;
Работа с иллюстрациейучебника:
сравнениестарославянского исовременного
алфавитов;Анализ и комментированиезначения пословиц
оважности овладенияграмотой;
Игровое задание:распознавание буквсовременного
русскогоалфавита, представленных ввиде
наложенныхизображений;
Групповая работа силлюстрациями учебника:называние
современных видовдомов;
Учебный диалог: выдвижениепредположений о том,
какназывались жилища людей встарину;

3.3. Лексические единицы с национально-культурной
семантикой, обозначающие предметытрадиционного
русского быта: как называлось то, во что одевались в
старину (кафтан,кушак, рубаха, сарафан, лапти и
т.д.). Значение устаревших слов указанной
тематики.Русские пословицы и поговорки,
связанные с одеждой. Различные приемы
слушаниянаучно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и культурерусскогонарода.

4

Групповая работа,направленная на анализтекста,
уточнениезначения выделенных слов;Уточнение значения
слов,обозначающих жилищалюдей, с помощью
словарнойстатьи наглядного словаряучебника;
Работа с книгой: совмещениезрительной и
вербальнойинформации, уточнениелексического значения
слов,соотнесение иллюстрациии текстового
описания;Упражнение:
сравнениесловесногоописаниятеремавстихотворении
силлюстрацией, нахождениеотличий;
Знакомство с лексическимзначением слов,обозначающих
части
домов;Работаскнигой:знакомствосисториейвыражения«без
сучка, без задоринки» ;Учебный диалог:
обсуждениеситуаций, в которых
уместноупотребитьэтовыражение;
Работаскнигой:чтениетекста, составлениенебольших
http://www.rus.1
устныхсообщений на основепрочитанного;
september.ru
Работаскнигой:совмещениезрительной и
вербальнойинформации, уточнениелексического значения
слов,соотнесение иллюстрациии текстового
описания;Практическая работа:установление
соответствиймежду современнымистаринным
названиемодежды;
Коллективноеформулирование вывода
отом,какизменениежизничеловека (изменениевещей,
которыми онпользуется) отражается вязыке;
Работа с иллюстрациямиучебника, сравнениепредметов,
которые в старинуи сейчас называютсяодинаковым словом
сарафан;Беседа о
старинныхпредметахженскойодеждыиголовных
уборах;Использование словарныхстатей учебника
дляопределения лексическогозначенияслов;
Анализ лексическогозначения слова с опорой
наиллюстрации учебника:сравнениепоформеженскогоубора
и архитектурногоэлемента зданий;
Работа с книгой: совмещениезрительной и
вербальнойинформации, уточнениелексического значения
слов,соотнесение иллюстрациии текстового
описания;Творческое парное задание:составление

описанияодежды людей, изображённыхнакартине;

Итогопоразделу:
Раздел4.Секретыречиитекста
4.1. Наблюдение за текстами разной стилистической
принадлежности.
Составлениетекстов.Анализинформациипрочитанног
оипрослушанноготекста:выделениевнемнаиболеесу
щественныхфактов.

12

1

Итогопоразделу:
Раздел 5.Мирдетства
5.1. Я и книги

1

3

5.2.

Я взрослею
6

5.3.

Я и моясемья

Работаскнигой:чтениеисравнениетекстов;
http://www.rus.1s
Беседа по вопросам к тексту,определение цели создания
eptember.ru
иособенностей каждого текста;Групповая творческая
работа:подготовка рассказа о дожде,ливне, грозе с опорой
напрочитанные тексты;Использование словарныхстатей
учебника дляуточнения лексическогозначенияслов;
Наблюдение заиспользованием слов ивыражений
дляописания различных явленийприродывтекстах;
Парная работа, направленнаяна совмещение зрительной
ивербальной информации,уточнение лексическогозначения
слов,соотнесение иллюстрации итекстовогоописания;
Беседа о значенииустойчивых выражений одожде (льёт как
изведра, промокнутьдонитки,промокнуть насквозь);Рассказ
учителя о том, чтотакоезакличка;

4

Слушание текста: восприятие на слух художественных
произведений, которые читает учитель или
подготовленный ученик, понимание содержания
произведения, ответы на вопросы;
Чтение вслух: чтение небольших отрывков из
произведений целыми словами (скорость чтения в
соответствии с индивидуальным темпом чтения,
позволяющим осознать текст); выразительное чтение
отрывков из стихотворений (работа в группе);
Характеристика текста художественного произведения:
определение ключевых идей произведения; объяснение
смысла заголовка-пословицы; определение
последовательности, в которой появляются персонажи в
сказке. Характеристика героев произведения: установление
связи между поступками героя и его характером, оценка его
поступков с опорой на текст;
Чтение про себя: чтение небольших отрывков из
произведений, ответы на вопросы по содержанию; чтение и

http://www.rus.1s
eptember.ru

http://www.rus.1septe
mber.ru

http://www.rus.1septe
mber.ru

5.4.

Я фантазирую и мечтаю
4

Итогопоразделу
Раздел 6.Россия — родина моя
6.1. Родная страна во все времена сынами сильна

17

4

6.2.

