Пояснительная записка к учебному плану для обучающихся с умственной отсталостью (Приказ 1599 вариант 1) Учебный план по организации очно-заочной формы обучения по адаптированным основным общеобразовательным программам (Приказ 1599 вариант 1) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Н.Д.Дронова села Троицкого Моздокского района Республики Северная Осетия – Алания (далее МБОУ СОШ с. Троицкого) 2021-2022 учебный год разработан на основании: - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; - Федерального закона «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 03.08.2018 года № 317-ФЗ»; - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 г. № 1643); - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»; - приказа от 22 ноября 2019 года «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющихся государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»; - приказа от 18 мая 2020 г. № 249 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющихся государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345» - приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - приказа Министерства образования и науки РФ от 04.11.2010 № 1015 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»; - Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от «19» декабря 2014г. №1599; - Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"" https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74993644/; - Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Н.Д.Дронова села Троицкого Моздокского района Республики Северная Осетия – Алания; - адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования МБОУ СОШ с. Троицкого (приказ № 156 от 31.08.2020 г.); - Положения о языках образования (обучения) и об изучении «Родного (русского) языка», «Литературного чтения на родном (русском) языке» и «Родной (русской) литературы» (приказ № 9 от 01.09.2018 г.), осуществляющего образовательную деятельность по реализуемым образовательным программам; - Положения о порядке организации изучения родного языка в МБОУ СОШ с. Троицкого (приказ № 9 от 01.09.2018 г.). В 2021-2022 учебном году по адаптированной образовательной программе ООО для детей сумственной отсталостью по заявлению родителей (законных представителей) обучается 2 школьников из 6 и 8 классов: Класс Кол-во детей Программа обучения Форма обучения 6 1 Приказ 1599 вариант 1 Очно-заочная 8 1 Приказ 1599 вариант 1 Очно-заочная Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся, состав и структуру образовательных областей и учебных предметов, отводимый на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана адаптированной основной общеобразовательной программы составляет 70 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса – 30 % от общего объема учебного плана адаптированной основной общеобразовательной программы. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы в учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Школа самостоятельна в осуществлении образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (предметно-практическая деятельность, экскурсии, наблюдения за окружающей действительностью и т. д.). Знания по общеобразовательным предметам имеют практическую направленность. Особенности учебного плана. Учебный план МБОУ СОШ с. Троицкого, реализующего АООП дляобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксируетобщий объем нагрузки, максимальный объѐм аудиторной нагрузки обучающихся, состав иструктуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое наих освоение по классам и учебным предметам. В процессе усвоения учебных предметов,учащиеся достигают уровня элементарной грамотности, овладевают навыками общения,учебного труда, культуры поведения. На каждом этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметныхобластей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов,входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательныхпотребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатковпсихического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит икоррекционно-развивающая область. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемойучастниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметовобязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всехобразовательных учреждениях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на ихизучение по классам (годам) обучения.Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, котороеобеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): - формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системойсоциальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию всоциальное окружение; - формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщениеих к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; - формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения вэкстремальных ситуациях. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательныхотношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательныхпотребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальныхпотребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемаяучастниками образовательных отношений, предусматривает: - учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числеэтнокультурные; - увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметовобязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особыхобразовательныхпотребностей,обучающихсясумственной(интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков впсихическом и (или) физическом развитии. Учебным планом предусмотрено распределение часов части, формируемой участниками образовательных отношений. Указанные часы распределились следующим образом: - в предметной области «Язык и речевая практика» с цельюразвития речевой коммуникации учащихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях и в связи с запросами родителей (законных представителей) обучающихсяна предмет «Русский язык» и «Литературное чтение» в 6 классе добавлено по 1 часу. - в предметной области «Человек и общество» с целью формирования уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни и в связи с запросами родителей (законных представителей) обучающихсяна предмет «Основы социальной жизни» в 8 классе добавлен 1 час. - в предметной области «Человек и общество» с целью обучения основным нормам морали, знакомства с культурными традициями народов России, формирования представлений об исторической роли традиционных религий в связи с запросами родителей (законных представителей) обучающихся на предмет «ОДНКНР» в 8 классе добавлен 1 час. В учебный план входит внеурочная деятельность, которая представлена коррекционноразвивающим направлением и другими направлениями внеурочной деятельности. Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является обязательной и направлена на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях, включает в себя психокоррекционные занятия (6 часов). Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. В ходе психокоррекционных занятий осуществляется психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Основные направления работы: познавательная сфера (формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, интеллектуальных процессов); эмоционально-личностная сфера (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля); коммуникативная сфера и социальная интеграция (развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения). Коррекционноразвивающие занятия проводятся как во время внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности. На индивидуальные коррекционные занятия отводится 15-20 минут, на групповые занятия –35-40 минут. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (духовно-нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. МБОУ СОШ с. Троицкого предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов - 4 часа в неделю. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет образовательная организация. Расписание занятий внеурочной деятельности составлено с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. При работе с детьми осуществляется дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их подготовки. Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней. Пятидневная учебная неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену. Продолжительность учебного года составляет 34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 31 календарного дня, летом — не менее 8 недель. Учебный план по организации очно-заочной формы обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе (Приказ 1599 вариант 1) Харебиной И.Б., обучающейся 7 «А» класса МБОУ СОШ с. Троицкого Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания в 2022-2023 учебном году Предметные области Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и речевая 1.1.Русский язык практика 1.2.Чтение (Литературное чтение) 2. Математика 2.1.Математика 3. Естествознание 3.1.Природоведение 3.2. География 4. Человек и 4.1. Мир истории общество 4.2. Основы социальной жизни 5. Физическая 5.1. Физическая культура культура 6. Технологии 6.1. Профильный труд Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Русский язык Чтение Максимально допустимая недельная нагрузка Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) Внеурочная деятельность: Всего Количест во часов в неделю всего Количество Количество часов в часов в неделю, неделю, изучаемых изучаемых заочно очно 4 4 1 1 3 3 4 2 2 2 1 3 2 1 1 1 1 0 2 1 1 1 0 3 6 28 2 2 10 4 18 1 1 30 6 0 0 10 0 1 1 20 6 4 0 4 40 10 30 Учебный план по организации очно-заочной формы обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе (Приказ 1599 вариант 1) Абросимовой Е.В., обучающейся 9 «А» класса МБОУ СОШ с. Троицкого Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания в 2022-2023 учебном году Предметные области Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и речевая 1.1.Русский язык практика 1.2.Чтение (Литературное чтение) 2. Математика 2.1.Математика 2.2. Информатика 3. Естествознание 3.1. Биология 3.2. География 4. Человек и 4.1. Основы социальной жизни общество 4.2. История отечества 5. Физическая 5.1. Физическая культура культура 6. Технологии 6.1. Профильный труд Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений ОДНКНР Основы социальной жизни Максимально допустимая недельная нагрузка Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) Внеурочная деятельность: Всего Количест во часов в неделю всего Количество Количество часов в часов в неделю, неделю, изучаемых изучаемых заочно очно 4 4 1 1 3 3 3 1 2 2 2 2 3 2 0 1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 1 3 8 31 2 2 10 6 21 1 1 33 6 0 0 10 0 1 1 23 6 4 0 4 43 10 33 Формы промежуточной аттестации при обучении детей с умственной отсталостью Текущий контроль успеваемости обучающихся 1 классов осуществляется качественно, без фиксации достижений обучающихся в классном журнале в виде отметок по пятибалльной системе, допустимоиспользовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию. Начиная со 2 класса осуществляется оценивание знаний попятибалльной системе. Промежуточная аттестация подразделяется на четвертную промежуточнуюаттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине,модулю по итогам четверти, а также годовую промежуточную аттестацию, котораяпроводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогамучебного года. Промежуточная аттестация обучающихся II - V классов по итогам четвертипроводится на основе текущего контроля успеваемостипериодичностью 1 раз в четверть. Годовая промежуточная аттестация проводится на основе результатов четвертныхпромежуточных аттестаций и итоговой контрольной или зачетной работы. Годоваяпромежуточная аттестация представляет собой результат среднего арифметическогооценок за четверти, а также с учетом итоговой контрольной или зачетной работы.Округление результата проводится в пользу обучающегося. Формами промежуточной аттестации являются: проверочные, практические,контрольные, творческие работы; письменные отчеты о наблюдениях; письменныеответы на вопросы теста; сочинения; изложения; диктанты; рефераты; зачеты и другое. Промежуточная аттестация обучающихся II - IV классов проводится по 3обязательным предметам: русский язык, математика (в форме контрольных работ 4 раза вгод: в октябре, декабре, марте и мае); чтение (в форме проверки навыка чтения - в октябреи апреле). Промежуточная аттестация обучающихся 5 класса проводится попредметам: русский язык, математика, чтение (литературное чтение), природоведение,профильный труд каждую четверть (в форме проверочных, контрольных, творческихработ; письменных отчѐтов о наблюдениях; письменных ответов на вопросы теста;сочинений, изложений, диктантов, рефератов, зачетов и др.).Иные формы промежуточной аттестации также могут предусматриватьсяобразовательной программой, приниматься педагогическим советом и утверждатьсяруководителем ОУ. Материалы для промежуточной аттестации разрабатываются методическимиобъединениями учителей начальных и старших классов. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законныхпредставителей) результаты промежуточной аттестации учащихся как посредствомзаполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме(электронный дневник во II - III классах, с IV класса дневник учащегося, электронныйдневник), так и по запросу родителей (законных представителей) учащихся.Результаты четвертной промежуточной аттестации и годовой промежуточной аттестации фиксируются вжурналах и в личном делеобучающегося. В промежуточной аттестации обучающихся, находящихся на лечении всанаториях, стационарах и других медицинских учреждениях, учитываются оценки,полученные в учебном заведении при лечебном учреждении. Оценку обучающихся с ЗПР, легкой и умеренной степенью умственной отсталости, в том числе и обучающихся на дому, во 2-х — 9-х классах школы по всем предметам образовательно программы, за исключением коррекционного блока, принято осуществлять по пятибалльной системе с измененной шкалой оценивания по каждому предмету. Вследствие того, что образование некоторых категорий детей с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не является цензовым, отметки в баллах, выставляемые обучающимся, также не являются «цензовыми», т.е. они не могут быть приравнены к оценкам учащихся общеобразовательной школы, а являются лишь показателем успешности продвижения воспитанников по отношению к самим себе.