Пояснительная записка к учебному плану для обучающихся с умственной отсталостью (Приказ 1599 вариант 1) Учебный план по организации очно-заочной формы обучения по адаптированным основным общеобразовательным программам (Приказ 1599 вариант 1) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Н.Д.Дронова села Троицкого Моздокского района Республики Северная Осетия – Алания (далее МБОУ СОШ с. Троицкого) 2021-2022 учебный год разработан на основании: - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; - Федерального закона «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 03.08.2018 года № 317-ФЗ»; - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 г. № 1643); - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»; - приказа от 22 ноября 2019 года «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющихся государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»; - приказа от 18 мая 2020 г. № 249 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющихся государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345» - приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - приказа Министерства образования и науки РФ от 04.11.2010 № 1015 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»; - Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от «19» декабря 2014г. №1599; - Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"" https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74993644/; - Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Н.Д.Дронова села Троицкого Моздокского района Республики Северная Осетия – Алания; - адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования МБОУ СОШ с. Троицкого (приказ № 156 от 31.08.2020 г.); - Положения о языках образования (обучения) и об изучении «Родного (русского) языка», «Литературного чтения на родном (русском) языке» и «Родной (русской) литературы» (приказ № 9 от 01.09.2018 г.), осуществляющего образовательную деятельность по реализуемым образовательным программам; - Положения о порядке организации изучения родного языка в МБОУ СОШ с. Троицкого (приказ № 9 от 01.09.2018 г.). В 2022-2023 учебном году по адаптированной образовательной программе для детей сумственной отсталостью по заявлению родителей (законных представителей) обучается 2 школьников из 3 классов: Класс Кол-во Программа обучения Форма обучения детей 3 2 Приказ 1599 вариант 1 Очно-заочная Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся, состав и структуру образовательных областей и учебных предметов, отводимый на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана адаптированной основной общеобразовательной программы составляет 70 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса – 30 % от общего объема учебного плана адаптированной основной общеобразовательной программы. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы в учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Школа самостоятельна в осуществлении образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (предметно-практическая деятельность, экскурсии, наблюдения за окружающей действительностью и т. д.). Знания по общеобразовательным предметам имеют практическую направленность. Особенности учебного плана. Учебный план МБОУ СОШ с. Троицкого, реализующего АООП дляобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксируетобщий объем нагрузки, максимальный объѐм аудиторной нагрузки обучающихся, состав иструктуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое наих освоение по классам и учебным предметам. В процессе усвоения учебных предметов,учащиеся достигают уровня элементарной грамотности, овладевают навыками общения,учебного труда, культуры поведения. На каждом этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметныхобластей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов,входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательныхпотребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатковпсихического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит икоррекционно-развивающая область. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемойучастниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметовобязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всехобразовательных учреждениях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на ихизучение по классам (годам) обучения.Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, котороеобеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системойсоциальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию всоциальное окружение; - формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщениеих к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; - формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения вэкстремальных ситуациях. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательныхотношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательныхпотребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальныхпотребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемаяучастниками образовательных отношений, предусматривает: - учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числеэтнокультурные; - увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметовобязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особыхобразовательныхпотребностей,обучающихсясумственной(интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков впсихическом и (или) физическом развитии. Учебным планом предусмотрено распределение часов части, формируемой участниками образовательных отношений. Указанные часы распределились следующим образом: - в предметной области «Язык и речевая практика» с целью формирования навыков письма, представлений о русском языке как средстве общения и источнике получения знанийи в связи с запросами родителей (законных представителей) обучающихсяна предмет «Родной язык» в 3-х классах добавлено 3 часа. В учебный план входит внеурочная деятельность, которая представлена коррекционно-развивающим направлением и другими направлениями внеурочной деятельности. Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является обязательной и направлена на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях, включает в себя психокоррекционные занятия (6 часов). Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. В ходе психокоррекционных занятий осуществляется психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Основные направления работы: познавательная сфера (формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорноперцептивных, интеллектуальных процессов); эмоционально-личностная сфера (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля); коммуникативная сфера и социальная интеграция (развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения). Коррекционно-развивающие занятия проводятся как во время внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности. На индивидуальные коррекционные занятия отводится 15-20 минут, на групповые занятия –35-40 минут. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (духовнонравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. МБОУ СОШ с. Троицкого предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов - 4 часа в неделю. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет образовательная организация. Расписание занятий внеурочной деятельности составлено с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. При работе с детьми осуществляется дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их подготовки. Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней. Пятидневная учебная неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену. Продолжительность учебного года составляет 34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 31 календарного дня, летом — не менее 8 недель. Учебный план по организации очно-заочной формы обучения начального общего образования по адаптированной основной общеобразовательной программе (Приказ 1599 вариант 1) Колодяжной П.А., обучающейся 4 «В» класса МБОУ СОШ с. Троицкого Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания в 2022-2023 учебном году Предметные области Учебные предметы Количество учебных часов в неделю/в год Количеств о часов изучаемых заочно Количеств о часов изучаемых очно 3/102 4/136 2/68 4/136 1/34 1/34 1/34 3/102 1 1 1 2 1 0 1 0 2 3 1 2 0 1 0 3 1/34 Итого 20/680 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 3/102 Родной язык 23/782 Максимальнодопустимая годовая нагрузка 6/204 Коррекционно-развивающая область 4/136 Внеурочная деятельность 1 8 0 12 0 8 0 0 3 15 6 4 Обязательная часть 1.Язык и речевая практика 2.Математика 3.Естествознание 4.Искусство 5.Физическая культура 6.Технологии 1.1. Русский язык 1.2. Чтение 1.3. Речевая практика 2.1. Математика 3.1. Мир природы и человека 4.1. Музыка 4.2. Изобразительное искусство 5.1. Физкультура 6.1. Ручной труд