Пояснительная записка
к учебному плану для обучающихся с умственной отсталостью
(Приказ 1599 вариант 1)
Учебный план по организации очно-заочной формы обучения по
адаптированным основным общеобразовательным программам (Приказ 1599
вариант 1) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средней
общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Н.Д.Дронова села Троицкого
Моздокского района Республики Северная Осетия – Алания (далее МБОУ СОШ с.
Троицкого) 2021-2022 учебный год разработан на основании:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федерального закона «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации» от 03.08.2018 года № 317-ФЗ»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №
373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции Приказов
Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060,
от 29.12.2014 г. № 1643);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г.
№ 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- приказа от 22 ноября 2019 года «О внесении изменений в Федеральный перечень
учебников,
рекомендуемых
к
использованию
при
реализации
имеющихся
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства
Просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»;
- приказа от 18 мая 2020 г. № 249 «О внесении изменений в Федеральный перечень
учебников,
рекомендуемых
к
использованию
при
реализации
имеющихся
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства
Просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»
- приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки РФ от 04.11.2010 № 1015 «Об утверждении
федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной
оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от «19» декабря 2014г.
№1599;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» утвержденные постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"" https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74993644/;
- Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средней
общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Н.Д.Дронова села Троицкого
Моздокского района Республики Северная Осетия – Алания;
- адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего
образования МБОУ СОШ с. Троицкого (приказ № 156 от 31.08.2020 г.);
- Положения о языках образования (обучения) и об изучении «Родного (русского) языка»,
«Литературного чтения на родном (русском) языке» и «Родной (русской) литературы»
(приказ № 9 от 01.09.2018 г.), осуществляющего образовательную деятельность по
реализуемым образовательным программам;
- Положения о порядке организации изучения родного языка в МБОУ СОШ с. Троицкого
(приказ № 9 от 01.09.2018 г.).
В 2022-2023 учебном году по адаптированной образовательной программе для детей
сумственной отсталостью по заявлению родителей (законных представителей) обучается 2
школьников из 3 классов:
Класс Кол-во
Программа обучения
Форма обучения
детей
3
2
Приказ 1599 вариант 1
Очно-заочная
Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для
детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяет общий и
максимальный объем нагрузки обучающихся, состав и структуру образовательных
областей и учебных предметов, отводимый на их освоение по классам и учебным
предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания
образования, требований
к
его
усвоению
и организации
образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов
его реализации.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана
адаптированной основной общеобразовательной программы составляет 70 %, а часть,
формируемая участниками образовательного процесса – 30 % от общего объема учебного
плана адаптированной основной общеобразовательной программы.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы в учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его
интеграцию в социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Школа самостоятельна в осуществлении образовательного процесса, в выборе видов
деятельности по каждому предмету (предметно-практическая деятельность, экскурсии,
наблюдения за окружающей действительностью и т. д.). Знания по общеобразовательным
предметам имеют практическую направленность.
Особенности учебного плана.
Учебный план МБОУ СОШ с. Троицкого, реализующего АООП дляобучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксируетобщий объем
нагрузки, максимальный объѐм аудиторной нагрузки обучающихся, состав иструктуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое наих
освоение по классам и учебным предметам. В процессе усвоения учебных
предметов,учащиеся достигают уровня элементарной грамотности, овладевают навыками
общения,учебного труда, культуры поведения.
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены шесть
предметныхобластей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных
предметов,входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную
коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых
образовательныхпотребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью
коррекции недостатковпсихического и физического развития обучающихся в структуру
учебного плана входит икоррекционно-развивающая область.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части,
формируемойучастниками образовательных отношений.
Обязательная
часть
учебного
плана
определяет
состав
учебных
предметовобязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во
всехобразовательных учреждениях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на
ихизучение по классам (годам) обучения.Обязательная часть учебного плана отражает
содержание образования, котороеобеспечивает достижение важнейших целей
современного образования обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями):
формирование
жизненных
компетенций,
обеспечивающих
овладение
системойсоциальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его
интеграцию всоциальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщениеих к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения
вэкстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательныхотношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательныхпотребностей,
характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальныхпотребностей
каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемаяучастниками
образовательных отношений, предусматривает:
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том
числеэтнокультурные;
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметовобязательной части;
введение
учебных
курсов,
обеспечивающих
удовлетворение
особыхобразовательныхпотребностей,обучающихсясумственной(интеллектуальными
нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков впсихическом и (или) физическом
развитии.
Учебным планом предусмотрено распределение часов части, формируемой
участниками образовательных отношений. Указанные часы распределились
следующим образом:
- в предметной области «Язык и речевая практика» с целью формирования навыков
письма, представлений о русском языке как средстве общения и источнике получения
знанийи в связи с запросами родителей (законных представителей) обучающихсяна
предмет «Родной язык» в 3-х классах добавлено 3 часа.
В учебный план входит внеурочная деятельность, которая представлена
коррекционно-развивающим направлением и другими направлениями внеурочной
деятельности.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является обязательной и
направлена на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в
современных жизненных условиях, включает в себя психокоррекционные занятия (6
часов).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя
из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы
реабилитации инвалида.
В ходе психокоррекционных занятий осуществляется психолого-педагогическое
воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном
развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Основные направления
работы: познавательная сфера (формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорноперцептивных, интеллектуальных процессов); эмоционально-личностная сфера
(гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к
своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование
навыков самоконтроля); коммуникативная сфера и социальная интеграция (развитие
способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов
взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса
ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения).
Коррекционно-развивающие занятия проводятся как во время внеурочной деятельности,
так и во время урочной деятельности. На индивидуальные коррекционные занятия
отводится 15-20 минут, на групповые занятия –35-40 минут.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (духовнонравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации.
МБОУ СОШ с. Троицкого предоставляет обучающимся возможность выбора широкого
спектра занятий, направленных на их развитие. Выбор направлений внеурочной
деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется
общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов - 4 часа в неделю.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП
определяет образовательная организация.
Расписание занятий внеурочной деятельности составлено с учетом наиболее
благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. При работе с детьми
осуществляется дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их
подготовки. Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней.
Пятидневная учебная неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья
обучающихся. Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года составляет 34 недели. Продолжительность каникул в
течение учебного года составляет не менее 31 календарного дня, летом — не менее 8
недель.
Учебный план
по организации очно-заочной формы обучения начального общего
образования
по адаптированной основной общеобразовательной программе
(Приказ 1599 вариант 1)
Колодяжной П.А., обучающейся 4 «В» класса
МБОУ СОШ с. Троицкого Моздокского района
Республики Северная Осетия-Алания в 2022-2023 учебном году
Предметные области
Учебные предметы
Количество
учебных
часов в
неделю/в год
Количеств
о часов
изучаемых
заочно
Количеств
о часов
изучаемых
очно
3/102
4/136
2/68
4/136
1/34
1/34
1/34
3/102
1
1
1
2
1
0
1
0
2
3
1
2
0
1
0
3
1/34
Итого
20/680
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
3/102
Родной язык
23/782
Максимальнодопустимая годовая нагрузка
6/204
Коррекционно-развивающая область
4/136
Внеурочная деятельность
1
8
0
12
0
8
0
0
3
15
6
4
Обязательная часть
1.Язык и речевая
практика
2.Математика
3.Естествознание
4.Искусство
5.Физическая
культура
6.Технологии
1.1. Русский язык
1.2. Чтение
1.3. Речевая практика
2.1. Математика
3.1. Мир природы и человека
4.1. Музыка
4.2. Изобразительное искусство
5.1. Физкультура
6.1. Ручной труд