Народные праздники, связанные с временами года
5

6.3. О родной природе
6

Итогопоразделу:
Резервноевремя
ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ

обсуждение историко-культурной информации, имеющей
отношение к прочитанному произведению;
Характеристика текста художественного произведения:
определение главной мысли произведения; сравнение двух
произведений, определение идеи, которая их объединяет;
Характеристика героев произведения: оценка поступков
героев с опорой на текст; определение отношения автора к
своему герою, подтверждение своих выводов примерами из
текста;
Учебный диалог на основе текста;
http://www.rus.1septe
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного
mber.ru
чтения, опираясь на рекомендательный список в учебнике и
рассказ учителя;

15
2
66

Слушание текста: восприятие на слух художественных
произведений, которые читает учитель или подготовленный
ученик, понимание содержания произведения, ответы на
вопросы;
Чтение вслух: чтение небольших отрывков из произведений
целыми словами; Чтение про себя: чтение небольших
отрывков из произведений, ответы на вопросы по
содержанию; чтение и обсуждение историко-культурной
информации, имеющей отношение к прочитанному
произведению;
Чтение про себя: чтение небольших отрывков из
произведений, ответы на вопросы по содержанию; чтение и
обсуждение историко-культурной информации, имеющей
отношение к прочитанному произведению;
Характеристика текста художественного произведения:
определение темы и главной мысли произведения;
Пересказ: подготовка краткого пересказа текста по плану;
Учебный диалог на основе текста;
Проверочная работа;
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного
чтения, опираясь на рекомендательный список в учебнике и
рассказ учителя;

http://www.rus.1septe
mber.ru

http://www.rus.1septe
mber.ru

http://www.rus.1septe
mber.ru

ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п

Темаурока

1. Как люди общаются друг сдругом.
2. Общение. Устная иписьменнаяречь.
3. Не красна книга письмом, красна умом
Вежливые слова. Какприветствоватьвзрослогои сверстника?
4.
Каквежливопопросить?
Как люди приветствуютдругдруга.
5.
6. Первые шаги в чтении: С. А. Баруздин. «Самое простое дело».
7. Зачемлюдямимена.
8. Спрашиваемиотвечаем.
Цели и виды вопросов(вопрос-уточнение, вопроскак запрос на
9.
новоесодержание).
10. Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент).
11. Выделяемголосомважныеслова.
12. Ударение.
13. Рольлогическогоударения.
14. Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»).
15. Какможноигратьзвуками.
16. Звукопись в стихотворномхудожественномтексте.
17. Гдепоставитьударение
18. Смыслоразличительнаярольударения
19. Каксочетаютсяслова
20. Наблюдениезасочетаемостьюслов
21. Без друга в жизни туго.
22. Обобщениепопройденномуразделу.
23. Пословицы о дружбе.
24. Какписаливстарину.
25. ОформлениякнигвДревнейРуси.
26. Обисториирусскойписьменности.
27. Урок–практикум«Оформление буквиц изаставок».
28. Произведения о дружбе. Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало».
29. Домвстарину:чтокакназывалось.

Количе
Датаизучения
ствочас
Фактич
По плану
ов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Виды, формыконтроля
Устныйопрос;
Практическаяработа;
Устныйопрос;
Практическаяработа;
Практическаяработа;Устный
опрос;
Устныйопрос;
Практическаяработа;
Практическаяработа;
Устныйопрос;
Устныйопрос;
Практическаяработа;
Практическаяработа;
Практическаяработа;
Устныйопрос;
Практическаяработа;
Практическаяработа;
Практическаяработа;
Устныйопрос;
Практическаяработа;
Практическаяработа;
Устныйопрос;
Практическаяработа;
Устныйопрос;
Практическаяработа;
Устныйопрос;
Устныйопрос;
Практическаяработа;
Устныйопрос;
Устныйопрос;

30. Слова,обозначающиепредметы традиционногорусскогобыта
31. И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент).
32. Домвстарину:землянка,изба,терем,палаты.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.

Домвстарину:горница,светёлка,светлица.
С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг».
Вочтоодевалисьвстарину.
Во что одевались встарину: кафтан, кушак,рубаха, сарафан, лапти и т.д.
Русские народныекостюмы на картинахрусскиххудожников.
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.
Сравниваемтексты.
Пословицы о правде и честности.
Сравниваемтексты.
Сопоставлениетекстов.
Произведения о честности как нравственном ориентире.В. А. Осеева.
«Почему?».
Л. Н. Толстой. «Лгун».
Необычное в обычном.
С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент).
В. В. Лунин. «Я видела чудо».
М. М. Пришвин. «Осинкам холодно».
А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры».
С чего начинается Родина?
Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент).
П. А. Синявский. «Рисунок».
К. Д. Ушинский. «Наше Отечество».
Сколько же в небе всего происходит
Поэтические представления русского народа о солнце, луне, звёздах, облаках;
отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и
прозе.
Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках.
И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…»

С. В. Востоков. «Два яблока». В. М. Катанов. «Жар-птица». А. Н. Толстой.
«Петушки».
59. Итоговоеповторение.
60. Резерв
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ
58.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Практическаяработа;
Устныйопрос;
Практическаяработа;
Практическаяработа;
Устныйопрос;
Устныйопрос;
Устныйопрос;
Практическаяработа;
Устныйопрос;
Практическаяработа;
Устныйопрос;
Устныйопрос;
Практическаяработа;
Устныйопрос;
Устныйопрос;
Устныйопрос;
Устныйопрос;
Устныйопрос;
Устныйопрос;
Устныйопрос;
Устныйопрос;
Устныйопрос;
Устныйопрос;
Устныйопрос;
Устныйопрос;
Устныйопрос;

2
2
1
1
4
2
66

Устныйопрос;
Устныйопрос;
Устныйопрос;
Зачет;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».