Цель деятельности: создание психолого-педагогических и социально-психологических условий, позволяющих обеспечить полноценное психическое развитие учащихся и формирование у них способности к самовоспитанию и саморазвитию. Задачи: 1. Психологическое сопровождение и поддержка процесса обучения через индивидуальную работу с педагогами, учениками, родителями; 2. Содействие созданию социально-психолого-педагогических условий для успешной адаптации обучающихся 1-х, 5-х и 10-х классов; 3. Развитие у учащихся способностей к самопознанию, самоопределению и саморазвитию; 4. Развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, педагогов и родителей; 5. Разработка и внедрение форм и методов работы с педагогами, учениками, родителями, включающей в себя просветительскую и консультативную деятельность; 6. Повышать психологическую компетентность педагогов и родителей учащихся; 7. Содействовать коллективу образовательного учреждения в создании психологически безопасной образовательной среды. Направления психологической работы: 1. Психологическое просвещение: - ознакомление педагогов и родителей с основами возрастной, педагогической и социальной психологии, результатами новейших психологических исследований; - формирование потребности в психологических знаниях, их использование в работе с учащимися или в интересах собственного развития; - ознакомление учащихся с основами самовоспитания и саморазвития. 2. Психологическая профилактика: - формирование ответственности за соблюдение в учреждении психологических условий для полноценного развития учащихся; -своевременное выявление факторов психической и социальной дезадаптации учащихся. 3. Психологическое консультирование, экспертная деятельность: - консультирование учащихся по вопросам саморазвития, самовоспитания, взаимоотношений с педагогами, соучениками и родителями и т.д.; - консультирование педагогов по проблемам выбора оптимальных условий обучения и воспитания, создания должного психологического климата в классе и т.д.; - консультирование родителей по вопросам обучения и воспитания, выбора адекватных способов разрешения проблем; - психологическая экспертиза учебно-воспитательного процесса в школе. 4.Диагностическая работа: - исследование познавательной деятельности учащихся; - исследование личностных, характерологических особенностей, эмоционально-волевой сферы учащихся; - исследование сохранных, потенциальных и компенсаторных возможностей учащихся; - исследование методов родительского воспитания, их влияния на адаптацию учащихся к условиям образовательного процесса; - исследование нарушений поведения и психофизического развития учащихся; - исследование факторов риска социальной, психосоциальной, психической дезадаптации учащихся. 5. Коррекционно-развивающая работа: - организация психокоррекционной и развивающей работы, направленной на воздействие на познавательную, эмоциональную и личностную сферу учащихся; - формирование групп психологической коррекции по проблемам; - методическое обеспечение коррекционных и развивающих занятий. № п/п Наименование мероприятий Дата проведения Категория Планирование работы (составление плана, графика работы и рабочих 01.09.22 – 10.09.23 педагог-психолог программ) 2. Наблюдение за процессом адаптации учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов. сентябрь 1, 5, 10-е классы 1. I. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА 3. Социально – психологическое тестирование учащихся (СПТ) сентябрь, октябрь 7-11 классы Изучение особенностей когнитивного и психосоциального развития, 4. уровня готовности к школе, сформированности предпосылок к развитию УУД. октябрь, ноябрь первоклассники 5. Диагностика познавательных процессов учащихся. 6. Диагностика психо-эмоционального состояния обучающихся. 7. Диагностика психологического климата в классном коллективе. 8. Диагностика тревожности перед экзаменами. в течение года, по запросам в течение года в течение года ноябрь, апрель – май 1-10 классы 1-11 классы 1-11 классы 9,11 классы Отметка о выполнении Изучение процесса адаптации первоклассников, пятиклассников, десятиклассников, вновь прибывших учащихся: 1. 1-е классы: -изучение адаптации первоклассников; -изучение школьной мотивации; -изучение психологического климата в группе; -определение уровня самооценки; -определение уровня тревожности. 2. 5-е классы: 9. -изучение эмоционального настроя класса; -изучение отношения к учебным предметам; -определение уровня тревожности; - изучение психологического климата в группе. 3. 10 класс: - определение уровня тревожности старшеклассников; -определение уровня самооценки; - изучение психологического климата в группе; -определение мотивов учения. 10. Диагностика УУД. Диагностика уровня тревожности в школе у учащихся: 11. а) 9-х классов, перед сдачей ГИА; в) 11-х классов, перед сдачей ЕГЭ. октябрь 1,5, 10 классы январь, май 1-5 класс по плану сдачи ГИА, ЕГЭ 9,11 класс 12. Экспертный опрос педагогов. октябрь, апрель 13. Экспертный опрос родителей первоклассников. сентябрь 14. Межличностные отношения. 15. Диагностика уровня психологического климата коллектива. в течение года, по запросам январь учителя 1-х классов родители первоклассников обучающиеся педагоги II. КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА 16. Консультация и просвещение педагогов. в течение года педагоги 17. Консультация и просвещение родителей. в течение года родители 18. Консультация и просвещение школьников. в течение года обучающиеся в течение года учащиеся, родители, педагоги в течение года учащиеся октябрь первоклассники в течение года, по запросу первоклассники ноябрь 9 класс в течение года 9-11 класс в течение года 1-4 класс Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми26. инвалидами, ОВЗ, детьми «группы риска», в том числе из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. в течение года по запросу учащиеся инвалиды, с ОВЗ, дети «группы риска» 27. Консультативно-методическая работа с педагогами. 1 раз в четверть (4 раза) педагоги III. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА 19. Индивидуальные консультации. 20. 21. 22. 23. 24. 25. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с учениками, испытывающими трудности школьной адаптации и формировании УУД. Адаптационные коррекционно-развивающие занятия. Проведение развивающих занятий с целью создания условий для развития познавательной, эмоционально – волевой и личностно мотивационной сфер обучающихся. Диагностика первичной профессиональной направленности (групповая). Диагностика профессиональной направленности (индивидуально). Работа с учащимися, имеющими низкие показатели по уровню познавательных процессов. IV. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА 28. Введение документации. в течение года 29. Подготовка статистического отчета за полугодие, год. декабрь, май 30. Аналитический отчет за учебный год. Участие в работе РМО социальных педагогов и педагогов31. психологов района, участие в семинарах, конференциях, открытых родительских собраниях. 32. Повышение личной и профессиональной квалификации, май в течение года в течение года самообразование. Обработка, анализ, обобщение, интерпретация проведенных психодиагностических исследований. Анализ научной и практической литературы для подбора 34. инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ. 35. Участие в заседаниях, совещаниях, педсоветах. Индивидуальные и групповые консультации педагогов по вопросам 36. взаимодействия с обучающимися. 33. Оказание методической помощи классным руководителям в 37. проведении классных часов и родительских собраний. в течение года в течение года по плану школы в течение года педагоги в течение года классные руководители, родители V. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Подготовка учащихся и родителей к сдаче экзаменов: выступления 38. на родительских собраниях, памятки. Работа с неблагополучными семьями, семьями с ребёнком инвалидом и т.д.: консультации, семинары, лекции, памятки. Профилактика негативных проявлений среди учащихся (в т.ч. 40. суицидального поведения). 39. декабрь-апрель (IV четверть). в течение года в течение года учащиеся 9, 11 классов и их родителей учащиеся, родители 1-11 классы